четверг, 28 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 4 .часть-2

ГЛАВА IV

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ И АРМЯНСКИМИ

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ

БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года

кочующих беев и ага ответственными перед законом, прикрепить их к земле в определенных районах. Необходимо ликвидировать отряды хамидие, уничтожить феодаль­ные права беев и ага, положить конец произволу в сборе налогов. Знакомство с положениями программы партии Конституцион­ных демократов показывает, что она признавала конституцион­ную монархию Турции, связывая судьбу западных армян с судь­бой других народов Османской империи. Рамкавары были сторонниками мирного развития империи, отрицали революцию и независимость Армении. Национальный вопрос рамкавары стреми­лись разрешить установлением децентрализации и местной авто­номии.
Программа этой партии была по своей сути буржуазной, од­нако она была по сравнению с конституцией Мидхата несравнимо более прогрессивной. Программа партии давала Турции хорошие перспективы для ее буржуазного развития, то, чего не давала кон­ституция Мидхата.
Руководители партии Рамкавар после создания партии вые­хали в Стамбул и развернули деятельность в Западной Армении и в местах с преобладающим армянским населением. Однако они не достигли больших успехов, так как партии Дашнакцутюн удалось повести за собой большинство западных армян. Рамкавары дос­тигли ощутимых успехов в Ване, где все члены партии Арменакан были вовлечены в их ряды.
Организации партии Рамкавар были созданы и в Константино­поле, Измире, Харберде, Тигранакерте, в отдельных городах Киликии, в Египте и Америке. Но, тем не менее, партия Рамкавар не достигла больших успехов, ее численность в 1912 году не превы­шала одной тысячи.

понедельник, 25 октября 2010 г.

"The Armenian Social-Democratic Hentchakist Party" by Hagop Turabian

This article entitled "The Armenian Social-Democratic Hentchakist Party" by Hagop Turabian, for the journal 'Ararat' (London), appeared in three parts; Vol. 3 No. 34, April 1916, No. 35, May 1916, and No. 37, July 1916, and presents the historical and concise account of the foundation and activities of the Social Democrat Hunchakian Party. Additionally we consider that several issues in the following article are at the present time still a factor of domestic and foreign policy for both the Armenian people and the fledgling Armenian nation.

The Armenian Social-Democratic Hentchakist Party
Hagop Turabian

"The Hunchakian Revolutionary Party 1887-1896" by Louise Nalbandian

founders
This chapter entitled "The Hunchakian Revolutionary Party 1887-1896" by Louise Nalbandian, is published as Chapter V of the first comprehensive book in English dealing with the nineteenth-century Armenian revolutionary movement and the subsequent rise of Armenian political parties. Louise Nalbandian, The Armenian Revolutionary Movement - The Development of Armenian Political Parties through the Nineteenth Century (Berkley and Los Angeles, 1963) covers in detail the history of the Armenian revolutionists' armed struggle against the government of the Ottoman Turks beginning with the first major uprising in 1862 and the extending to the culmination of the Turkish Armenian massacres in 1896.

суббота, 23 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 4 .часть-1


ГЛАВА IV

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ И АРМЯНСКИМИ

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ

БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года

В 1908 году Абдул Хамид под давлением имевших место в Тур­ции революционных выступлений армии под руководством младо­турок вынужден был по требованию младотурок восстановить конституцию Мидхата 1876 г.
24 июля 1908 года рано утром во все вилайеты Османской им­перии были отправлены телеграммы с решением о восстановлении конституции в Османской империи и о подготовке к выборам де­путатов в парламент.
25 июля по требованию младотурок был напечатан указ сул­тана об амнистии для участников революционных движений. Были открыты ворота тюрем. Амнистия распространилась на почти более чем 80.000 политических заключенных и политических эмигран­тов. На родину из-за границы возвращались томившиеся десятки лет на чужбине политические эмигранты разных национальностей.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 3 .


ГЛАВА III

К ВОПРОСАМ ПРОПАГАНДЫ В ТУРЦИИ

РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1905 – 1907 гг.

Первая русская революция 1905 – 1907 гг. явилась важной ве­хой в истории развития национально-освободительного и буржуаз­но-демократического движения в полуколониальных и колониаль­ных странах Востока, привела к их «пробуждению». Под ее влия­нием в Азии, как писал В. И. Ленин, «сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию». События революции 1905 – 1907 гг. явились также одним из важнейших факторов, повлиявших на процесс активизации анти­деспотических сил Османской империи. В 1905 – 1907 гг. имели место довольно широкие антиправительственные выступления на­селения в ряде городов Восточной Анатолии, произошли волнения в турецкой армии и флоте, наблюдался дальнейший подъем нацио­нально-освободительного движения подвластных народов. Все это дало возможность советским туркологам сделать вывод о том, что в эти годы в Османской империи происходил революционный подъем.
В специальной литературе довольно подробно рассматривался вопрос о влиянии первой русской революции на революционное дви­жение в османской Турции. Однако вне внимания исследователей осталась роль армянских политических партий, действовавших в империи, в распространении сведений о революционных выступлениях в России, в активизации ими пропаганды идей социализма в эти годы. Недостаточно исследован также вопрос об участии членов этих партий в народных выступлениях против султанского правительства в Восточной Анатолии. Наконец, привлечение источников на армянском языке может существенно дополнить данные, почерпнутые из архивных фондов и материалов на турецком языке. Именно восполнение указанных выше пробелов было основной целью настоящей главы.
***

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 2 .часть-4

ГЛАВА II.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ

ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ

(до буржуазной революции 1908 года)

линии, чтобы настроился миролюбиво. То же самое обещал и он».
Встреча закончилась тем, – продолжал Сабах-Гюлян, – что «мы обещали обсудить вопросы и выступить с определенными предложениями. То же самое мы потребовали от них. Наши гости попрощались с нами, взяв с нас обещание о новой встрече». Было решено провести следующую встречу не в центральном комитете партии Гнчак, а в одном из кабинетов ресторана «Кафе лиля».
Во время второй встречи руководителей партии Гнчак и младотурок было решено поставить на повестку дня следующие вопросы:
1. Армянский вопрос и общегосударственное направление.
2. Автономная Армения и Турция.
3. Демократическая конституция и «конституция Мидхата».
4. Армянский вопрос и внешнее вмешательство.
5. Социализм и национализм.
6. Нация и османизм.
7. Организация, пропаганда и революционная деятельность.
8. Межпартийные органы и межпартийные отношения.
9. Что из нашего соглашения подлежит публикации.
Решено было совместно обсудить спорные проблемы и только после принятия общего соглашения подписать их.
Какие дискуссии велись вокруг обсуждаемых проблем и какие аспекты защищались сторонами?

воскресенье, 17 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 2 .часть-3

ГЛАВА II.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ

ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ

(до буржуазной революции 1908 года)

всех, кто сплотился вокруг этой газеты.
Исходя из этих фактов, газета делает вывод: «Молодые тур­ки, от мала до велика, по отношению к армянскому вопросу про­никнуты одним стремлением – не находить для армянского вопроса никаких оправданий и не рассматривать его как вопрос междуна­родного характера, и в перенесенных ужасах обвинять самих ар­мян. И, наконец, они с такой претензией и требовательностью отно­сятся к нам, будто турецкий народ пострадал от армян и что по­следние перед ними в долгу. Это уже не осознание зла, это не ожи­даемое нами свежее идейное течение, это не обсуждение проблемы. Это не отношение, достойное деятелей, думающих о судьбе всего народа без различия вероисповедания и национальной принадлеж­ности, а лишь усилия, направленные на ослабление внешней поли­тической позиции турецкого государства. Эти усилия якобы тре­буют нейтрализации в Турции армянского вопроса и других про­блем».
Критикуя младотурок, их политическую и национальную про­грамму, партия Дашнакцутюн выдвигает для Турции программу, которая сформулирована следующим образом: «Армянская рево­люционная партия Дашнакцутюн, от имени которой мы имеем пра­во говорить, обобщая свою программу относительно Турции, может предложить для всей Турции одну организацию, которая в равных, условиях в состоянии объединить всех.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 2 .часть-2

ГЛАВА II.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ

ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ

(до буржуазной революции 1908 года)

шаг за шагом следила за деятельностью младотурок в Европе и обличала ее антиармянскую сущность. Эта дипломатическая борь­ба продолжалась до провозглашения османской конституции.
Отношения армянских партий с младотурками не ограничи­вались переговорами между младотурками и партией Гнчак. Мла­дотурки пытались создать единый фронт со всеми армянскими по­литическими партиями, принципиально не делая никаких уступок. Армянские же политические партии, отказавшись от соглашения с Абдул Хамидом, искали, в свою очередь, пути для создания едино­го фронта. Изучение материалов показывает, что в этом направле­нии проделали большую работу как Реорганизованная партия Гнчак, так и партия Дашнакцутюн. Причем эти две партии были более либерально настроены к младотуркам и старались приме­нить все возможные средства для достижения цели. Стремясь к осуществлению компромиссных предложений, эти партии надея­лись что и младотурки обратятся к тому же методу. Несмотря на сходство позиции этих двух партий, тем не менее, заметного ус­пеха в деле достижения соглашения не наблюдалось. Не случай­но в 1901 году газета Реорганизованной партии Гнчак «Нор кянк» писала: «С 1896 года мы регулярно ведем переговоры с младотурками. И безуспешно. Воистину должны быть сильны причины, ней­трализующие добрую волю двух сторон».
Арпиар Арпиарян, один из видных деятелей Реорганизован­ной партии Гнчак, пишет, что еще в начале 1896 года он вместе со своими политическими единомышленниками решил «пойти на сближение с младотурками». «Я отправился в Европу с готовой для переговоров программой. Прибыв в Париж, я узнал, что и там уже зародилась идея сближения с младотурками. Некоторые мо­лодые армяне уже вошли в контакт с Риза-беем [Ахмед Риза – М. K.], одним из авторитетных представителей младотурок». Вместе с этими «молодыми армянами», партийность которых не отмечает А. Арпиарян, он отправляется на неофициальную встречу с Риза-беем.

суббота, 16 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 2 .часть-1


ГЛАВА II.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ

ПАРТИЯМИ И МЛАДОТУРКАМИ

(до буржуазной революции 1908 года)

Мощная волна развернувшейся в Западной Армении нацио­нально-освободительной борьбы армянского народа, достигнутые успехи заставили вести переговоры с армянскими политическими партиями не только Абдул Хамида, но и оппозиционные силы Тур­ции в лице младотурок. Правда, младотурки и их руководство долгое время не обращали серьезного внимания на армянское ос­вободительное движение и на его руководство – армянские политические партии. Они откровенно враждебно относились к освобо­дительной борьбе армянского народа, резко критиковали Абдул Хамида за ошибки, совершенные им в борьбе против армян. Они требовали практически отказа от осуществления даже жалкой программы майских реформ 1895 года. Их общий тезис заключал­ся в необходимости программы преобразований для всей Осман­ской империи. Они утверждали, что реформы только в областях населенных армянами, наносят вред империи. Этой точки зрения придерживались с самого начала своей борьбы в эмиграции про­тив абдулхамидовского режима два таких известных лидера младо­турок, как Мурад-бей Мизанджи и Ахмед Риза. Так, в изданной в 1895 г. в Париже брошюре Мурад-бей, выражая мнение «истин­ных турецких патриотов», подчеркивал, что «армянский вопрос вне общего вопроса реформ в Турции не имеет права на существование». В конце того же года Ахмед Риза начал издание в Париже на турецком и французском языках газеты «Мешверет», ко­торая называла себя органом «Молодой Турции». В первом номере французского издания «Мешверет» была опубликована передовая статья, которая, фактически, представляла из себя программу дей­ствующей в Париже младотурецкой организации «Османский ко­митет Единение и прогресс», руководимой Ахмедом Ризой. В статье, автором которой был, по всей вероятности, сам Ахмед Ри­за, подчеркивалось, что комитет требует реформ «не специально для той или иной провинции, а для всей империи в целом, не в пользу одной какой-либо национальности, а для всех османцев, будь то евреи, христиане или мусульмане». В дальнейшем этот тезис неоднократно повторялся на страницах газеты. Так, в 1901 г. Ахмед Риза писал:

воскресенье, 3 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .часть-6

ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
АРМЯНСКОГО НАРОДА.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ В. ПОРТОИ И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
Как видим, переговоры были прерваны в марте 1899 г. Мо­мент для султана был неблагоприятным – в Гааге через два месяца должна была состояться Международная мирная конференция. Султан боялся, что на конференции будет обсуждаться вопрос, касающийся армянских реформ. Именно поэтому он сделал новую попытку возобновить переговоры с редакцией «Дрошак». Через константинопольского корреспондента агентства «Корреспонденц бюро» султан дал в европейские газеты телеграмму, в которой из­вещал о том, что имеющие место переговоры между Абдул Хами­дом и партией Дашнакцутюн завершились удачно и что армянский вопрос стоит на пороге своего разрешения.
Первая телеграмма была подана 1 мая 1899 г.: «Трое членов Женевского комитета прибыли в Константинополь для предпола­гаемых дискуссий по поводу предпринимаемых правительством средств по улучшению положения армян. Совещания проводятся с участием Артин-паши и управляющего Перы Энвер-бея. Ходят слухи, что посланцы обязались постараться заставить комитет вести себя спокойно».

суббота, 2 октября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .часть-5

ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
АРМЯНСКОГО НАРОДА.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ В. ПОРТОИ И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
убедившись в лживости его многократно повторяемых обещаний, вынужден был обнародовать переговоры, направив 23 мая 1898 г. министрам шести государств меморандум. В этом документе, в частности, говорилось: «Армянский революционный центральный комитет имеет честь поставить Вас в извест­ность о событиях, касающихся нынешнего положения в Турции.
20 ноября 1897 г. в Париж прибыл частный посланец султана, которому было поручено выяснить, согласны ли армянские рево­люционеры войти в контакт с султаном. В случае положительного ответа султан должен был послать в Париж лицо, облеченное пол­номочиями вести официальные переговоры, содействующие улуч­шению того печального положения, в котором оказалась Турция.