ГЛАВА IV
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ И АРМЯНСКИМИ
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ
БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года
В 1908 году Абдул Хамид под давлением имевших место в Турции революционных выступлений армии под руководством младотурок вынужден был по требованию младотурок восстановить конституцию Мидхата 1876 г.24 июля 1908 года рано утром во все вилайеты Османской империи были отправлены телеграммы с решением о восстановлении конституции в Османской империи и о подготовке к выборам депутатов в парламент.
25 июля по требованию младотурок был напечатан указ султана об амнистии для участников революционных движений. Были открыты ворота тюрем. Амнистия распространилась на почти более чем 80.000 политических заключенных и политических эмигрантов. На родину из-за границы возвращались томившиеся десятки лет на чужбине политические эмигранты разных национальностей.
Во всех уголках Османской империи происходили манифестации, митинги, собрания, демонстрации солидарности, братства и равенства наций. В этих собраниях участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, военные, студенты – все социальные слои Османской империи. Царило невиданное ранее воодушевление. Происходило братание между христианами и мусульманами.
Восстановление конституции с особенным воодушевлением приняли подвластные народы. Они выступали с лозунгами равенства, братства и свободы, связывая их с практическими задачами решения национальных проблем страны.
В условиях царившей в стране атмосферы воодушевления радость по поводу свержения режима «зулюма» выражал также армянский народ, который считал, что восстановление конституции положит конец резне, погромам и политике произвола, что в стране начинается качественно новый этап армяно-турецких отношений. В Эрзеруме, например, прошла огромная манифестация, в которой участвовали армяне и турки. Из местной тюрьмы были выпушены на свободу все политические заключенные, а само здание разрушено манифестантами. На его месте был разбит парк. Такие же манифестации проходили в Ване, Эрзинджане и во всех городах Западной Армении. Примечателен тот факт, что во всех манифестациях, проходивших в районах с преобладающим армянским населением, принимали участие как армяне, так и турки. Они совместно давали заверения в братстве и верности, обещая приложить все усилия для дальнейшего развития и прогресса новой Турции.
В печати публиковалась обширная информация о совместных армяно-турецких митингах братства. В Стамбуле в конце июля 1908 г. была организована мощная манифестация, посвященная братству между армянами и турками. Вот как описывает эту манифестацию одна из армянских газет Стамбула: «Зрелище потрясающего и беспримерного шествия было поразительно... Народ запрудил широкий проспект, тянущийся от церкви Св. Троицы до парка Таксим. Армяне и турки рука об руку шли по проспекту с военным оркестром, развевающимися флагами и провозглашая лозунги – «Да здравствует конституция! Да здравствует свобода! Да здравствует братство! Да здравствует армия!». Из раскрытых настежь окон домов на манифестантов сыпались букеты цветов и разноцветные конфетти». Шествие остановилось у парка Таксим. Здесь с пламенными речами выступили турки и армяне – Фуад-паша, Назым-паша, Григор Зохрап, Мушег, известный турецкий публицист, профессор права Ахмед Шуайиб-бей, профессор Акоп эффенди Джеджизян, писательница мадам Сипил, каймакам Сулейман-бей и другие ораторы. Газета опубликовала речь Григора Зохрапа, которая начиналась следующим образом: «О, свободные османцы, свободные соотечественники, в момент окончания войны армия заботится о своих раненых, хоронит своих мертвецов. Мы сегодня так и поступаем. Мы только что вышли из состояния войны, войны, которую вело правительство против наций. Эта борьба, продолжающаяся вот уже тридцать лет, напоминает известную в истории по своей протяженности Тридцатилетнюю войну. Мы вышли из этой войны с большими потерями, но с честью и победой». Затем Г. Зохрап дал анализ ситуации последних тридцати лет в Турции и акцентировал мысль о том, что Османская империя получила конституцию в результате борьбы всех народов, проживающих в ней.
Газета «Бюзандион» напечатала также речь Ахмеда Шуайиб-бея. В ней он характеризовал значение деятельности армян в восстановлении конституции и дал ей высокую оценку. «Молодцы, братья-армяне!» – восклицал Ахмед Шуайиб-бей, обращаясь к армянам. Вместе с тем он защищал основные принципы национальной политики младотурок. Пытался в соответствии с идеями османизма «теоретически» обосновать необходимость сохранения целостности Османской империи. Отрицал саму идею независимой Армении. Его речь характерна для апологетов османизма, поэтому стоит привести отрывок из нее. Он говорил: «Невозможно, чтобы турки и армяне организовали политически независимые управления и отделились друг от друга. Того требует необходимость, вытекающая из географических, исторических и политических соображений. Мы обречены жить вместе. Если турки и армяне не будут жить вместе, то это нанесет вред как армянам, так и государству. Прошли времена разрозненности и вражды... Вы – сыновья большой империи. По сравнению с масштабами империи насколько жалкой может выглядеть независимая Армения, как результат недальновидного мышления. Идея «я» и «ты» изжила себя. Мы родились и выросли на этой общей родине и топчем одну и ту же священную землю. Сегодня в османских странах все народы одинаково равны перед законом. Отныне мы силой, умом и сердцем должны быть привязаны к нашей общей родине. Наше самое большое желание – еще более укрепить существующий меж нами союз, спасти родину от внутреннего сепаратизма и создать независимое и прекрасное государство. Забудем мрачное прошлое и рука об руку приступим к созидательной работе во имя спасения и счастья родины». Таким образом, речь Шуайиба показывает, что даже в те первые дни после восстановления конституции, когда так сильны были надежды подвластных народов на справедливое решение национального вопроса, когда повсеместно происходили совместные манифестации, братанье христиан и мусульман, младотурки и их сторонники не только не думали отказываться от основных положений реакционной доктрины османизма, но и старались использовать ее в пропагандистских целях для того, чтобы добиться отказа нетурецких народов от борьбы за свои национальные права. Примечательно, что в Париже у могилы Дамат-паши на кладбище Пер Лашез был также организован митинг, в котором участвовали деятели младотурок и партии Дашнакцутюн. Митинг был продолжен затем у могилы Ерванда Отяна, похороненного на том же кладбище. От партии Дашнакцутюн выступил К. Басмаджян. Отдавая дань уважения памяти жертв, павших в борьбе за прогресс Турции, он специально остановился на имени Дамата Махмуд-паши. Затем он характеризовал принца Сабахеддина, превознося его как большого революционера и армянофила. Далее К. Басмаджян призывал оказать всемерную поддержку ему и его группе. Он говорил: «Принц Сабахеддин сегодня с нами, и он должен стать предметом особых наших забот. Мы обязаны оказать ему моральную поддержку для осуществления его программы. Мы должны в стране обеспечить силой ту партию, которая своей программой максимально близка к программе революционной партии Дашнакцутюн. Во время ближайших выборов депутатов в парламент мы должны отдать свои голоса за своего соотечественника – турка, за партию избираемого нами принца Сабахеддина. Во время заседаний в созванных в Париже обоих конгрессов, на которых я участвовал от партии Дашнакцутюн и вне конгрессов, в ежедневных общениях с ним, я сблизи изучил преимущества партии принца Сабахеддина, особенно ее конструктивную позицию в отношении армян. Вот по этой причине находящаяся в Париже армянская партия устроила сегодня этот митинг, отдавая дань уважения памяти Дамата Махмуд-паши, чтя его в лице принца Сабахеддина». Речь завершилась лозунгами – «Да здравствует Сабахеддин! Да здравствует солидарность народов! Да здравствует революция!».
Прибытие Сабахеддина в Константинополь в сентябре 1908 года было встречено населением города, главным образом, армянами и греками, с воодушевлением и восторгом.
Такое отношение к принцу Сабахеддину и его идейным установкам со стороны армянских политических деятелей определялось тем, что Сабахеддин и созданная им после неудачи конгресса младотурок в 1902 году «Лига децентрализации и частной инициативы» выступали за то, чтобы были резко расширены права местных органов власти, в частности, чтобы финансами того или иного вилайета империи ведали провинциальные советы, избираемые населением края. Такой подход Сабахеддина к расширению прав местной администрации и выборных органов самоуправления отдельных районов империи гораздо более импонировал армянским политическим деятелям, чем позиция младотурок – иттихадистов, выступавших сторонниками нейтралистского османизма.
В царящей в Турции атмосфере ликования и воодушевления везде говорилось о братстве, равноправии и счастье народов Османской империи. Руководящие деятели младотурецкой партии «Иттихад ве терраки» громогласно заявляли о своих симпатиях к армянскому народу, признавались в том, что они многому научились у деятелей армянских национальных политических сил. Особенно ликовал Стамбул. Везде проходили митинги, посвященные армяно-турецкому братству. Праздничный настрой охватил все районы, учреждения Стамбула. Казалось, Турция вступает в новую, доселе невиданную стадию истории национальных отношений. Анализируя необычайно богатые материалы того периода, мы видим, что народы Османской империи были уверены в искренности обещаний младотурок, нисколько не сомневаясь в том, что политике репрессий, резни и гонений положен конец. Народы эти ничего не имели друг против друга и в житейских ситуациях всегда находились в наилучших отношениях. И только национальная политика правящих кругов империи натравливала их друг на друга, разжигая религиозные страсти и настраивая мусульман против христиан,
Впечатление от младотурецкой революции было большим и в европейских странах. Социалистическая печать посвятила революции хвалебные статьи. Социалисты созвали митинги в Вене, Брюсселе и других городах. Примечательна в этом отношении демонстрация, организованная 10 октября 1908 года в Брюсселе в зале «Мэзон де пёпль», где проходили заседания бюро II Интернационала. Заседание проходило при участии В. И. Ленина, К. Каутского, В. Адлера, Г. Гайдмана, Э. Вайана и других крупных деятелей международного социалистического движения. На заседании с информацией об османской революции выступил представитель партии Дашнакцутюн. Было принято решение предоставить будущей независимой Армении право представительства во II Интернационале.
Политические организации всех народов Османской империи приступили к выработке своих принципов деятельности в новых условиях. В создавшейся ситуации армянские политические партии и общественные организации, с воодушевлением приняв конституцию, отказались от идеи создания независимого армянского государства и сняли вопрос о европейском вмешательстве. Они стремились к углублению революции, к дальнейшей демократизации страны и созданию истинного национального равноправия.
Сразу же после революции было напечатано заявление ответственного органа партии Дашнакцутюн в Стамбуле относительно османской конституции. В этом документе партия Дашнакцутюн объявляла, что она всеми силами будет защищать решения парижского конгресса 1907 года, принятые представителями революционных организаций партии Дашнакцутюн, младотурок, а также других революционных организаций. Партия Дашнакцутюн требовала серьезных гарантий для осуществления конституции и подчеркивала, что в революционных кругах нет доверия к Абдул Хамиду, решение о низложении которого было принято на конгрессе в Париже. В заявлении говорится, что в случае, если правительство Абдул Хамида не удовлетворит требования народов Османской империи, тем паче, если оно попытается повторить обман 1876 года, то все организации вновь возобновят борьбу.
30 июля 1908 года был напечатан циркуляр стамбульского ответственного органа партии Дашнакцутюн, в котором излагается позиция партии. В циркуляре говорится о том, что первая победа освободительного движения – результат многолетней и трудной работы, результат, добытый ценой многочисленных жертв и борьбы, благодаря которой сегодня звучит во всех уголках Османской империи призыв к свободе, братству и равенству. «Однако, – говорится далее в циркуляре, – больно признаться, и мы этого не скрываем, что среди разных слоев народа, в памяти которого живы еще ужасы старого режима, раздаются грустные голоса сомнения и недоверия: «Долго ли продлится эта пора свободы?». В документе выражена решимость защищать добытую столь трудной ценой свободу: «Свободу мы завоевали кровью и кровью защитим ее, если появится столь грустная надобность. Свобода эта – наша, и никто не осмелится отнять ее у нас. Она не дарована нам чьей-либо милостью».
В сентябре 1908 года партия Дашнакцутюн опубликовала свою платформу деятельности на предстоящих выборах в парламент. В документе говорилось: «Мы уверены в том, что для такой многонациональной страны, каковой является Османская империя, лучшая политическая организация – это форма федеративной децентрализации, при которой все части империи, имеющие экономико-географическое и этнографически специфическое лицо, получат внутреннюю административно-законодательную автономию, что усилит и укрепит в целом государственную систему. Сознавая также, что достижение этой цели возможно лишь постепенно, путем коренных демократических реформ и мирного сотрудничества со всеми соседними народами и другими партиями, что убережет новый режим от нежелательных потрясений, партия Дашнакцутюн выдвигает для сегодняшнего дня и для первых заседаний парламента необходимые, вытекающие из сегодняшней действительности, требования». Партия Дашнакцутюн выражает надежду, что эти требования станут основой для мирного сотрудничества между турецкими, греческими, армянскими, македонскими, арабскими, албанскими, курдскими и другими политическими партиями, стремящимися укрепить новый парламентский режим и повести страну по пути свободы, равноправия и братства. Затем партия Дашнакцутюн представила будущему парламенту следующие предложения и требования:
1. Османская империя должна быть признана независимой и целостной, пока она считается конституционной и демократической.
2. Западная Армения является неотделимой частью Османской империи и ведет свои местные дела, опирающиеся на систему децентрализации, которой будут равносильно пользоваться все живущие в стране народы.
3. Османское центральное правительство, основанное на системе народного представительства, ведет общие дела государства, в его ведении находятся также внешняя политика, армия, валюта, таможня, железные дороги, почта, телеграф и др., прочие функции закрепляются за местными органами власти.
4. Парламентские, судебные и местные административные органы должны быть избраны всеобщим, равным, тайным голосованием на принципах выборности по числу голосов. Этот принцип должен быть применен в отношении всех народов и религий в равной мере.
5. Вилайеты должны получить право на широкую автономию в ведении местных дел, общины – в общинных делах. При определении границ между вилайетами, вопреки принципу, применяемому старым режимом, необходимо учитывать особенности географического расселения нации и ее культурных традиций для создания, по возможности, монолитных объединений.
6. Абсолютное равноправие для всех наций и религиозных общин. Ликвидация всех привилегий, носящих классовый характер.
7. Пересмотр конституции под углом зрения децентрализации.
8. Строгое соблюдение свободы слова, печати, совести собраний, забастовок. Неприкосновенность личности, имущества, переписки, свобода передвижения.
9. Всеобщее обязательное и бесплатное начальное образование. Абсолютная свобода в просветительско-культурной области. Равенство всех национальных школ. Обучение на родном языке в национальных школах.
10. Равенство для всех наций государства без религиозного различия при призыве в армию.
11. Обеспечение за счет государства определенным наделом земли каждого крестьянина. Государственные и дворцовые земли сделать общинной собственностью. Право на пользование землей принадлежит трудящимся. Каждый трудящийся имеет право на возделывание такого размера земли, который он сможет обрабатывать без эксплуатации чужого труда. Удовлетворить потребительские нужды трудящегося и его семьи.
После победы младотурецкой революции 1908 года, 15 августа в Турцию прибыли руководители партии Гнчак А. Бояджян, С. Сабах-Гюлян, М. Таматян и многие другие. Однако до их возвращения в Турцию в Париже имели место события, которые необходимо отметить.
С. Сабах-Гюлян рассказывает следующее: «В последнюю неделю июля 1908 года в наш центр в Париже пожаловали консул турецкого посольства в Париже и Ахмед Риза. Они ликовали и приглашали нас в Турцию, заверяя и давая нам всяческие клятвы в том, что мы там сможем спокойно пропагандировать свои идеи и даже организовать оппозиционную партию, если, конечно, пожелаем». За неделю до отбытия в Стамбул. А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян нанесли ответный визит младотуркам. Они спросили у Ахмеда Ризы, верит ли он в продолжительность действия конституции. Ахмед Риза ответил, что он лично ничего точно не знает, ибо, как ему кажется, охватившая страну эйфория весьма поверхностна и очень эмоциональна. О султане Абдул Хамиде он сказал: «К чему мы стремились – достигли. Приобрели конституцию. После этого султан Хамид нам очень пригодится. Он может оказать нам ряд услуг в решении внутренних и внешних проблем, так как он – непревзойденный дипломат и имеет очень много личных друзей во всех руководящих верхах Европы. Мы должны воспользоваться его авторитетом и возможностями. Он нам нужен. Интересно сравнить эти высказывания Ахмеда Ризы с его воспоминаниями об этих Днях. Так, в своих мемуарах он признавался, что младотурки, находившиеся в эмиграции в Париже, после июльского переворота и восстановления конституции «не доверяли Абдул Хамиду». Поэтому, приняв решение возвратиться на родину, они оставили в Париже Ахмеда Ризу, так как посчитали, что на всякий случай необходимо хоть одного из них оставить за границей. Таким образом, клятвенно заверяя гнчакистов, что в Османской империи они смогут спокойно развернуть свою деятельность, парижские младотурки сами не были уверены в этом и с подозрением относились к. решению султана восстановить конституцию.
Через день произошла новая встреча. На этот раз по просьбе принца Сабахеддина. Во время встречи Сабахеддин познакомил руководителей партии Гнчак с текстом полученной из Стамбула от его сторонников телеграммы следующего содержания: «Отныне и речи не может быть о децентрализации. Турецкий народ в большинстве примыкает к сторонникам Иттихада. Наши ряды редеют. Если так пойдет и дальше, у нас не останется последователей.. Посему, пока не поздно, спешите приехать».
Затем Сабахеддин заявил, что он был рад отказу партии Гнчак от участия в конгрессе 1907 г. Далее он сказал: «Если Иттихад останется у власти восемь месяцев, будьте уверены, что всем народам, в частности армянам, грозит гибель. Я говорю об этом по велению совести. Эти люди имели со мной интимные беседы. Мы были откровенны друг с другом, как турок с турком. Из некоторых их признаний и заявлений это было ясно и окончательно вытекал такой вывод. Вам необходимо как можно раньше продумать все и действовать соответствующим образом. Я вновь повторяю вам, как лицо осведомленное, что самое большее через восемь месяцев вашей нации грозит окончательная гибель». Исходя из вышесказанного, принц Сабахеддин предложил сгруппировать воедино антииттихадистские силы. Он дал иттихадистам следующую характеристику: «По моему мнению, они представляют для Турции такую же опасность, как и деспотия Абдул Хамида. Надо свергнуть обоих, иначе не ждите никаких изменений. Одних сменят другие, а положение останется прежним, если еще более не ухудшится».
Принц Сабахеддин сообщал также, что получил из Турции множество писем от высокопоставленных сановников и представителей интеллигенции. Он ознакомил представителей партии Гнчак с их текстами. Общий смысл писем сводился к следующему: наследник престола сообщал, что в тот день, когда будет свергнут с престола султан Хамид и он наследует престол, первое, что он сделает – одарит страну конституцией типа бельгийской со всеми вытекающими из этого факта обстоятельствами относительно власти и законодательства. Следовательно, султан и исполнительная власть должны фактически стать временными представителями народов Турции. Принц заявил, что содержание этих писем не оставляет места для каких-либо сомнений, ибо их авторы являются близкими друзьями наследника престола и самого принца. Если появится надобность, – сказал он, – можно получить письмо с аналогичными обещаниями за подписью самого наследника.
Принц Сабахеддин предложил представителям партии Гнчак найти общий язык с партией Дашнакцутюн и оказать ему помощь в борьбе с иттихадистами.
Такая позиция Сабахеддина была обусловлена проявившимся уже в первые недели после переворота стремлением иттихадистов устранить все другие политические силы и установить свое неограниченное господство в стране. Один из руководителей иттихадистов Назым-бей заявил прибывшему в Измир генеральному секретарю «Общества личной инициативы и децентрализации» Фазлы-бею, что «в этой стране, кроме общества «Единение и прогресс», ни одно другое общество не должно существовать».
Даже Ахмед Риза в своих мемуарах писал о «тирании в государственных делах», которую установили сразу после переворота оказавшиеся в Константинополе младотурки-иттихадисты.
Одними из первых это почувствовала на себе группа сторонников Сабахеддина, возвратившаяся из эмиграции в Измир и намеревавшаяся отправиться в столицу. По приказу Назыма эта группа, в которую входили Махир Сайд, Авни Кемаль и другие деятели, снискавшие себе известность борьбой против деспотического режима султана Абдул Хамида II, была арестована. Быстро сориентировавшись в создавшейся обстановке, Сабахеддин перед своим возвращением на родину начал предпринимать шаги для консолидации всех антииттихадистских сил, стремясь заручиться их поддержкой. Именно в этом контексте следует рассматривать его контакты с гнчакистами. Руководители партии Гнчак заявили ему, что они не только безоговорочно согласны с ним, но и готовы оказать материальную и моральную поддержку, а также пойти на физические жертвы в деле осуществления подобной программы. Принц предложил представителям партии Гнчак, не мешкая, выехать в Стамбул и нанять там солидное здание под редакцию будущей газеты, которую необходимо издавать на турецком, французском, армянском языках, в случае надобности, – и на греческом: языке. По планам принца эта предполагаемая газета должна была быть газетой типа «Тайме». В этой газете в первую очередь должен был быть дан анализ мидхатовской конституции, выявлен ее анахронизм и должно быть предложено принятие конституции, бельгийского типа. Когда умы будут подготовлены к восприятию-этой идеи, надо постараться возвести на престол наследника и таким образом достичь цели. «Замысел удастся легко осуществить, – сказал принц, – ибо в этом деле нам помогут не только многие высокие чины из военных, но и лица из влиятельных семей и Порты». Руководители партии Гнчак выразили готовность выделить для газеты своих литературных сотрудников и обещали взять на себя треть расходов.
Во время встречи речь зашла о точке зрения партии Гнчак по национальному вопросу. Представители партии Гнчак сообщили, принцу Сабахеддину, что они всегда стояли на позициях политической децентрализации. По мнению руководителей партии Гнчак, Турции необходима «децентрализация на основе, автономии по принципу истории, исторической родины и нации. Во всех вновь созданных многонациональных государствах история вершится по аналогичному пути, а в самых прогрессивных странах эта проблема разрешается исключительно подобным образом. Разрешение-коренной проблемы возможно лишь таким путем, в противном случае все местные политические и административные изменения останутся лишь на бумаге, а нам, армянам, ничего эти изменения не дадут».
На такую постановку вопроса руководителям партии Гнчак Сабахеддин ответил: «Я готов принять именно эту форму, и если об этом не слишком ясно говорю в своей программе, употребляя лишь слово «децентрализация», то это следствие того, что я не успел изучить эту проблему глубоко. С другой стороны, я учитываю царящий в стране фанатизм».
Необходимо подчеркнуть, что Сабахеддин, с одной стороны, в конфиденциальных беседах с армянскими деятелями давал заверения в готовности признать автономию для подвластных народов, а с другой, в своих публичных выступлениях в Константинополе говорил как раз -обратное. Так, в своей речи, произнесенной в одном из театров Перы с целью разъяснения программы руководимой им группировки младотурок, он заявил, что эта программа «вовсе не имеет целью, как думают многие, обеспечение областям Оттоманской империи политической автономии и образование из них федерации, а направлена лишь к искоренению злоупотреблений, поощрением коим служил произвол и полное отсутствие контроля, коими отличался предшествовавший режим».
По прибытии в Стамбул руководители партии Гнчак имели по просьбе младотурок-иттихадистов встречу с Шакиром Бехаэддином и его близкими друзьями – Талаатом и Энвером. Как показала встреча, между образом мышления этих людей и принципами руководителей партии Гнчак в деле разрешения национального вопроса не могло быть никаких точек соприкосновения.
24 августа в Стамбуле состоялось первое публичное собрание членов партии Гнчак, на котором с докладом на тему «Партия Гнчак и ее позиция» выступил С. Сабах-Гюлян. В публичном собрании участвовали А. Бояджян, М. Таматян, Д. Манкулян, А.. Арамянц и многие другие. С. Сабах-Гюлян остановился в докладе на пройденном партией Гнчак пути, на тяжелом положении армянского народа при правлении Абдул Хамида. Затем он подробно проанализировал все этапы антихамидовской борьбы армянского народа. С. Сабах-Гюлян сказал, что армяне долгое время покорно» сносили варварский гнет и только тогда выступили с оружием в руках для защиты своих прав, когда Саид-паша заявил, «что для разрешения армянского вопроса необходимо уничтожить самих армян». С. Сабах-Гюлян выразил надежду, что новая Турция разрешит национальный вопрос, и все входящие в ее состав нации получат политическую автономию.
Национальному вопросу было посвящено и публичное собрание, организованное 5 сентября в Стамбуле, На нем вновь выступил С. Сабах-Гюлян. Он вновь выдвинул точку зрения, по которой Армения должна была оставаться в составе Турции, имея политическую автономию.
Партия Гнчак печатала в газетах многочисленные статьи, в которых еще и еще раз освещалась позиция партии в национальном вопросе. Она публично заявила о том, что будет бороться против младотурок, если последние попробуют утвердить свое господство над инонациональными народами Турции. Она требовала абсолютного равноправия, автономии для всех народов, превращения конституции Мидхата в демократическую конституцию, свержения султанской монархии, бесповоротного отделения халифата от государства и т. д. «Пока не будут удовлетворены все вышеперечисленные требования, мы будем продолжать борьбу», – писали гнчакисты.
«Гнчак» заявляла: «Ближайшая цель нашей борьбы – автонмия для Армении, Македонии и для других народов, а демократическая конституция – для всей Турции. Конечная цель нашей борьбы – установление социализма в Армении и во всей Турции». В статье заявлялось также, что если до младотурецкого переворота партия Гнчак требовала отделения Армении от Турции, то теперь она отказывалась от подобного требования, поскольку в стране установился конституционный строй.
Осенью 1908 года А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян пересмотрели программу партии и 20 октября напечатали отредактированный вариант, поставив ее на общее обсуждение.
24 ноября 1908 года центральный комитет партии Гнчак разослал циркуляр находившимся в Турции своим филиалам. В циркуляре отмечалось, что, благодаря младотурецкой революции в Османской империи, завоеваны некоторые политические права, расширение и углубление которых даст возможность народам империи продолжить национальную и классовую борьбу. Исходя из интересов усиления Турции и её развития по пути прогресса, партия поручала своим филиалам всемерно усилить работу по упрочению идей мира и братства народов Османской империи, убеждая турок, арабов и другие народы в том, что армяне не имеют никаких сепаратистских намерений, поскольку в Турции существует конституция.
12 июля 1909 года в Стамбуле в легальных условиях был созван VI съезд партии Гнчак, в работе которого принимали участие 79 делегатов из разных стран, в том числе из Османской империи. Они обсудили проект программы партии и утвердили ее с некоторыми изменениями. Подчеркнем и то важное обстоятельство, что если до 1909 года партия Гнчак имела одну «общую программу для всей Армении, то теперь она приняла программу лишь для Западной Армении. II поскольку старая программа не была отменена, остается предположить, что все пункты, кроме касающихся Турции, оставались прежними. Следовательно, партия Гнчак с 1909 до 1914 гг. имела две программы. После 1915 года принятая относительно Западной Армении программа снималась с повестки дня партии Гнчак и в силе оставалась старая, уже упомянутая нами программа.
В новой программе партии, составленной исходя из положения и задач Западной Армении, подчеркивалось, что пролетариат получит полную свободу лишь тогда, когда возьмет в свои руки все средства производства. Для достижения этой цели все партии страны должны объединиться для свершения социалистического переворота, завершить классовую борьбу и установить социалистические порядки. В программе говорилось о том, что современный строй Турции гибельный для всех народов империи. Партия Гнчак хочет спасти все народы Османской империи, ведя их по пути социализма, для достижения которого необходимо создание полно мочного законодательного собрания, которое обсудит экономические, политические и культурные вопросы, утвердит широкую автономию на местах (вилайеты, каза, общины) по выборному принципу, привлекая к участию в выборах всех граждан от 20 лет и выше, невзирая на национальность, пол и религию. Выборы должны быть тайными, равными и прямыми. Необходимо уничтожить сословия и признать всех граждан равными перед законом. Необходимо также учредить свободу печати, слова, совести, свободу народов и союзов, неприкосновенность личности и имущества. Содержать религиозные учреждения на средства верующих. Установить всеобщую воинскую повинность, иметь в мирное время народную милицию. Установить обязательное и бесплатное обучение, оказывать материальную помощь нуждающимся. Сделать турецкий язык языком государственным и знание его признать необходимым для всех. В то же время все граждане империи должны иметь право выступать в учреждениях и в судах на своем роддом языке. Объявить все языки равноправными в государственных и судебных учреждениях. Ввести бесплатную медицинскую помощь и судопроизводство, отменить смертную казнь. В программе подчеркивалось также, что необходимо пересмотреть существующую налоговую систему, упразднить все косвенные налоги, ввести прогрессивный налог, установить восьмичасовой рабочий день. Особое внимание в программе уделялось земельному вопросу. Требовалась ликвидация всех тех законов, которые тормозят свободное развитие крестьянского хозяйства, утверждалась необходимость ликвидации остатков крепостничества, возврата насильственно захваченных земель своим хозяевам. Предлагалось с помощью государства расселить беженцев на своих землях. Для разрешения национального вопроса программа предлагала защиту прав наций, отрицание господства одной нации над остальными, соблюдение прав наций на самоопределение. В новых условиях партия отказывалась от революционной пропаганды и переходила к парламентской деятельности. Вместе с тем, она принимала такие формы борьбы, как забастовки, профсоюзы, кооперации, то есть все те формы, которые использовались международной социал-демократией. В программе подчеркивалось, что в отношении конституционной Турции не дозволяется какая-либо форма сепаратизма. Отмечалось также, что необходимо пропагандировать социал-демократические идеи среди всех народов Турции, создать в их среде социал-демократические фракции, которые составят часть международной социал-демократии.
Таким образом, изучение материалов показывает, что как партия Дашнакцутюн, так и партия Гнчак отказывались от идеи независимости Армении в условиях конституционной Турции и выражали готовность сотрудничать с младотурками в деле благоустройства всей Османской империи, развития национальных и социальных отношений и тем самым разрешить стоящие перед страной основные проблемы.
В то бурное время из различных группировок начинает оформляться еще одна армянская конституционно-демократическая партия – Армянская партия конституционных рамкаваров. Изучение политики этой партии представляет определенный интерес с точки зрения нашей проблемы. Действующая Реорганизованная партия Гнчак, «Союз единомышленников» и партия Арменакан, объединившись и выработав единую программу, выступили с заявлением, в котором говорилось, что «в новых условиях действующей османской конституции, как бы она ни способствовала смягчению ситуации, обстоятельства вынуждают нас, перестав быть революционной организацией, объединиться в партию под названием «Армянская конституционно-демократическая партия», которая основана сознательными и серьезными лицами, рекомендованными полномочными представителями объединяющихся партий. Решение принято в Александрии, 31 октября 1908 г.».
Отмечая в своей программе, что с утверждением конституционного режима в Турции для всех народов страны открылась новая эра, эра прогресса, вновь созданная армянская партия считала, что в подобных условиях «существованию и деятельности революционных партий, естественно, должен быть положен конец». Вместо них, – говорится в программе, – желательно создание легальных партий с определенной политической программой и формой деятельности, которые будут призваны осведомлять и просвещать общественное мнение, воздействуя на правительство, как это делается в странах с конституционно-демократическим режимом. Именно по этому принципу после провозглашения османской конституции у всех народов империи начали создаваться легальные политические партии, которые публиковали свои программы. Бывшие армянские революционные организации также превратились в легальные политические партии. Говоря о бывших революционных партиях, конституционные демократы имели в виду партий Дашнакцутюн и Гнчак. Однако далее в программе отмечалось: «В частности, чувствуется необходимость в такой политик ческой партии, которая оставалась бы в стороне от крайне экстремистских мировоззрений и спорных социалистических учений. Эта партия в армянской действительности должна действовать согласно чаяниям народа, в соответствии с требованиями времени и законными средствами. Только такая партия может собрать вокруг себя сознательные и жизнеспособные слои армянского народа без религиозного и классового различия». Сделав своим политическим кредо просветительские идеи, эта партия девизом своей деятельности считала «гегемонию народа». Партия подчеркивала существование наций, однако отрицала их слияние, считая с точки зрения интересов османского государства слияние опасным и вредным. Партия считала, что «народ, составляющий большинство, должен уважать права меньшинств», «что «армяне представлены в Турции в двух аспектах – как османские граждане и как армяне по национальности. Эти два аспекта непременно должны быть подчеркнуты, не противореча друг другу».
Армянская партия Конституционных рамкаваров как партия либеральной буржуазии выступала от имени всего народа, его национальных и политических интересов и претендовала на роль руководителя консолидации всей нации, всех классов, религиозных учений и сект. «Под знаменем партии, – говорится в программе, – добросовестный богач, старательный трудящийся и сознательный интеллигент с готовностью и по доброй воле должны протянуть друг другу руку во имя общих интересов и для достижения общей цели». Цель партии – превратить османскую конституцию в конституцию демократическую, установить в стране децентрализацию, постепенно расширяя местные права общин и губерний. Партия стремится сохранить и развивать армянский язык, историю, литературу, все национальные духовные ценности. В программе подчеркивалось, что партия Конституционных демократов функционирует при конституционном режиме как законная политическая партия, а не как повстанческий тайный революционный орган.
Главными средствами деятельности партии считались печать, национальные и общие публичные собрания, выборные кампании, парламентская борьба и т. д. Понятно, что, будучи партией либеральной буржуазии, Конституционные рамкавары фиксировали в своей программе почти все те демократические требования, которые записаны в программах европейских буржуазных партий.
Касаясь государственного строя страны, рамкавары признавали султана как «императора османов», однако считали, что он обязан уважать конституцию, законы, добиваться независимости страны и ее территориальной целостности. Законодательная власть должна принадлежать султану и парламенту. Суд должен быть независимым от административной власти, законы должны совершенствоваться. Образование должно быть свободным. Каждый османец имеет право открыть на свои средства школу. Каждая нация имеет право организовывать свое начальное образование. Государственный язык обязателен в приходских школах. Кроме турецкого языка, в приходских школах должно быть введено преподавание местных языков и выработана единая образовательная программа, которая должна быть взята под контроль правительством. Только родной язык, теология, национальная история и литература не должны подлежать цензуре.
Для обеспечения мира и братства народов рамкавары считали также необходимым сделать
Продолжение следует >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.