суббота, 23 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 4 .часть-1


ГЛАВА IV

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ И АРМЯНСКИМИ

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ

БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года

В 1908 году Абдул Хамид под давлением имевших место в Тур­ции революционных выступлений армии под руководством младо­турок вынужден был по требованию младотурок восстановить конституцию Мидхата 1876 г.
24 июля 1908 года рано утром во все вилайеты Османской им­перии были отправлены телеграммы с решением о восстановлении конституции в Османской империи и о подготовке к выборам де­путатов в парламент.
25 июля по требованию младотурок был напечатан указ сул­тана об амнистии для участников революционных движений. Были открыты ворота тюрем. Амнистия распространилась на почти более чем 80.000 политических заключенных и политических эмигран­тов. На родину из-за границы возвращались томившиеся десятки лет на чужбине политические эмигранты разных национальностей.

Во всех уголках Османской империи происходили манифеста­ции, митинги, собрания, демонстрации солидарности, братства и ра­венства наций. В этих собраниях участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, военные, студенты – все социальные слои Осман­ской империи. Царило невиданное ранее воодушевление. Проис­ходило братание между христианами и мусульманами.
Восстановление конституции с особенным воодушевлением приняли подвластные народы. Они выступали с лозунгами равен­ства, братства и свободы, связывая их с практическими задачами решения национальных проблем страны.
В условиях царившей в стране атмосферы воодушевления ра­дость по поводу свержения режима «зулюма» выражал также ар­мянский народ, который считал, что восстановление конституции положит конец резне, погромам и политике произвола, что в стране начинается качественно новый этап армяно-турецких отноше­ний. В Эрзеруме, например, прошла огромная манифестация, в ко­торой участвовали армяне и турки. Из местной тюрьмы были вы­пушены на свободу все политические заключенные, а само зда­ние разрушено манифестантами. На его месте был разбит парк. Такие же манифестации проходили в Ване, Эрзинджане и во всех городах Западной Армении. Примечателен тот факт, что во всех манифестациях, проходивших в районах с преобладающим армян­ским населением, принимали участие как армяне, так и турки. Они совместно давали заверения в братстве и верности, обещая прило­жить все усилия для дальнейшего развития и прогресса новой Тур­ции.
В печати публиковалась обширная информация о совместных армяно-турецких митингах братства. В Стамбуле в конце июля 1908 г. была организована мощная манифестация, посвященная братству между армянами и турками. Вот как описывает эту ма­нифестацию одна из армянских газет Стамбула: «Зрелище потря­сающего и беспримерного шествия было поразительно... Народ запрудил широкий проспект, тянущийся от церкви Св. Троицы до парка Таксим. Армяне и турки рука об руку шли по проспекту с военным оркестром, развевающимися флагами и провозглашая ло­зунги – «Да здравствует конституция! Да здравствует свобода! Да здравствует братство! Да здравствует армия!». Из раскрытых настежь окон домов на манифестантов сыпались букеты цветов и разноцветные конфетти». Шествие остановилось у парка Таксим. Здесь с пламенными речами выступили турки и армяне – Фуад-паша, Назым-паша, Григор Зохрап, Мушег, известный турецкий публицист, профессор права Ахмед Шуайиб-бей, профессор Акоп эффенди Джеджизян, писательница мадам Сипил, каймакам Сулейман-бей и другие ораторы. Газета опубликовала речь Григора Зохрапа, которая начиналась следующим образом: «О, свободные османцы, свободные соотечественники, в момент окончания войны армия заботится о своих раненых, хоронит своих мертвецов. Мы сегодня так и поступаем. Мы только что вышли из состояния войны, войны, которую вело правительство против наций. Эта борьба, продолжающаяся вот уже тридцать лет, напоминает известную в истории по своей протяженности Тридцатилетнюю войну. Мы выш­ли из этой войны с большими потерями, но с честью и победой». Затем Г. Зохрап дал анализ ситуации последних тридцати лет в Турции и акцентировал мысль о том, что Османская империя получила конституцию в результате борьбы всех народов, проживающих в ней.
Газета «Бюзандион» напечатала также речь Ахмеда Шуайиб-бея. В ней он характеризовал значение деятельности армян в вос­становлении конституции и дал ей высокую оценку. «Молодцы, бра­тья-армяне!» – восклицал Ахмед Шуайиб-бей, обращаясь к армя­нам. Вместе с тем он защищал основные принципы национальной политики младотурок. Пытался в соответствии с идеями османизма «теоретически» обосновать необходимость сохранения целостности Османской империи. Отрицал саму идею независимой Армении. Его речь характерна для апологетов османизма, поэтому стоит привес­ти отрывок из нее. Он говорил: «Невозможно, чтобы турки и армя­не организовали политически независимые управления и отдели­лись друг от друга. Того требует необходимость, вытекающая из географических, исторических и политических соображений. Мы обречены жить вместе. Если турки и армяне не будут жить вместе, то это нанесет вред как армянам, так и государству. Прошли вре­мена разрозненности и вражды... Вы – сыновья большой империи. По сравнению с масштабами империи насколько жалкой может выглядеть независимая Армения, как результат недальновид­ного мышления. Идея «я» и «ты» изжила себя. Мы роди­лись и выросли на этой общей родине и топчем одну и ту же свя­щенную землю. Сегодня в османских странах все народы одина­ково равны перед законом. Отныне мы силой, умом и сердцем долж­ны быть привязаны к нашей общей родине. Наше самое большое желание – еще более укрепить существующий меж нами союз, спасти родину от внутреннего сепаратизма и создать независимое и прекрасное государство. Забудем мрачное прошлое и рука об ру­ку приступим к созидательной работе во имя спасения и счастья родины». Таким образом, речь Шуайиба показывает, что даже в те первые дни после восстановления конституции, когда так сильны были надежды подвластных народов на справедливое ре­шение национального вопроса, когда повсеместно происходили совместные манифестации, братанье христиан и мусульман, младотур­ки и их сторонники не только не думали отказываться от основных положений реакционной доктрины османизма, но и старались использовать ее в пропагандистских целях для того, чтобы добиться отказа нетурецких народов от борьбы за свои национальные права. Примечательно, что в Париже у могилы Дамат-паши на клад­бище Пер Лашез был также организован митинг, в котором участ­вовали деятели младотурок и партии Дашнакцутюн. Митинг был продолжен затем у могилы Ерванда Отяна, похороненного на том же кладбище. От партии Дашнакцутюн выступил К. Басмаджян. Отдавая дань уважения памяти жертв, павших в борьбе за прог­ресс Турции, он специально остановился на имени Дамата Махмуд-паши. Затем он характеризовал принца Сабахеддина, превознося его как большого революционера и армянофила. Далее К. Басмад­жян призывал оказать всемерную поддержку ему и его группе. Он говорил: «Принц Сабахеддин сегодня с нами, и он должен стать предметом особых наших забот. Мы обязаны оказать ему мораль­ную поддержку для осуществления его программы. Мы должны в стране обеспечить силой ту партию, которая своей программой максимально близка к программе революционной партии Дашнак­цутюн. Во время ближайших выборов депутатов в парламент мы должны отдать свои голоса за своего соотечественника – турка, за партию избираемого нами принца Сабахеддина. Во время за­седаний в созванных в Париже обоих конгрессов, на которых я участвовал от партии Дашнакцутюн и вне конгрессов, в ежеднев­ных общениях с ним, я сблизи изучил преимущества партии принца Сабахеддина, особенно ее конструктивную позицию в отношении армян. Вот по этой причине находящаяся в Париже армянская партия устроила сегодня этот митинг, отдавая дань ува­жения памяти Дамата Махмуд-паши, чтя его в лице принца Саба­хеддина». Речь завершилась лозунгами – «Да здравствует Саба­хеддин! Да здравствует солидарность народов! Да здравствует ре­волюция!».
Прибытие Сабахеддина в Константинополь в сентябре 1908 го­да было встречено населением города, главным образом, армянами и греками, с воодушевлением и восторгом.
Такое отношение к принцу Сабахеддину и его идейным ус­тановкам со стороны армянских политических деятелей определя­лось тем, что Сабахеддин и созданная им после неудачи конгресса младотурок в 1902 году «Лига децентрализации и частной инициа­тивы» выступали за то, чтобы были резко расширены права мест­ных органов власти, в частности, чтобы финансами того или иного вилайета империи ведали провинциальные советы, избираемые на­селением края. Такой подход Сабахеддина к расширению прав местной администрации и выборных органов самоуправления от­дельных районов империи гораздо более импонировал армянским политическим деятелям, чем позиция младотурок – иттихадистов, выступавших сторонниками нейтралистского османизма.
В царящей в Турции атмосфере ликования и воодушевления везде говорилось о братстве, равноправии и счастье народов Ос­манской империи. Руководящие деятели младотурецкой партии «Иттихад ве терраки» громогласно заявляли о своих симпатиях к армянскому народу, признавались в том, что они многому научи­лись у деятелей армянских национальных политических сил. Осо­бенно ликовал Стамбул. Везде проходили митинги, посвященные армяно-турецкому братству. Праздничный настрой охватил все районы, учреждения Стамбула. Казалось, Турция вступает в но­вую, доселе невиданную стадию истории национальных отноше­ний. Анализируя необычайно богатые материалы того периода, мы видим, что народы Османской империи были уверены в искреннос­ти обещаний младотурок, нисколько не сомневаясь в том, что по­литике репрессий, резни и гонений положен конец. Народы эти ни­чего не имели друг против друга и в житейских ситуациях всегда находились в наилучших отношениях. И только национальная поли­тика правящих кругов империи натравливала их друг на друга, разжигая религиозные страсти и настраивая мусульман против христиан,
Впечатление от младотурецкой революции было большим и в европейских странах. Социалистическая печать посвятила рево­люции хвалебные статьи. Социалисты созвали митинги в Вене, Брюсселе и других городах. Примечательна в этом отношении де­монстрация, организованная 10 октября 1908 года в Брюсселе в за­ле «Мэзон де пёпль», где проходили заседания бюро II Интернацио­нала. Заседание проходило при участии В. И. Ленина, К. Каутского, В. Адлера, Г. Гайдмана, Э. Вайана и других крупных дея­телей международного социалистического движения. На заседании с информацией об османской революции выступил представитель партии Дашнакцутюн. Было принято решение предоставить буду­щей независимой Армении право представительства во II Интер­национале.
Политические организации всех народов Османской империи приступили к выработке своих принципов деятельности в новых условиях. В создавшейся ситуации армянские политические партии и общественные организации, с воодушевлением приняв конститу­цию, отказались от идеи создания независимого армянского госу­дарства и сняли вопрос о европейском вмешательстве. Они стре­мились к углублению революции, к дальнейшей демократизации страны и созданию истинного национального равноправия.
Сразу же после революции было напечатано заявление ответ­ственного органа партии Дашнакцутюн в Стамбуле относительно османской конституции. В этом документе партия Дашнакцутюн объявляла, что она всеми силами будет защищать решения париж­ского конгресса 1907 года, принятые представителями революцион­ных организаций партии Дашнакцутюн, младотурок, а также дру­гих революционных организаций. Партия Дашнакцутюн требовала серьезных гарантий для осуществления конституции и подчеркива­ла, что в революционных кругах нет доверия к Абдул Хамиду, ре­шение о низложении которого было принято на конгрессе в Пари­же. В заявлении говорится, что в случае, если правительство Аб­дул Хамида не удовлетворит требования народов Османской им­перии, тем паче, если оно попытается повторить обман 1876 года, то все организации вновь возобновят борьбу.
30 июля 1908 года был напечатан циркуляр стамбульского от­ветственного органа партии Дашнакцутюн, в котором излагается позиция партии. В циркуляре говорится о том, что первая победа освободительного движения – результат многолетней и труд­ной работы, результат, добытый ценой многочисленных жертв и борьбы, благодаря которой сегодня звучит во всех уголках Осман­ской империи призыв к свободе, братству и равенству. «Однако, – говорится далее в циркуляре, – больно признаться, и мы этого не скрываем, что среди разных слоев народа, в памяти которого жи­вы еще ужасы старого режима, раздаются грустные голоса сомнения и недоверия: «Долго ли продлится эта пора свободы?». В до­кументе выражена решимость защищать добытую столь трудной ценой свободу: «Свободу мы завоевали кровью и кровью защи­тим ее, если появится столь грустная надобность. Свобода эта – наша, и никто не осмелится отнять ее у нас. Она не дарована нам чьей-либо милостью».
В сентябре 1908 года партия Дашнакцутюн опубликовала свою платформу деятельности на предстоящих выборах в парла­мент. В документе говорилось: «Мы уверены в том, что для такой многонациональной страны, каковой является Османская империя, лучшая политическая организация – это форма федеративной децентрализации, при которой все части империи, имеющие эконо­мико-географическое и этнографически специфическое лицо, полу­чат внутреннюю административно-законодательную автономию, что усилит и укрепит в целом государственную систему. Сознавая также, что достижение этой цели возможно лишь постепенно, пу­тем коренных демократических реформ и мирного сотрудничества со всеми соседними народами и другими партиями, что убережет новый режим от нежелательных потрясений, партия Дашнакцутюн выдвигает для сегодняшнего дня и для первых заседаний парла­мента необходимые, вытекающие из сегодняшней действительнос­ти, требования». Партия Дашнакцутюн выражает надежду, что эти требования станут основой для мирного сотрудничества между ту­рецкими, греческими, армянскими, македонскими, арабскими, албанскими, курдскими и другими политическими партиями, стремя­щимися укрепить новый парламентский режим и повести страну по пути свободы, равноправия и братства. Затем партия Дашнак­цутюн представила будущему парламенту следующие предложе­ния и требования:
1. Османская империя должна быть признана независимой и целостной, пока она считается конституционной и демократической.
2. Западная Армения является неотделимой частью Османской империи и ведет свои местные дела, опирающиеся на систему де­централизации, которой будут равносильно пользоваться все жи­вущие в стране народы.
3. Османское центральное правительство, основанное на сис­теме народного представительства, ведет общие дела государства, в его ведении находятся также внешняя политика, армия, валюта, таможня, железные дороги, почта, телеграф и др., прочие функции закрепляются за местными органами власти.
4. Парламентские, судебные и местные административные ор­ганы должны быть избраны всеобщим, равным, тайным голосова­нием на принципах выборности по числу голосов. Этот принцип дол­жен быть применен в отношении всех народов и религий в равной мере.
5. Вилайеты должны получить право на широкую автономию в ведении местных дел, общины – в общинных делах. При определе­нии границ между вилайетами, вопреки принципу, применяемому старым режимом, необходимо учитывать особенности географи­ческого расселения нации и ее культурных традиций для создания, по возможности, монолитных объединений.
6. Абсолютное равноправие для всех наций и религиозных об­щин. Ликвидация всех привилегий, носящих классовый характер.
7. Пересмотр конституции под углом зрения децентрализации.
8. Строгое соблюдение свободы слова, печати, совести собра­ний, забастовок. Неприкосновенность личности, имущества, пере­писки, свобода передвижения.
9. Всеобщее обязательное и бесплатное начальное образова­ние. Абсолютная свобода в просветительско-культурной области. Равенство всех национальных школ. Обучение на родном языке в национальных школах.
10. Равенство для всех наций государства без религиозного различия при призыве в армию.
11. Обеспечение за счет государства определенным наделом земли каждого крестьянина. Государственные и дворцовые земли сделать общинной собственностью. Право на пользование землей принадлежит трудящимся. Каждый трудящийся имеет право на возделывание такого размера земли, который он сможет обрабаты­вать без эксплуатации чужого труда. Удовлетворить потребитель­ские нужды трудящегося и его семьи.
После победы младотурецкой революции 1908 года, 15 августа в Турцию прибыли руководители партии Гнчак А. Бояджян, С. Са­бах-Гюлян, М. Таматян и многие другие. Однако до их возвращения в Турцию в Париже имели место события, которые необходимо отметить.
С. Сабах-Гюлян рассказывает следующее: «В последнюю не­делю июля 1908 года в наш центр в Париже пожаловали консул ту­рецкого посольства в Париже и Ахмед Риза. Они ликовали и приглашали нас в Турцию, заверяя и давая нам всяческие клятвы в том, что мы там сможем спокойно пропагандировать свои идеи и даже организовать оппозиционную партию, если, конечно, пожелаем». За неделю до отбытия в Стамбул. А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян нанесли ответный визит младотуркам. Они спросили у Ахмеда Ри­зы, верит ли он в продолжительность действия конституции. Ахмед Риза ответил, что он лично ничего точно не знает, ибо, как ему кажется, охватившая страну эйфория весьма поверхностна и очень эмоциональна. О султане Абдул Хамиде он сказал: «К чему мы стремились – достигли. Приобрели конституцию. После этого султан Хамид нам очень пригодится. Он может оказать нам ряд ус­луг в решении внутренних и внешних проблем, так как он – непрев­зойденный дипломат и имеет очень много личных друзей во всех руководящих верхах Европы. Мы должны воспользоваться его авторитетом и возможностями. Он нам нужен. Интересно сравнить эти высказывания Ахмеда Ризы с его воспоминаниями об этих Днях. Так, в своих мемуарах он признавался, что младотурки, на­ходившиеся в эмиграции в Париже, после июльского переворота и восстановления конституции «не доверяли Абдул Хамиду». Поэтому, приняв решение возвратиться на родину, они оставили в Па­риже Ахмеда Ризу, так как посчитали, что на всякий случай необ­ходимо хоть одного из них оставить за границей. Таким образом, клятвенно заверяя гнчакистов, что в Османской империи они смогут спокойно развернуть свою деятельность, парижские младо­турки сами не были уверены в этом и с подозрением относились к. решению султана восстановить конституцию.
Через день произошла новая встреча. На этот раз по прось­бе принца Сабахеддина. Во время встречи Сабахеддин познакомил руководителей партии Гнчак с текстом полученной из Стамбула от его сторонников телеграммы следующего содержания: «Отныне и речи не может быть о децентрализации. Турецкий народ в боль­шинстве примыкает к сторонникам Иттихада. Наши ряды реде­ют. Если так пойдет и дальше, у нас не останется последователей.. Посему, пока не поздно, спешите приехать».
Затем Сабахеддин заявил, что он был рад отказу партии Гнчак от участия в конгрессе 1907 г. Далее он сказал: «Если Иттихад останется у власти восемь месяцев, будьте уверены, что всем наро­дам, в частности армянам, грозит гибель. Я говорю об этом по ве­лению совести. Эти люди имели со мной интимные беседы. Мы были откровенны друг с другом, как турок с турком. Из некоторых их при­знаний и заявлений это было ясно и окончательно вытекал такой вывод. Вам необходимо как можно раньше продумать все и дей­ствовать соответствующим образом. Я вновь повторяю вам, как ли­цо осведомленное, что самое большее через восемь месяцев вашей нации грозит окончательная гибель». Исходя из вышесказанного, принц Сабахеддин предложил сгруппировать воедино антииттихадистские силы. Он дал иттихадистам следующую характеристику: «По моему мнению, они представляют для Турции такую же опас­ность, как и деспотия Абдул Хамида. Надо свергнуть обоих, иначе не ждите никаких изменений. Одних сменят другие, а положение останется прежним, если еще более не ухудшится».
Принц Сабахеддин сообщал также, что получил из Турции множество писем от высокопоставленных сановников и представи­телей интеллигенции. Он ознакомил представителей партии Гнчак с их текстами. Общий смысл писем сводился к следующему: наследник престола сообщал, что в тот день, когда будет свергнут с престола султан Хамид и он наследует престол, первое, что он сде­лает – одарит страну конституцией типа бельгийской со всеми вытекающими из этого факта обстоятельствами относительно власти и законодательства. Следовательно, султан и исполнительная власть должны фактически стать временными представителями народов Турции. Принц заявил, что содержание этих писем не оставляет места для каких-либо сомнений, ибо их авторы являются близкими друзьями наследника престола и самого принца. Если появится на­добность, – сказал он, – можно получить письмо с аналогичными обещаниями за подписью самого наследника.
Принц Сабахеддин предложил представителям партии Гнчак найти общий язык с партией Дашнакцутюн и оказать ему помощь в борьбе с иттихадистами.
Такая позиция Сабахеддина была обусловлена проявившимся уже в первые недели после переворота стремлением иттихадистов устранить все другие политические силы и установить свое неог­раниченное господство в стране. Один из руководителей иттиха­дистов Назым-бей заявил прибывшему в Измир генеральному сек­ретарю «Общества личной инициативы и децентрализации» Фазлы-бею, что «в этой стране, кроме общества «Единение и прогресс», ни одно другое общество не должно существовать».
Даже Ахмед Риза в своих мемуарах писал о «тирании в госу­дарственных делах», которую установили сразу после переворота оказавшиеся в Константинополе младотурки-иттихадисты.
Одними из первых это почувствовала на себе группа сторонни­ков Сабахеддина, возвратившаяся из эмиграции в Измир и наме­ревавшаяся отправиться в столицу. По приказу Назыма эта груп­па, в которую входили Махир Сайд, Авни Кемаль и другие деяте­ли, снискавшие себе известность борьбой против деспотического режима султана Абдул Хамида II, была арестована. Быстро со­риентировавшись в создавшейся обстановке, Сабахеддин перед своим возвращением на родину начал предпринимать шаги для консолидации всех антииттихадистских сил, стремясь заручиться их поддержкой. Именно в этом контексте следует рассматривать его контакты с гнчакистами. Руководители партии Гнчак заявили ему, что они не только безоговорочно согласны с ним, но и готовы ока­зать материальную и моральную поддержку, а также пойти на фи­зические жертвы в деле осуществления подобной программы. Принц предложил представителям партии Гнчак, не мешкая, вые­хать в Стамбул и нанять там солидное здание под редакцию буду­щей газеты, которую необходимо издавать на турецком, французском, армянском языках, в случае надобности, – и на греческом: языке. По планам принца эта предполагаемая газета должна была быть газетой типа «Тайме». В этой газете в первую очередь дол­жен был быть дан анализ мидхатовской конституции, выявлен ее анахронизм и должно быть предложено принятие конституции, бельгийского типа. Когда умы будут подготовлены к восприятию-этой идеи, надо постараться возвести на престол наследника и таким образом достичь цели. «Замысел удастся легко осуществить, – сказал принц, – ибо в этом деле нам помогут не только многие вы­сокие чины из военных, но и лица из влиятельных семей и Порты». Руководители партии Гнчак выразили готовность выделить для газеты своих литературных сотрудников и обещали взять на себя треть расходов.
Во время встречи речь зашла о точке зрения партии Гнчак по национальному вопросу. Представители партии Гнчак сообщили, принцу Сабахеддину, что они всегда стояли на позициях полити­ческой децентрализации. По мнению руководителей партии Гнчак, Турции необходима «децентрализация на основе, автономии по принципу истории, исторической родины и нации. Во всех вновь созданных многонациональных государствах история вершится по аналогичному пути, а в самых прогрессивных странах эта пробле­ма разрешается исключительно подобным образом. Разрешение-коренной проблемы возможно лишь таким путем, в противном слу­чае все местные политические и административные изменения останутся лишь на бумаге, а нам, армянам, ничего эти изменения не дадут».
На такую постановку вопроса руководителям партии Гнчак Сабахеддин ответил: «Я готов принять именно эту форму, и если об этом не слишком ясно говорю в своей программе, употребляя лишь слово «децентрализация», то это следствие того, что я не ус­пел изучить эту проблему глубоко. С другой стороны, я учитываю царящий в стране фанатизм».
Необходимо подчеркнуть, что Сабахеддин, с одной стороны, в конфиденциальных беседах с армянскими деятелями давал завере­ния в готовности признать автономию для подвластных народов, а с другой, в своих публичных выступлениях в Константинополе го­ворил как раз -обратное. Так, в своей речи, произнесенной в одном из театров Перы с целью разъяснения программы руководимой им группировки младотурок, он заявил, что эта программа «вовсе не имеет целью, как думают многие, обеспечение областям Оттоманской империи политической автономии и образование из них фе­дерации, а направлена лишь к искоренению злоупотреблений, поощрением коим служил произвол и полное отсутствие контроля, коими отличался предшествовавший режим».
По прибытии в Стамбул руководители партии Гнчак имели по просьбе младотурок-иттихадистов встречу с Шакиром Бехаэддином и его близкими друзьями – Талаатом и Энвером. Как показала встреча, между образом мышления этих людей и принципами ру­ководителей партии Гнчак в деле разрешения национального воп­роса не могло быть никаких точек соприкосновения.
24 августа в Стамбуле состоялось первое публичное собрание членов партии Гнчак, на котором с докладом на тему «Партия Гнчак и ее позиция» выступил С. Сабах-Гюлян. В публичном собрании участвовали А. Бояджян, М. Таматян, Д. Манкулян, А.. Арамянц и многие другие. С. Сабах-Гюлян остановился в докладе на пройденном партией Гнчак пути, на тяжелом положении армян­ского народа при правлении Абдул Хамида. Затем он подробно проанализировал все этапы антихамидовской борьбы армянского народа. С. Сабах-Гюлян сказал, что армяне долгое время покорно» сносили варварский гнет и только тогда выступили с оружием в руках для защиты своих прав, когда Саид-паша заявил, «что для разрешения армянского вопроса необходимо уничтожить самих армян». С. Сабах-Гюлян выразил надежду, что новая Турция раз­решит национальный вопрос, и все входящие в ее состав нации получат политическую автономию.
Национальному вопросу было посвящено и публичное собра­ние, организованное 5 сентября в Стамбуле, На нем вновь высту­пил С. Сабах-Гюлян. Он вновь выдвинул точку зрения, по которой Армения должна была оставаться в составе Турции, имея полити­ческую автономию.
Партия Гнчак печатала в газетах многочисленные статьи, в которых еще и еще раз освещалась позиция партии в националь­ном вопросе. Она публично заявила о том, что будет бороться против младотурок, если последние попробуют утвердить свое господство над инонациональными народами Турции. Она требо­вала абсолютного равноправия, автономии для всех народов, пре­вращения конституции Мидхата в демократическую конституцию, свержения султанской монархии, бесповоротного отделения хали­фата от государства и т. д. «Пока не будут удовлетворены все вы­шеперечисленные требования, мы будем продолжать борьбу», – писали гнчакисты.
«Гнчак» заявляла: «Ближайшая цель нашей борьбы – автонмия для Армении, Македонии и для других народов, а демократи­ческая конституция – для всей Турции. Конечная цель нашей борьбы – установление социализма в Армении и во всей Турции». В статье заявлялось также, что если до младотурецкого переворота партия Гнчак требовала отделения Армении от Турции, то теперь она отказывалась от подобного требования, поскольку в стране уста­новился конституционный строй.
Осенью 1908 года А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян пересмотрели программу партии и 20 октября напечатали отредактированный вариант, поставив ее на общее обсуждение.
24 ноября 1908 года центральный комитет партии Гнчак ра­зослал циркуляр находившимся в Турции своим филиалам. В цирку­ляре отмечалось, что, благодаря младотурецкой революции в Ос­манской империи, завоеваны некоторые политические права, рас­ширение и углубление которых даст возможность народам империи продолжить национальную и классовую борьбу. Исходя из инте­ресов усиления Турции и её развития по пути прогресса, партия поручала своим филиалам всемерно усилить работу по упрочению идей мира и братства народов Османской империи, убеждая ту­рок, арабов и другие народы в том, что армяне не имеют никаких сепаратистских намерений, поскольку в Турции существует конс­титуция.
12 июля 1909 года в Стамбуле в легальных условиях был соз­ван VI съезд партии Гнчак, в работе которого принимали участие 79 делегатов из разных стран, в том числе из Османской империи. Они обсудили проект программы партии и утвердили ее с некото­рыми изменениями. Подчеркнем и то важное обстоятельство, что если до 1909 года партия Гнчак имела одну «общую программу для всей Армении, то теперь она приняла программу лишь для Западной Армении. II поскольку старая программа не была отме­нена, остается предположить, что все пункты, кроме касающихся Турции, оставались прежними. Следовательно, партия Гнчак с 1909 до 1914 гг. имела две программы. После 1915 года принятая отно­сительно Западной Армении программа снималась с повестки дня партии Гнчак и в силе оставалась старая, уже упомянутая нами программа.
В новой программе партии, составленной исходя из положе­ния и задач Западной Армении, подчеркивалось, что пролетариат получит полную свободу лишь тогда, когда возьмет в свои руки все средства производства. Для достижения этой цели все партии страны должны объединиться для свершения социалистического переворота, завершить классовую борьбу и установить социалистические порядки. В программе говорилось о том, что современный строй Турции гибельный для всех народов империи. Партия Гнчак хочет спасти все народы Османской империи, ведя их по пути со­циализма, для достижения которого необходимо создание полно мочного законодательного собрания, которое обсудит экономичес­кие, политические и культурные вопросы, утвердит широкую авто­номию на местах (вилайеты, каза, общины) по выборному прин­ципу, привлекая к участию в выборах всех граждан от 20 лет и выше, невзирая на национальность, пол и религию. Выборы долж­ны быть тайными, равными и прямыми. Необходимо уничтожить сословия и признать всех граждан равными перед законом. Необ­ходимо также учредить свободу печати, слова, совести, свободу народов и союзов, неприкосновенность личности и имущества. Содержать религиозные учреждения на средства верующих. Уста­новить всеобщую воинскую повинность, иметь в мирное время на­родную милицию. Установить обязательное и бесплатное обуче­ние, оказывать материальную помощь нуждающимся. Сделать ту­рецкий язык языком государственным и знание его признать необходимым для всех. В то же время все граждане империи должны иметь право выступать в учреждениях и в судах на своем роддом языке. Объявить все языки равноправными в государственных и судебных учреждениях. Ввести бесплатную медицинскую помощь и судопроизводство, отменить смертную казнь. В программе подчер­кивалось также, что необходимо пересмотреть существующую на­логовую систему, упразднить все косвенные налоги, ввести прог­рессивный налог, установить восьмичасовой рабочий день. Особое внимание в программе уделялось земельному вопросу. Требова­лась ликвидация всех тех законов, которые тормозят свободное развитие крестьянского хозяйства, утверждалась необходимость ликвидации остатков крепостничества, возврата насильственно зах­ваченных земель своим хозяевам. Предлагалось с помощью госу­дарства расселить беженцев на своих землях. Для разрешения на­ционального вопроса программа предлагала защиту прав наций, отрицание господства одной нации над остальными, соблюдение прав наций на самоопределение. В новых условиях партия отка­зывалась от революционной пропаганды и переходила к парла­ментской деятельности. Вместе с тем, она принимала такие формы борьбы, как забастовки, профсоюзы, кооперации, то есть все те формы, которые использовались международной социал-демо­кратией. В программе подчеркивалось, что в отношении конституционной Турции не дозволяется какая-либо форма сепа­ратизма. Отмечалось также, что необходимо пропагандировать социал-демократические идеи среди всех народов Турции, создать в их среде социал-демократические фракции, которые составят часть международной социал-демократии.
Таким образом, изучение материалов показывает, что как пар­тия Дашнакцутюн, так и партия Гнчак отказывались от идеи не­зависимости Армении в условиях конституционной Турции и выра­жали готовность сотрудничать с младотурками в деле благоустрой­ства всей Османской империи, развития национальных и социаль­ных отношений и тем самым разрешить стоящие перед страной основные проблемы.
В то бурное время из различных группировок начинает оформляться еще одна армянская конституционно-демократи­ческая партия – Армянская партия конституционных рамкаваров. Изучение политики этой партии представляет определенный инте­рес с точки зрения нашей проблемы. Действующая Реорганизован­ная партия Гнчак, «Союз единомышленников» и партия Арменакан, объединившись и выработав единую программу, выступили с заяв­лением, в котором говорилось, что «в новых условиях действую­щей османской конституции, как бы она ни способствовала смягче­нию ситуации, обстоятельства вынуждают нас, перестав быть революционной организацией, объединиться в партию под названием «Армянская конституционно-демократическая партия», которая основана сознательными и серьезными лицами, рекомендованными полномочными представителями объединяющихся партий. Решение принято в Александрии, 31 октября 1908 г.».
Отмечая в своей программе, что с утверждением конституцион­ного режима в Турции для всех народов страны открылась новая эра, эра прогресса, вновь созданная армянская партия считала, что в подобных условиях «существованию и деятельности револю­ционных партий, естественно, должен быть положен конец». Вместо них, – говорится в программе, – желательно создание ле­гальных партий с определенной политической программой и фор­мой деятельности, которые будут призваны осведомлять и прос­вещать общественное мнение, воздействуя на правительство, как это делается в странах с конституционно-демократическим режи­мом. Именно по этому принципу после провозглашения осман­ской конституции у всех народов империи начали создаваться ле­гальные политические партии, которые публиковали свои програм­мы. Бывшие армянские революционные организации также пре­вратились в легальные политические партии. Говоря о бывших ре­волюционных партиях, конституционные демократы имели в виду партий Дашнакцутюн и Гнчак. Однако далее в программе отме­чалось: «В частности, чувствуется необходимость в такой политик ческой партии, которая оставалась бы в стороне от крайне экстре­мистских мировоззрений и спорных социалистических учений. Эта партия в армянской действительности должна действовать соглас­но чаяниям народа, в соответствии с требованиями времени и за­конными средствами. Только такая партия может собрать вокруг себя сознательные и жизнеспособные слои армянского народа без религиозного и классового различия». Сделав своим политическим кредо просветительские идеи, эта партия девизом своей деятельно­сти считала «гегемонию народа». Партия подчеркивала существо­вание наций, однако отрицала их слияние, считая с точки зрения интересов османского государства слияние опасным и вредным. Партия считала, что «народ, составляющий большинство, должен уважать права меньшинств», «что «армяне представлены в Турции в двух аспектах – как османские граждане и как армяне по нацио­нальности. Эти два аспекта непременно должны быть подчеркнуты, не противореча друг другу».
Армянская партия Конституционных рамкаваров как партия либеральной буржуазии выступала от имени всего народа, его на­циональных и политических интересов и претендовала на роль руководителя консолидации всей нации, всех классов, религиозных учений и сект. «Под знаменем партии, – говорится в программе, – добросовестный богач, старательный трудящийся и сознательный интеллигент с готовностью и по доброй воле должны протянуть друг другу руку во имя общих интересов и для достижения общей цели». Цель партии – превратить османскую конституцию в конс­титуцию демократическую, установить в стране децентрализацию, постепенно расширяя местные права общин и губерний. Партия стремится сохранить и развивать армянский язык, историю, ли­тературу, все национальные духовные ценности. В программе под­черкивалось, что партия Конституционных демократов функционирует при конституционном режиме как законная политическая партия, а не как повстанческий тайный революционный орган.
Главными средствами деятельности партии считались печать, национальные и общие публичные собрания, выборные кампании, парламентская борьба и т. д. Понятно, что, будучи партией либеральной буржуазии, Конституционные рамкавары фиксировали в своей программе почти все те демократические требования, кото­рые записаны в программах европейских буржуазных партий.
Касаясь государственного строя страны, рамкавары признавали султана как «императора османов», однако считали, что он обязан уважать конституцию, законы, добиваться независимости страны и ее территориальной целостности. Законодательная власть должна принадлежать султану и парламенту. Суд должен быть независимым от административной власти, законы должны совер­шенствоваться. Образование должно быть свободным. Каждый османец имеет право открыть на свои средства школу. Каждая на­ция имеет право организовывать свое начальное образование. Госу­дарственный язык обязателен в приходских школах. Кроме турец­кого языка, в приходских школах должно быть введено преподава­ние местных языков и выработана единая образовательная програм­ма, которая должна быть взята под контроль правительством. Толь­ко родной язык, теология, национальная история и литература не должны подлежать цензуре.
Для обеспечения мира и братства народов рамкавары считали также необходимым сделать
Продолжение следует >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.