ГЛАВА II.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ
(до буржуазной революции 1908 года)
Мощная волна развернувшейся в Западной Армении национально-освободительной борьбы армянского народа, достигнутые успехи заставили вести переговоры с армянскими политическими партиями не только Абдул Хамида, но и оппозиционные силы Турции в лице младотурок. Правда, младотурки и их руководство долгое время не обращали серьезного внимания на армянское освободительное движение и на его руководство – армянские политические партии. Они откровенно враждебно относились к освободительной борьбе армянского народа, резко критиковали Абдул Хамида за ошибки, совершенные им в борьбе против армян. Они требовали практически отказа от осуществления даже жалкой программы майских реформ 1895 года. Их общий тезис заключался в необходимости программы преобразований для всей Османской империи. Они утверждали, что реформы только в областях населенных армянами, наносят вред империи. Этой точки зрения придерживались с самого начала своей борьбы в эмиграции против абдулхамидовского режима два таких известных лидера младотурок, как Мурад-бей Мизанджи и Ахмед Риза. Так, в изданной в 1895 г. в Париже брошюре Мурад-бей, выражая мнение «истинных турецких патриотов», подчеркивал, что «армянский вопрос вне общего вопроса реформ в Турции не имеет права на существование». В конце того же года Ахмед Риза начал издание в Париже на турецком и французском языках газеты «Мешверет», которая называла себя органом «Молодой Турции». В первом номере французского издания «Мешверет» была опубликована передовая статья, которая, фактически, представляла из себя программу действующей в Париже младотурецкой организации «Османский комитет Единение и прогресс», руководимой Ахмедом Ризой. В статье, автором которой был, по всей вероятности, сам Ахмед Риза, подчеркивалось, что комитет требует реформ «не специально для той или иной провинции, а для всей империи в целом, не в пользу одной какой-либо национальности, а для всех османцев, будь то евреи, христиане или мусульмане». В дальнейшем этот тезис неоднократно повторялся на страницах газеты. Так, в 1901 г. Ахмед Риза писал:«Мы требуем реформ для империи в целом». Одновременно Мурад-бей и Ахмед Риза с самого начала выступали против вмешательства европейских держав в дела Османской империи с целью добиться от султана проведения реформ в Западной Армении. Они стремились довести до кругов европейской общественности, политических и государственных деятелей свой вышеупомянутый тезис. Мурад-бей писал позднее в своих воспоминаниях, что одной их главных причин его отъезда из Османской империи и эмиграции было стремление «сообщить друзьям и недругам истинную причину армянского вопроса», показать миру, что какие-либо реформы в отношении армян возможны лишь в рамках общих реформ в Турции. Он предполагал, что таким путем удастся добиться поддержки со стороны Европы турецкого реформаторского движения. Риза-бей в передовой статье, опубликованной во втором номере турецкого издания «Мешверет», обращаясь к западным державам, требовал у них ответа на следующий вопрос: почему те усилия, которые они затратили на решение армянского вопроса дипломатическим путем, не направляют на восстановление конституции 1876 года. Эта точка зрения нашла отражение в «Меморандуме», направленном рядом видных деятелей младотурецкого движения министрам иностранных дел великих держав. Примечательно, что подписавшие «Меморандум» Мурад-бей, Ахмед Риза, Халиль Ганем и другие провозглашали себя приверженцами некоей «партии всеобщих реформ», подчеркивая тем самым свое негативное отношение к попыткам великих держав добиться от султана реформ исключительно в армянских областях империи.
Подход младотурок к национальному вопросу в Османской империи, в том числе и к армянскому вопросу, определялся идейно-политической доктриной османизма. Основные положения этой реакционной доктрины были сформулированы высшими сановниками империи еще в 50 – 60-х годах XIX в., в период реформ т. н. второго этапа Танзимата. Затем они были развиты лидерами конституционного движения «новых османов» 60 – 70-х годов XIX в., заняв в их идеологии важное место. Именно от них восприняли османизм лидеры младотурок конца XIX – начала XX вв. Сторонники этой великодержавно-шовинистической доктрины утверждали, что в Османской империи существует только одна нация – османская, а многочисленные народы, проживающие здесь, являются лишь ее «элементами», «составными частями», не имеющими права на суверенное существование, на создание своих национальных государств. Поэтому борьбу нетурецких народов за свое национальное освобождение младотурки считали «предательством» по отношению к «османской родине» и «османской нации». Характерна в этом отношении статья «Об армянских делах», подписанная «Османец» (Ottomanus). В ней проводится мысль о том, что борьба армян за свою национальную независимость – ошибка. Им предлагается установить союз с турками (т. е. младотурецким движением) и бороться совместно за восстановление османской конституции 1876 года, которая обеспечит равенство перед законом всех «османцев», вне зависимости от их религии, национальной принадлежности.
Фактически, как в национальном вопросе в целом, так и в армянском в частности между младотурками и Абдул Хамидом не было принципиального различия, как не было серьезной разницы в этом вопросе во мнениях различных группировок младотурецкой партии. Интересно отметить, что этот факт вынужден признать также один из крупных современных турецких историков Ю. X. Баюр. Отмечая, что статью об армянах принца Сабахеддина напечатала газета «Шура-и уммет», орган конкурирующей группировки младотурок, он пишет, что это подтверждает факт сотрудничества между наиболее крупными младотурецкими группировками.
Правильно оценивая создавшуюся ситуацию, один из руководителей гнчакистов писал, что «старые» и «новые», «старые» и «молодые» – единогласно встали на одну и ту же черту линии.
Примечательна в этом отношении брошюра, опубликованная в 1897 г. одним из лидеров младотурок Мурад-беем под названием «Сила и слабость Турции». В ней он открыто выступал против освободительных движений нетурецких народов Османской империи. Об освободительном движении армян Мурад писал как о некоей «навязчивой идее армянских комитетов, которые действуют по подсказке европейских дипломатов, интригующих против Османской империи, стремясь ослабить ее и укрепить свое влияние на султана и Порту.
Как свидетельствует довольно богатый материал, находящиеся на протяжении долгих лет в эмиграции в различных странах Европы лидеры младотурецкого движения установили контакты с руководителями армянских политических партий, беседовали с ними, уточняли точки зрения, спорили, пытались убедить в правильности своей позиции.
Первые контакты младотурок с армянскими политическими деятелями имели место уже в 1895 г. Причем инициатива исходила от младотурок. Примечательно, что попытку установить контакты с армянами независимо друг от друга предприняли почти одновременно два видных младотурецких лидера тех лет: Ахмед Риза и Мурад Мизанджи. Находясь в Лондоне, Мурад-бей вступил в переговоры с «армянскими революционными комитетами». Целью переговоров было создание «единого фронта против Абдул Хамида». Они окончились неудачей. В своих мемуарах Мурад-бей эту неудачу объясняет стремлением армян создать свое независимое государство. О попытке установления контактов, предпринятой Ахмедом Ризой, писал С. Сабах-Гюлян. Находившийся в Париже Ахмед Риза и другой видный деятель его группы д-р Назым обратились к гнчакистам и назначили им встречу в одной из комнат «Кафе Вольтер». Во время встречи, в которой участвовал и С. Сабах-Гюлян, они предложили вести совместную борьбу за восстановление конституции и проведение общих реформ в Османской империи. При этом руководители младотурок заявили, что они готовы объявить о союзе всему миру «в публичном заявлении в форме листовок». Ахмед-бей и Назым-бей заявили, что «частные преобразования, предусматриваемые майской программой [речь идет о программе реформ в Западной Армении – М. К.] касаются лишь части Османской империи, лишь части ее народов. Между тем, необходимо добиться проведения общих широких реформ, которые распространятся на все народы Османской империи». То есть, был повторен известный тезис младотурок, на котором мы остановились выше. Это и явилось причиной того, что руководители Гнчак предложение Ахмеда Ризы и Назыма отклонили.
Инициатива лидеров младотурок в установлении контактов с армянскими политическими партиями объясняется их стремлением использовать силу этих партий в борьбе против деспотического режима султана Абдул Хамида. Они сознавали, что находящаяся в эмиграции младотурецкая оппозиция, лишенная связей со страной, не имеющая там своей организации, разделенная к тому же на несколько группировок, не способна без помощи армянских партий вести успешную борьбу. Была еще одна причина. Как отмечает турецкий историк Шериф Мардин, один из видных специалистов по истории турецкой политической мысли, изучение материалов турецкого издания газеты «Мешверет» показывает, что одной из главных тем этого органа младотурок было «решение армянского вопроса путем установления союза с армянами». Именно этим объясняются «сверх усилия» Ахмеда Ризы по достижению соглашения с армянскими комитетами. Не следует упускать из виду также то, что младотурецкий деятель, установивший связи с армянскими партиями и обеспечивший проведение совместных акций с ними, значительно повысил бы свой авторитет в среде турецкой оппозиции. Неслучайно Ш. Мардин отмечает, что если Мурад-бею удалось бы достичь успеха в переговорах с армянами, это стало бы для него «серьезным козырем» в борьбе за лидерство в младотурецком движении.
Однако для создания единого фронта было необходимо, чтобы обе стороны пошли на взаимные уступки, чего не принимали младотурки. Вместе с тем объективная необходимость создания этого фронта была большой, поэтому встречи на уровне руководителей после первых неудач продолжались. При этом в переговорах с младотурками участвовали как представители гнчакистов, так и партии дашнаков. Встречи младотурок с гнчакистами происходили в Париже, а с дашнаками – в Женеве. Материалы об этих встречах могут многое дать историкам, занимающимся вопросами младотурецкого движения, ибо они свидетельствуют о том, в какой среде, под влиянием каких политических, философских, исторических концепций формировалась идеология младотурок, каковы их идейные источники. Почти обо всех деятелях-младотурках, находившихся в эмиграции в Европе, армянские источники сохранили довольно интересные факты.
После первой встречи младотурки попросили назначить новую встречу, которая опять состоялась в Париже. Участник встречи С. Сабах-Гюлян писал об этом: «Наш окончательный ответ был таков: мы в принципе не против проводимых но всей Турции реформ, наоборот, мы желаем этого и считаем, что программа от 11 мая является частью общих реформ, приспособленных в той или иной степени к требованиям армянского народа. Поэтому, если младотурки были искренни в своих стремлениях, они сами должны были способствовать скорейшему осуществлению этой программы. Мы не пришли к соглашению. «Молодые» объявили майскую программу зародышем сепаратизма, мы же, наоборот, восприняли ее как небольшую предпосылку, как элементарную гарантию существования и сохранения исторической самобытности армянского народа. Обмен «любезностями». Вновь разошлись, недовольные друг другом».
Не добившись успеха в Париже, Ахмед Риза не отчаялся, а отправился в Лондон, чтобы встретиться там с одним из основателей партии Гнчак А. Назарбеком. Однако и там переговоры оказались безуспешными.
Стремясь к созданию единого фронта, представители действовавшей в Париже младотурецкой организации в своей практической деятельности не делали никаких уступок, ни одного реального шага для создания благоприятных условий для ее осуществления. Острая борьба шла и в устной, и в письменной пропаганде. С. Сабах-Гюлян пишет, что «Мешверет» предлагала для шести вилайетов и армянского народа то же самое, что и титулованные представители (Абдул Хамида. Территориальная неприкосновенность Турции, отказ малым народам во внутренней автономии. В Турции есть лишь один народ – османский, – вот такими лозунгами руководствовалась младотурецкая партия. Они не оставляли места для переговоров. И, несмотря на это, партия Гнчак попыталась еще раз добиться соглашения с младотурками. Партия Гнчак решила по примеру Кум Капу организовать манифестацию в Константинополе против политики Абдул Хамида и попыталась начать переговоры с младотурками о совместном участии в ней. Усилиями известного торговца Габриеляна (эрзерумец) между двумя сторонами начались переговоры. Они продолжались несколько дней, в течение которых были выявлены острые разногласия. Младотурки отклонили предложение о совместном выступлении, объясняя это следующим образом: «Наше участие еще более усилит вас. В выигрыше будете вы, так как до сих пор все было связано с именем вашей партии. И это вызовет вмешательство держав. Встанет вопрос о разделе Турции». С. Сабах-Гюлян отметил, что в ответ гнчакисты утверждали обратное, говорили, что это начало сотрудничества. «Армения добилась бы реформ, – заявляли они, – и мы по мере своих возможностей помогли бы осуществлению общей реформы и установлению конституции». И на сей раз переговоры не увенчались успехом.
Чтобы составить общее представление об установившемся в среде младотурок мнении об армянах и армянском освободительном движении, считаем необходимым остановиться вкратце на нескольких характерных фактах.
В дни героического Зейтунского восстания в 1895 году из Лондона в Париж был приглашен один из основателей и идеологов партии Гнчак А. Назарбек, который выступил с докладом в одном из залов «Гранд Орион». Он должен был прочитать лекцию об основных вопросах идеологии и политики партии Гнчак. На лекции присутствовали все находящиеся в Париже члены партии Гнчак и младотурки. Царила напряженная атмосфера. Председательствовал С. Сабах-Гюлян. В своей лекции А. Назарбек говорил о том, что прошли те времена, когда армянин покорно сносил все издевательства. «Теперь армянин борется с революционным красным знаменем в руке и если он умирает, то умирает не как раб, а как свободный человек, умирает за свои мечты и права», – с трибуны заявил он.
Зал был наэлектризован, а младотурки усмехались. «И вдруг, – пишет председатель собрания, – лектор достал из кармана написанное кровью письмо зейтунских бойцов, сражавшихся против армии Эдхем-паши, которое начиналось следующими словами:
«Мы победили, победили...». Стены зала сотрясались от аплодисментов, ликования и радости. И когда в зале, наконец, воцарилось молчание, Ахмед Риза воскликнул дрожащим от волнения голосом: «Пусть ослепнет султан Хамид! Вместо того, чтобы повести войска в Мерсин, капитан, сбившись с пути, ведет их в Суэц. Воистину, таким должен быть конец...». И, понурив голову, бормоча что-то, вышел из зала».
На другом публичном собрании, организованном партией Гнчак, в котором принимали участие и младотурки, когда докладчик остановился на факте массового истребления армян Абдул Хамидом, кто-то из младотурок, не выдержав, крикнул, что это ложь, клевета, придуманная партией Гнчак. Со стороны младотурок посыпались страшные оскорбления в адрес членов партии Гнчак и армянского народа. Рядом с подавшим реплику сидел Ахмед Риза-Младотурки были выдворены из зала.
Младотурки столь же нагло вели себя на публичных лекциях, европейских ученых, которые выступали с докладами, посвященными армянскому вопросу. Они пытались сорвать лекцию известного французского ученого Анатоля Леруа Болио, крупного знатока истории Турции и Армении, которая проходила в одном из залов отеля «Де Сосьете Саванти». Зачинщиком был сам Ахмед Риза. Сорвать лекцию им не удалось. Она прошла под бурные аплодисменты и впоследствии издана под названием «Армения и Армянский вопрос» тиражом в 10 тысяч экземпляров.
Во время лекции известного историка – члена французской академии Альберта Вандаля, посвященной Восточному вопросу, по вине младотурок снова произошел инцидент. Причиной послужило то обстоятельство, что, говоря о Восточном вопросе, докладчик защищал идею необходимости проведения реформ в Западной Армении.
Мы привели лишь несколько характерных примеров. Они свидетельствуют об истинном отношении младотурок к развернувшейся в Западной Армении национально-освободительной борьбе и к армянским погромам.
После успеха Зейтунского восстания отношения внешне изменились. Младотурки явились на свидание с руководителями партии Гнчак. Об этом свидании С. Сабах-Гюлян писал: «Доктор Назым ядовито улыбался, потому что надо было улыбаться... Они сказали: «Поздравляем вас, мы, как братья, опять должны быть вместе. Забудем о наших распрях. Вы должны стать восточным седлом государства, примером нашего общего возрождения...».
Однако это были лишь слова, сказанные под впечатлением успешного завершения Зейтунского восстания. Они не стали основой для новых переговоров, создания единого фронта, что было так необходимо для свержения деспотизма Абдул Хамида.
Если выходившая в Париже газета «Мешверет» и сплотившиеся вокруг нее младотурки во главе с Ахмедом Ризой в деле создания единого фронта довольствовались призывами к единству с газетных страниц и полуофициальными встречами, не организовывая официальных переговоров между двумя партиями, то каирская газета «Мизан» («Весы») и сплотившиеся вокруг нее младотурки делали более решительные шаги в решении этой сложной проблемы.
Газета «Мизан», начиная с 1886 года, издавалась в Константинополе, но затем вынуждена была перебраться в Каир. В первом же номере, изданном в Каире, газета призывала армянских революционеров присоединиться к турецким конституционалистам и объединенными усилиями свергнуть султанскую монархию, одинаково ненавистную всем, реконструировать всю страну на общей конституционной демократической основе.
В этом документе издатель «Мизан» и один из идеологов младотурок Мурад-бей предлагает свои взгляды по армянскому вопросу:
1. Решение армянского вопроса станет практически возможным, если он будет представлен как часть проблемы переустройства всей Османской страны, что и требует безотлагательного решения.
2. Поэтому армяне вместе с турецкими конституционалистами должны бороться за общую реформу.
3. Турецкому народу ненавистно правительство Абдул Хамида. Экономическое и политическое положение турецкого народа столь же плачевно, как и армянского и других народов, стонущих под игом Османской империи.
В этом документе Мурад-бей говорит о последних армянских погромах, выражая сожаление по этому поводу. И в то же время упрекает армянских патриотов в том, что они не сделали попытки присоединиться к передовым турецким элементам и выступить совместно, а, наоборот, возбуждали среди армян ненависть к турецкому народу, смешивая турецкое правительство с этими обездоленными и невежественными массами.
В связи с опубликованными в «Мизан» документом газета «Гнчак» 29 февраля 1896 г. печатает «Открытое письмо Мурад-бею», в котором обсуждаются поднятые младотурками вопросы и дается следующий ответ:
1. Несмотря на то, что турецкий народ был использован Абдул Хамидом в деле осуществления массовых погромов армян, «мы, армянские революционеры, не обвиняем турецкий народ. Он – не что иное, как слепое фанатичное орудие, которое султан с удивительным мастерством направил против армянского народа. Вся ответственность за эти злодеяния, столь губительные для народов и даже самой Турции, лежит только и только на этом восседающем на троне звере».
2. Партия Гнчак выражает свое удовлетворение по поводу того, что есть прозревшие турки, увидевшие наконец ту чудовищную действительность, которая столкнет османскую страну в глубокую пропасть. «Мы, – пишет газета, – не можем скрыть своего удовлетворения по поводу того, что хотя и поздно, лишь в последнем действии трагического спектакля турецкие патриоты наконец решили вступить в решительный бой за свою родину и за народы, живущие на этой земле. Газета с болью спрашивает, почему эти просвещенные турки не появились раньше, чтобы своими воинственными проповедями воспрепятствовать распространению варварских проповедей имамов среди темных невежественных масс.
3. Партия Гнчак давно ждала появления на арене турецких патриотов. Единство, вернее, сотрудничество между турецкими и армянскими патриотами и партиями давно стало необходимостью еще 8 – 9 лет назад, еще до возникновения нашей партии, до на чала революционного движения. Это сотрудничество считалось необходимым не только между турками и армянами, но и между всеми народами, мусульманскими или христианскими, находящимися под игом султанской тирании. Это мнение выражено не только в многочисленных статьях «Гнчак», по и в общей программе партии. «Мы заявляем, что для осуществления этих идей наша партия с самого начала прилагала немало усилий, чтобы войти в контакт с просвещенными турками, а через них – с мусульманскими народами. Но наши усилия, за некоторыми исключениями, не увенчались успехом. Мы не смогли преодолеть то недоверие, ту осторожность, ту ненависть и фанатизм, которые проявляются у мусульман по отношению к армянам».
В этом открытом письме партия Гнчак излагает затем принципы, которые необходимо осуществить в Османской империи после свержения Абдул Хамида и установления буржуазного строя. Партия Гнчак находила, что, невзирая на вероисповедание и национальную принадлежность, интересы османских подданных почти одинаковы. Для их свободного развития необходимо утвердить в 82 стране «единую демократическую конституцию». Основы этой конституции партия Гнчак представляет следующим образом: депутатский орган, избранный на основе всеобщего голосования и состоящий из представителей всех народов Турции. Это депутатское общее собрание должно обладать всеми законодательными правами. Губернская и общинная автономия, члены представительного органа которой избираются также на основе всеобщего голосования. Губернская и общинная автономия для областей, населенных армянами, должна быть представлена в национальной форме и иметь национальный орган милиции. Всеобщее равенство перед законом, вне зависимости от национальности и веры. Свобода вероисповедания и национального языка. Свобода печати, слова, выборов, предвыборной агитации. Обязательное бесплатное начальное образование. Разделение на губернии требует коренных изменений с учетом естественных этнографических границ. Вот те основные принципы, которые, согласно мнению партии Гнчак, должны были лечь в основу будущей конституции. Партия Гнчак выражала удовлетворение, что представленная младотурками конституционная программа общими чертами и принципами приблизительно похожа на приведенную выше ее программу. Эта, похожая в общих чертах, программа «может составить ту основу, которая объединит для союза и сотрудничества турецких и армянских патриотов, невзирая на их вероисповедание и национальность».
Адресованное партией Гнчак открытое письмо Мурад-бею завершается следующим выводом: «Несмотря на ужасные удары, которые нанесло армянам турецкое правительство, партия Гнчак стала еще сильнее и она довольна, что к этой силе сегодня присоединяется другая – прогрессивные турецкие элементы, что станет гарантией для успешного и победного завершения светлого дела. Тем самым мы спасем нашу любимую Армению и вашу дорогую Турцию от той ужасной гибели, которая угрожает ей и ее народам, гибели, которая явится результатом губительной политики султана, создавшей в стране анархию, чреватую опасностями внутреннего и внешнего характера. Вот таков наш искренний ответ».
Однако младотурки удовлетворились лишь общими суждениями, и слово не было подтверждено делом. Не было выдвинуто реальных предложений. После этого письма младотурками снова были выдвинуты предложения партии Гнчак о создании единого фронта. Но они, как и в прошлом, не имели реального характера, не содержали ни одной уступки или компромисса. В связи с этими фактами в двухтомной истории партии Гнчак делается следующий вывод: «Разногласия между партией Гнчак и Иттихад все более углублялись и перешли в борьбу, когда впоследствии выявились и подтвердились пантюркистские и панисламистские устремления этой партии, зачастую прикрытые, нередко и нескрываемые антиармянские настроения». Партия Гнчак, говорится в указанной книге,
Продолжение следует >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.