ГЛАВА II.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ
(до буржуазной революции 1908 года)
всех, кто сплотился вокруг этой газеты.Исходя из этих фактов, газета делает вывод: «Молодые турки, от мала до велика, по отношению к армянскому вопросу проникнуты одним стремлением – не находить для армянского вопроса никаких оправданий и не рассматривать его как вопрос международного характера, и в перенесенных ужасах обвинять самих армян. И, наконец, они с такой претензией и требовательностью относятся к нам, будто турецкий народ пострадал от армян и что последние перед ними в долгу. Это уже не осознание зла, это не ожидаемое нами свежее идейное течение, это не обсуждение проблемы. Это не отношение, достойное деятелей, думающих о судьбе всего народа без различия вероисповедания и национальной принадлежности, а лишь усилия, направленные на ослабление внешней политической позиции турецкого государства. Эти усилия якобы требуют нейтрализации в Турции армянского вопроса и других проблем».
Критикуя младотурок, их политическую и национальную программу, партия Дашнакцутюн выдвигает для Турции программу, которая сформулирована следующим образом: «Армянская революционная партия Дашнакцутюн, от имени которой мы имеем право говорить, обобщая свою программу относительно Турции, может предложить для всей Турции одну организацию, которая в равных, условиях в состоянии объединить всех.
Это федеративная демократическая организация, в которой все подданные народы составят единое целое, но каждый со своей внутренней местной автономией. Молодые турки вместо этого выдвигают конституцию Мидхата-паши, думая, что она удовлетворит культурные требования всех слоев... Сегодня эти живые факты – армянское, македонское, албанское, греческое, арабское и ваше движения. Пусть развевается над всеми ними братское знамя Оттоманского союза, поддерживайте эти движения всеми доступными средствами, искренним, сотрудничеством внушайте друг другу доверие, чтобы удовлетворились все существенные требования каждого народа, и чтобы рассеялся мрак, который окутал ваше сознание. И тогда нам удастся сплотить все прогрессивные силы населяющих Турцию народов, и все вместе они составят ту силу, в которой так нуждается страна».
Эта большая редакционная статья «Дрошак» заканчивается следующим призывом: «Соотечественники, мы говорили с вами со всей искренностью, так, как мы говорили бы с самими собой, когда дело касается серьезных проблем. Если изредка мы и вынуждены были говорить с вами резким тоном, то это объясняется не грубостью, а единственно желанием не оставить теневых сторон ни в настоящем, ни в будущем. Чтобы вам были понятны наши настроения, мы хотим сказать следующее: «Турки, мы не стремимся ни к восстановлению армянского царства, ни к гегемонии, состоящей хотя бы из 100 человек, ни к сепаратизму. Наше положение ясное и определенное. Как вам суждено действовать среди вашего народа, так и нам надо заботиться о нуждах своего народа. Если мы сегодня призываем громогласно – «Да здравствует армянское движение!», «Да здравствует армянская революция!» – это не означает, что мы с не меньшим воодушевлением не можем сказать – «Да здравствует революция! Да здравствует всеобщая оттоманская независимость!». Дайте нам заверения в том, что, объединившись с вами, мы тем самым обеспечим вам не только спокойствие в том, что вам удалось успешно задушить армянский вопрос, который отныне не будет угрожать турецкой гегемонии, но и в том., что мы приобретем в лице турецкой интеллигенции силу, способную преобразовать жизнь нашего народа. Тогда мы с присущей нам революционной энергией упрочим ваши ряды».
Однако, говоря о необходимости создания единого фронта», младотурки не давали таких заверений. А партия «Дашнакцутюн», как всегда, критиковала политику младотурок, требуя гарантий.. И, несмотря на отсутствие гарантий, партия Дашнакцутюн, тем не менее, не сжигала за собой мосты, как это делалось в ответе на письмо Дамат-паши, оставляя место для переговоров.
И действительное, в апрельском номере «Дрошак» за 1901 год публикуется небольшое сообщение под названием «Конгресс», в котором говорится о том, что редакция получила изданные турецкими либералами две брошюры, одну из которых отредактировали племянники (по материнской линии) Абдул Хамида и внуки Абдул Меджида – принцы Сабахеддин и Лутфуллах (сыновья Дамат-паши), а другую – младотурок Туналы Хильми. Обе брошюры призывают все оппозиционные силы турецкой империи: турок, армян, македонцев, албанцев, курдов – собраться на общий конгресс.
Авторы брошюр надеются, что этот конгресс сможет привести к согласию и даже к сплочению всех свободомыслящих партий турецкой империи. Сабахеддин и Лутфуллах ставили вопрос конкретно. «Достижение единения, – писали они, – зависит от созыва конгресса («meclis-i umuni»)». На призыв младотурок созвать конгресс газета отвечает положительно. «Какие бы ни возникли препятствия для созыва такого конгресса, нам кажется, тем не менее, что идея турецких либералов не утопия, и необходимо незамедлительно ее осуществить как положительный шаг к той желанной солидарности, к которой стремятся жертвы той же тирании и того же палача. Спешим сообщить вам, что наш ответ положителен и, что на конгресс «Дрошак» отправит своих представителей».
Таким образом, несмотря на серьезные разногласия, партия Дашнакцутюн согласилась принять участие в конгрессе оппозиционных сил Турции, который должен был состояться в 1902 году.
Совершенно другую политику по отношению к младотуркам проводила партия Гнчак. Встреча руководителей младотурок и партии Гнчак, обмен мнениями привели партию к окончательному выводу о том, что в национальном вопросе между младотурками и Абдул Хамидом по сути дела нет серьезной разницы. По этой причине партия Гнчак сожгла все мосты и вела одинаковую борьбу как против Абдул Хамида, так и против младотурок. Руководитель партии Гнчак С. Сабах-Гюлян написал в 1899 и опубликовал в 1900 – 1901 годы в газете «Гнчак» свое исследование «Молодая Турция», которое впоследствии (в 1908 году) вышло в Париже отдельной книгой.
В этой работе подробно исследуются следующие проблемы: возникновение партии младотурок, идеи и программа младотурок, парламентская Турция, младотурки за границей, стремления младотурок и конституция Мидхата, действительное положение и состав Турции, Армения и Турция, османизм и национальности, проблема общих преобразований и возрождения Турции.
Обсуждая все вышеупомянутые проблемы, С. Сабах-Гюлян делает следующие выводы: «Значит, если когда-нибудь «молодые армяне» и «молодые турки» захотят протянуть друг другу руки и начнут совместно борьбу против общей тирании, это сотрудничество должно быть поставлено в такие условия и на такой путь, чтобы целью и следствием общей борьбы стали, с одной стороны, автономная Армения со своими местными политическими учреждениями, а с другой – основанная на прямом всеобщем тайном голосовании демократическая конституция для всей Турции, результатом которой станет создание центрального учреждения – общего парламента, который будет в состоянии сохранять нерушимо государственный союз автономных стран Османской империи, в том числе и Армении».
Армянские революционеры могут вступить в сотрудничество с младотурками лишь на этих условиях – таков вывод С. Сабах-Гюляна. Он останавливается также на являющейся краеугольным камнем в национальной политике младотурок – идеологии и теории османизма, исследует ее и показывает, что «не только турецкие государственные деятели и «старики», но и «молодые турки» пришли к общему соглашению в вопросе национальной политики. Османская империя окрепнет и утвердится лишь в том случае, если все живущие в ней народы станут османцами или окончательно примут идею османизма – таков руководящий принцип».
С. Сабах-Гюлян находил, что для общего развития и прогресса необходимо создание политических условий в форме автономии для народов, имеющих самобытную историю, индивидуальное политическое лицо и уже вставших на путь возрождения, доказав тем самым свою жизнеспособность. Тогда на территории сегодняшней, постепенно сокращающейся в размерах, Турции возникнут маленькие государства с новыми территориальными делениями и границами, в результате чего и будет окончательно положен конец восточному вопросу.
Как видим, точки зрения партии Гнчак и партии младотурецкой в национальном вопросе были совершенно различны. Ни одна из сторон не пошла на уступки, вследствие чего отношения окончательно были прерваны, и эти партии встали по разные стороны баррикады.
В 1902 году в Париже состоялся первый конгресс османских оппозиционных сил. Организаторы пригласили на конгресс и представителей партий Дашнакцутюн, и Гнчак, и Реорганизованной партии Гнчак. Третье общее собрание партии Гнчак отказалось принять участие в конгрессе. Остальные две партии выразили свое согласие участвовать в нем.
После завершения конгресса в печатных органах партии Дашнакцутюн и Реорганизованной партии Гнчак был опубликован отчет о нем, озаглавленный «Конгресс османских либералов». В нем отмечалось, что «отчет о деятельности конгресса отредактирован с согласия делегатов от партии Гнчак и редакции «Дрошак». Отчет содержит ряд интересных материалов о работе конгресса.
Конгресс открылся 4 февраля 1902 года в Париже. Он был организован принцем Сабахеддином и его братом принцем Лутфуллахом. От партии Дашнакцутюн и Реорганизованной партии Гнчак в конгрессе принимали участие по три представителя.
Вначале французское правительство запретило созыв конгресса, но затем, по просьбе группы влиятельных депутатов и политических деятелей, разрешило с условием, чтобы он состоялся в частном доме и чтобы материалы конгресса были представлены французскому правительству до их публикации.
Делегаты армянских политических партий до участия в конгрессе решили согласовать свою позицию. На предварительных совещаниях они решили действовать как единомышленники. И в самом деле, делегаты этих двух партий действовали как единомышленники, «и, таким образом, османцы увидели не представителей двух партий, а шестерых армян – представителей армянского вопроса».
Перед участием в конгрессе делегаты партии Дашнакцутюн и Реорганизованной партии Гнчак встретились также с принцами и Исмаил Кемаль-беем и дали свое согласие участвовать в конгрессе лишь после того, как убедились, что его организаторы «полностью принимают армянскую программу, т. е. 61 статью, а также меморандум от 11 мая 1895 года с применением английского дополнения».
На конгресс были приглашены также несколько живущих в Париже армян, из которых приглашение приняли лишь Минас Чераз и Басмаджян. Эти деятели заявили на конгрессе, что «они присоединяются к заявлению, которое представили конгрессу партия Дашнакцутюн и Реорганизованная партия Гнчак».
Из османских либералов в конгрессе участвовали около 300 человек (подругам данным – до 60 – 70 человек). Среди них – принц Сабахеддин, принц Лутфуллах, редактор «Мешверет» Ахмед Риза, редактор газеты «Османлы» Али Фахри-бей, греки Сатус и Мюзиргидис и Жорж Торис, редактор газеты «Албания» Дервиш Хима (албанец), редактор газеты «Курдистан» Абдуррахман-бей Бедирхан (курд) я другие деятели эмиграции.
Конгресс провел шесть заседаний, два из которых состоялись в доме французского академика М. Лефевра Понталиса, а последние четыре – в доме принцев Сабахеддина и Лутфуллаха.
Председателем конгресса был избран принц Сабахеддин, заместителями – армянский делегат Сисян и грек Сатус, секретарем – Жорж Торис.
Узнав о том, что официальным языком на конгрессе объявлен турецкий, армянские делегаты потребовали, чтобы был принят французский. Учитывая то обстоятельство, что многие из турецких делегатов не знали французского, решили с одинаковым правом использовать на конгрессе два языка – французский и турецкий.
Перед началом заседаний армянские делегаты выразили свое удивление по поводу того, что два македонских комитета не приглашены на конгресс и потребовали их приглашения. Младотурки выступали против существования специального македонского вопроса, но, удовлетворив требование армянских делегатов, согласились через редакцию газеты «Дрошак» отправить приглашение «болгарам европейской Турции». Приглашение осталось без ответа. Сразу после начала конгресса армянские делегаты выразили публично свой протест против позиции османских либералов в отношении македонского вопроса и выразили свое сожаление, что македонские представители не принимают участия в конгрессе.
На конгрессе с программной речью выступил Мехмед Сабахеддин. В ней он, в частности, критиковал правительство Абдул Хамида за то, что оно отошло от традиционного благосклонного отношения к нетурецким народам Османской империи. Сабахеддин повторил известный тезис младотурок о том, что необходимы реформы не для отдельных этнических или конфессиональных групп населения Османской империи, а для всех ее подданных. «Мы требуем их [т. е. реформ – М. К.], – заявил он, – для всех османцев без исключения».
После этой речи начались острые дискуссии между участниками конгресса. Армянские делегаты выдвинули предложение о том, что для осуществления реформ необходимо добиваться вмешательства иностранных держав. Кроме того, они требовали осуществления плана реформ в Западной Армении, предложенного турецкому правительству 11 мая 1895 года совместно с Англией, Францией, Россией. В ходе обсуждения этого предложения участники конгресса раскололись на несколько группировок. Была предложена составленная Сабахеддином итоговая резолюция, которая носила компромиссный характер. Однако против нее выступила как группа Ахмеда Ризы, отвергающая любое вмешательство иностранных держав в дела Османской империи, так и армянские делегаты, которые заявили, что будут голосовать против предложенной принцем Сабахеддином резолюции, так как они не согласны с некоторыми ее пунктами. Они сообщили, что собираются представить на рассмотрение конгрессу параллельное заявление. Они сообщили, что армяне желают видеть Турцию, руководствующуюся режимом союза, между тем как решения либеральных османцев направлены на утверждение режима централизованной ассимиляции. Они, в частности, протестовали против четвертого пункта заявления Сабахеддина, в котором говорится, что решения Берлинского конгресса в отношении внутреннего переустройства Турции должны распространяться на все вилайеты империи. Они подчеркнули, что 61-ая статья не может распространиться на все вилайеты империи, поскольку она составлена с учетом местных национальных частных случаев, а также заявили, что либеральные османцы обязаны провести в других вилайетах соответствующие местным условиям преобразования, но не имеют права требовать проведения по всей стране реформ, которые Европа официально разработала только для армянских вилайетов.
Армянские делегаты заявили, наконец, что они не могут согласиться с тем, что конституция 1876 года объявлена в резолюции «самой надежной гарантией для политической свободы османских народов». На самом деле она направлена против произвола, поскольку армяне на своем горьком историческом опыте вынуждены видеть единственную гарантию в частных реформах, официально признанных Европой в международных договорах.
Ахмед Риза и его сторонники заявили, что османцы проведут преобразования в своей стране собственными силами и будут просить у Европы лишь морального содействия.
Армянские делегаты защищали идею вмешательства держав, заявив, что принятие тезиса о необходимости европейского вмешательства – спасительная новость в деятельности младотурок, что имея в виду международные условия, в которых находится Турция, нельзя отказаться от такого вмешательства.
Далее конгресс выслушал заявление армянских делегатов следующего содержания: «Делегаты армянских комитетов партии Гнчак и редакции газеты «Дрошак» заявляют:
1. Армянские комитеты готовы сотрудничать с османскими либералами с целью переустройства современного режима.
2. За пределами этой общей деятельности армянские комитеты должны продолжать свою независимую деятельность, поскольку она направлена против современного режима, а не против единства Турции и ее целостности.
3. Их частная деятельность не преследует какой-либо иной цели, кроме претворения в жизнь 61-й статьи Берлинской конвенции и майских реформ 1895 года, а также тех реформ, которые через дипломатические каналы представлены французскому правительству армянскими комитетами».
Никто из младотурок не выступил против этих пунктов решения. Только был задан вопрос – почему армяне не выдвигают вопроса о восстановлении Конституции и предложено армянским делегатам высказаться по этому вопросу.
Армянские делегаты заявили, что относятся к реформе всех частей османского государства, за исключением армянских вилайетов, с большим уважением, но не правомочны заниматься вопросом утверждения конституционного правительства, потому что они являются представителями тех организаций, которые не имеют и не могут иметь другой цели, как проведение преобразований в армянских вилайетах", утвержденных европейскими договорами. И как выразители армянского вопроса они не могут требовать у Европы восстановления Конституции, которая не опирается на международные договоры.
После этого заявления армянские делегаты сочли свое дело завершенным и по этой причине не приняли участия в последнем заседании конгресса.
На последнем заседании конгресса было принято решение, в котором говорилось, что представители народов османского государства, принявшие участие в открывшемся 4 февраля 1902 года конгрессе в Париже, протестуют против нынешнего режима Турции и призывают к совместной работе с целью:
1. Преобразовать нынешний правительственный режим в режим свободы и справедливости, что будет обеспечено восстановлением Конституции.
2. Напомнить европейским государствам об их обязательствах, которые необходимо во имя общечеловеческих интересов реализовать на основе существующих между ними и Портой международных договоров с таким расчетом, чтобы все части Османского государства могли получить равную от них пользу».
Организаторы конгресса отправили европейским журналистам краткий протокол этого заседания, в котором армянские делегаты заметили некоторые неточности. Самая главная из них заключалась в утверждении, что «армяне заявили, что не могут объединить свои усилия с усилиями других османцев в осуществлении желания последних преобразовать современный режим на конституционный, ибо армяне считают эти требования несвоевременными и даже более того – идущими вразрез с их интересами».
Чтобы внести ясность и исправить трактовку относительно высказанных армянскими делегатами мнений, которые были бы неправильно истолкованы как в Европе, так и в Турции, армянские делегаты отправили председателю конгресса следующее заявление: «В опубликованном протоколе конгресса либеральных османцев вследствие недоразумения, допущенного редакцией, мнение делегатов армянских комитетов о конституционном режиме представлено в искаженном свете. Абзац, содержащий эту часть дискуссии, Должен быть представлен следующим образом: «С другой стороны, заявив о своем согласии содействовать любой работе, направленной на переустройство современного режима, армяне как делегаты армянских комитетов, призванные осуществить отредактированную их заявлении программу, не уполномочены сообщить о каком-либо решении относительно общих государственных преобразований. Однако это не означает, что они вовсе против установления центрального конституционного режима, который должен был бы учесть частные и местные преобразования, предусмотренные Берлинским конгрессом и вытекающие из него международные постановления, предусмотренные для армянских вилайетов».
Это заявление было опубликовано в журнале «L Europe». Председатель собрания обещал во второй раз опубликовать протокол, вставив вместо неточного абзаца вышеуказанный.
На последнем заседании комитета, на котором присутствовали лишь младотурки, был избран постоянный комитет. Армянские делегаты заявили заранее, что не могут быть членами комитета, поскольку они уже являются членами органов с определенной программой, однако они предложили, чтобы этот комитет установил постоянную связь с армянскими комитетами и обещали свое содействие. По этой причине этот комитет состоял только из младотурок.
Таким образом, первый конгресс оппозиционных сил Турции в целом потерпел неудачу. В объединенной декларации двух армянских партий правильно и откровенно анализировались имеющиеся разногласия, но в то же время со всей определенностью высказывалось их желание сделать все, чтобы не порвать связей для создания единого фронта против Абдул Хамида. Но анализ материалов свидетельствует о том, что работа конгресса потерпела провал.
Упомянутый выше М. Варандян не раз возвращался к вопросам конгресса 1902 года. Он писал: «Мы тепло приветствовали идею конгресса. Впервые представители недовольных слоев османской империи, около 40 человек, собрались, чтобы узнать друг друга и выработать программу совместного сотрудничества... Однако армянские делегаты с первого же дня почувствовали себя в холодной неприветливой атмосфере. Истинные османцы, и в особенности Ахмед Риза, с крайней нетерпимостью относились к христианам. Еще с каким-то уважением относились к Дашнакцутюн. Македонцев не пригласили, мотивируя тем, что они «смутьяны». Естественно, они не признавали и македонский вопрос. Помимо желанной Конституции, которую непонятно, как и какими средствами должны были они осуществить «мирным» путем, их основной заботой было решение «армянского вопроса» в «общих османских преобразованиях...». И Абдул Хамид каждый раз поступал аналогичным образом, когда под внешним давлением всячески оттягивал проведение армянских реформ»104. Согласно другому свидетельству М. Варандяна, «от конгресса несло невообразимым шовинизмом, панисламским национализмом. Делегаты от Дашнакцутюн задыхались в этой атмосфере, союз сорвался». Армянские делегаты вынуждены были покинуть зал конгресса, потому что партия Ахмеда Ризы яростно выступила против армянского вопроса, писал М. Варандян.
Факты получили ту же оценку и со стороны Реорганизованной партии Гнчак. В номере «Нор кянк», где был помещен совместный документ двух партий о результатах конгресса 1902 года, была опубликована статья под названием «Турки». В ней редакция газеты с правильных позиций анализирует политику младотурок, приходя к следующему выводу: «Какими бы ни были турки, молодыми или старыми, обладая мощной военной силой, они приписывают себе право растворить в себе, ассимилировать слабые народы и в наивных попытках скрыть свою цель, разглагольствуя от имени справедливости и права, становятся поистине смешными. Сыновья Дамата Махмуд-паши выступают против самой идеи армянской автономии и в то же время пытаются уверить нас, что они любят армян и выступают в защиту слабых»[28].
Редакция газеты «Нор кянк», как и М. Варандян, приходит к выводу, что в политике младотурок и Абдул Хамида по отношению к армянам нет существенной разницы. Газета пишет: «Самодержавное и богоизбранное правительство султана во имя справедливости и защиты угнетает нас, грабит и убивает.
Скрывая под либеральной маской свои истинные цели, говоря о справедливости и свободе, турки [младотурки – М. К.] хотят продолжить ту же политику угнетения и притеснения. На словах они преданы Конституции, но на деле – душой и сердцем преданы турецкой империи и монархии. Они постоянно протягивают к ней руки и даже если станут хозяевами страны, одним им известно, что такое конституционный турок».
Таким образом, изучение материалов показывает, что армянские политические партии как до конгресса 1902 года, так и особенно после него были глубоко убеждены в том, что в политике младотурок и Абдул Хамида по отношению к армянам нет существенной разницы. Младотурки и Абдул Хамид считали, что целостность и независимость Турции неприкосновенна и все народы, входящие в ее состав, являются османцами. Согласно их точке зрения, все входящие в состав Турции малые народы должны были ассимилироваться. Другого пути для подвластных народов Османской империи не существовало. По этой причине все предложения нетурецких народов о национальной независимости или внутренней автономии отвергались как Абдул Хамидом, так и младотурками. Возникает вопрос, почему же, будучи убежденными в схожести политики господствующих и оппозиционных сил Турции по отношению к армянам, армянские политические партии, тем не менее, не прерывали своих отношений с младотурками и продолжали поиски путей для создания единого фронта?
Суть вопроса заключается в следующем: будучи уверенными в схожести национальной политики младотурок и Абдул Хамида, армянские политические партии в то же время стремились организовать с младотурками единый оппозиционный антиправительственный фронт, так как считали, что буржуазно-конституционная Турция теоретически создала бы более благоприятные условия для создания независимого армянского государства, нежели деспотический абдулхамидовский строй. Интересы армянского национально-освободительного движения и турецкой буржуазии в этом вопросе совпадали: и те, и другие стремились к свержению деспотизма Абдул Хамида. С той лишь разницей, что для турецкой буржуазии с захватом власти и установлением конституции решались основные вопросы, а для армянских политических партий свержение монархии Абдул Хамида было лишь важным шагом к достижению своей цели.
Младотурки тоже стремились, и довольно упорно, не делая никаких уступок в вопросах, имеющих для них принципиальное значение, войти в союз с армянскими политическими партиями и создать единый фронт против Абдул Хамида. Причем политика младотурок исходила из задач, выдвинутых реальной необходимостью. Дело в том, что входящие в состав Турции национальные меньшинства имели большой опыт национально-освободительной борьбы, имели в своем распоряжении ощутимую силу, которую можно было направить против Абдул Хамида. Сами младотурки не имели ни военной силы, ни опыта борьбы, по этой причине они связывали большие надежды с политическими партиями национальных меньшинств. На этом этапе борьбы, когда младотурки еще не окрепли, они более нуждались в необходимости создания единого фронта, нежели национальные меньшинства.
Тем не менее, несмотря на различие проблем, разный уровень сил, исходя из необходимости решения поставленных перед ними задач, обе стороны стремились к созданию единого фронта.
Как мы указывали выше, первая встреча руководителей партии Гнчак и младотурок выявила крупные разногласия между двумя партиями, после чего эти встречи прекратились. По этой причине на приглашение оппозиционных сил Турции принять участие в их первом конгрессе партия Гнчак не ответила. До 1906 года между партией Гнчак и младотурками не было ни встреч, ни переговоров.
Но уже в июне 1906 г. появились первые признаки, свидетельствующие о стремлении возглавляемых Ахмедом Ризой младотурок наладить сотрудничество с армянскими партиями. Об этом свидетельствует статья «Армянские революционеры», появившаяся на страницах «Мешверет» за подписью «Османец». В ней содержался призыв к «армянским революционерам» работать совместно для «будущего». В следующем номере была опубликована новая статья того же автора, в которой он внушал армянским комитетам мысль о том, что их интересы требуют сотрудничества с младотурками.
В июле 1906 года в центр партии Гнчак в Париже прибыл представитель младотурок Шакир Бехаэддин, который выдвинул предложение о необходимости армяно-турецкого союза. На его предложение партия Гнчак ответила, что в свое время состоялись переговоры с Ахмедом Ризой и доктором Назымом в связи с обсуждаемым вопросом, однако переговоры закончились безуспешно, но причине неприемлемости их идей. Шакир Бехаэддин сообщил, что в младотурецкой партии не все вопросы решают именно они, что теперь в партии есть много молодых, которые мыслят иначе. Он настойчиво просил организовать «официальную» встречу руководителей двух партий, поскольку «положение в стране невыносимое, а политические условия крайне тяжелы». После долгого и всестороннего обсуждения центральный комитет партии Гнчак решил принять «официальное предложение».
В заранее назначенный день встретились Ахмед Риза, доктор Назым, Шакир Бехаэддин и представители партии Гнчак – С. Сабах-Гюлян, Мурад Бояджян. Из текста видно, что во встрече принимали участие и другие представители партии Гнчак, но их имена не указаны.
Во время этой встречи Ахмед Риза сказал: «На нашем первом конгрессе господин Агаронян заявил, что армяне могут договориться с любым турком, но с вами, господин Риза, никогда. Прямо в лицо сказал – «пока ты есть, между армянами и турками не будет никакого взаимопонимания, между армянскими партиями и турецким не будет никакого соглашения...». Чтобы отвергнуть это мнение, и я, и мои товарищи решили любой ценой добиться соглашения со знакомыми мне противниками. Так что, забыв о прошлом, я прибыл сюда с твердым убеждением добиться соглашения с вами. Мы получили немало писем от молодых кавказских татар, от авторитетных турок и наших товарищей из Египта, Болгарии с требованием добиться соглашения с армянскими политическими партиями и, идя на взаимные уступки, действуя совместно, добиться ощутимых результатов. Тем более что политический горизонт с каждым днем становится все мрачнее».
Эта первая встреча имела скорее разведывательный характер. Стороны почерпнули сведения как о «расширении и силе общих партий, так и об общих стремлениях».
Согласно мнению членов партии Гнчак, на младотурок оказало большое влияние общее политическое положение. Грозил распад Османской империи, ее расчленение.
Имея в виду именно это обстоятельство, Ахмед Риза несколько раз повторил: «Еще не все потеряно, мы еще сможем спасти наше государство от падения. В этом деле больше, чем арабы, нам могут помочь наши армянские соотечественники, необходимо лишь достичь взаимопонимания и признания общих интересов».
С. Сабах-Гюлян высказывал мнение, что младотурки пришли к следующему убеждению: «Объединение, сотрудничество с внутренними оппозиционными силами стало безотлагательной необходимостью, чтобы воспрепятствовать угрожающей извне опасности». Об атмосфере, царившей во время встречи между младо турками и представителями партии Гнчак, С. Сабах-Гюлян писал: «Он увещевал нас [имеется в виду Ахмед Риза – М. К.], уповая на патриотические гуманные чувства товарища Мурада [Бояжяна – М. К.], призывая найти средний путь к соглашению и забыть о тех «недоразумениях и обидах» прошлого, которые произошли между нашими партиями. «Я признаюсь, что если бы я был армянином, я бы поступил так же, как и вы, но не думаю, чтобы и вы поступили бы иначе на моем месте», – заключил теоретик «молодой Турции». «Он все время умолял, – вспоминал С. Сабах-Гюлян, – чтобы я не придерживался строгой
Продолжение следует >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.