ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
АРМЯНСКОГО НАРОДА.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ В. ПОРТОИ И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
Какова была цель этой партии в период ее создания, в первый период ее деятельности? В программе партии говорилось об этом так: «Цель партии Арменакан – добиться революционным путем права для армянского народа самостоятельно руководить своей жизнью». Партия Арменакан находила, что их работа должна развернуться лишь среди армянского народа, что их «силы не должны быть растрачены на развертывание революционного движения среди соседних с ним народов, ибо мировоззрение, требования и развитие армянского народа существенно отличаются от других народов, что может повлиять на развитие революционного движения, притормозить его».
Чтобы достичь своей цели, партия Арменакан считала необходимым пробудить народ, дать ему военное образование, приучить к дисциплине, добыть оружие и деньги, организовать военные отряды и подготовиться к общей борьбе, «если этому будут способствовать благоприятные обстоятельства, внешние и внутренние отношения европейских государств». Партия Арменакан считала частые и слабые выступления, несвоевременное воодушевление масс вредными, ибо они, с одной стороны, растрачивают революционные силы, с другой – вызывают из-за неудач пессимизм.
Изучение программы партии Арменакан показывает, что первая армянская политическая партия уже выдвигала вопрос о независимости армянского народа, необходимости создания армянской государственности. В то же время, как мы видим, эта партия армянской буржуазии считала необходимым действовать лишь среди армян, исключая сотрудничество с соседними народами, считая, что они еще не готовы к борьбе.
В 1887 году в Женеве создается партия Гнчак, руководители которой находились в тесной связи с народническими группами и плехановцами. Руководство партии Гнчак, «с одной стороны, восторгалось террористической деятельностью народников, мечтая о том, что она перекинется и в Армению, о применении тех же средств в борьбе против турецкого деспотизма, с другой – идеологией марксизма, научные основы которого были так близки им... Это влияние в равной степени отразилось на начальной программе партии Гнчак»[5].
В том же году основывается центральный печатный орган этой партии – газета «Гнчак». В 1887 году составляется и программа Гнчак, которая была издана в 1888 году.
Партия Гнчак по своей классовой сущности была мелкобуржуазной социалистической партией, но, подвергаясь непрерывной эволюции, она, в конце концов, остановилась в 1905 году на национальной социал-демократической позиции.
Программа партии Гнчак – довольно интересный документ. Она состояла из программы-минимум и программы-максимум. Исходя из политического и экономического положения западных армян:, в программе минимум делался вывод о том, что для Турецкой Армении необходимо добиться обширной буржуазно-демократической, политической свободы и национальной независимости.
Средством для достижения национальной независимости партия Гнчак считала «революцию, то есть насильственное преобразование, переворот существующей общественной организации в Турецкой Армении. Полем революционно-повстанческой деятельности должна стать Турецкая Армения».
Появившись на исторической арене как общеармянская партия Гнчак, тем не менее, находила, что полем ее деятельности должна быть исключительно Западная Армения. «Сегодня, – говорится в программе, – все армянские революционные силы должны быть направлены исключительно на защиту вопроса турецких армян». Эта мысль формулируется в программе партии следующим образом: 1. Самую значительную часть армян, две трети, составляют турецкие армяне. Территория, на которой они живут, самая большая часть родной земли. 2. С помощью 61 статьи Берлинского конгресса вопрос о положении самой значительной части армянского народа уже стал одной из проблем международного права и признан великими европейскими странами. 3. Тяжелое политическое, экономическое и финансовое положение Турции и вытекающая из него ближайшая гибель ее самостоятельного политического существования, чему способствовали частые удары европейских держав, может привести к тому, что Турция будет расчленена и Западная Армения отделена от Турции и попадет под владычество другой страны.
Исходя из этого, партия Гнчак находит, что положение турецких армян в настоящий момент самое тяжелое, а потому борьба за достижение их национальной независимости и политической свободы – основная первоочередная задача всего армянского народа. И только после того, как будет освобождена Западная Армения, обязанностью всех армянских революционных сил станет «продолжение дела освобождения всех армян, освобождение Русской и Персидской Армении от чужеземного ига, создание из этих трёх частей Армении демократической республики, которая станет для всех армян средством для достижения максимальной цели, идеальной общественной организацией социалистического мира, к чему и стремится все человечество».
В отличие от партии Арменакан, партия Гнчак считала необходимым «завоевать симпатии разделивших участь армянского народа других народностей – ассирийцев, езидов, курдов и других – к армянскому революционному движению и добиться их содействия в этом деле освобождением всех угнетенных турецким правительством народов». И, действительно, партия Гнчак впоследствии пыталась создать союз угнетенных народов, призвать к жизни единый фронт для осуществления своих программных положений.
В своей программе партия Гнчак изложила также основные принципы политики будущей независимой Армении, заключавшиеся в следующем: законодательное собрание избирается народом путем тайного и прямого голосования, предусматривается обширная губернская и общинная автономия, любая общественная должность занимается посредством народных выборов, вводится всеобщее избирательное право, невзирая на положение, состояние и веру, свобода печати, совести, слова, созыва собраний, выборной агитации, всеобщая воинская повинность, гарантируется неприкосновенность личности и имущества и т. д.
Вопросы экономической политики в программе не обсуждались, они должны были быть выдвинуты на повестку дня лишь после достижения независимости. Тем не менее, в программе указывались два пункта – прогрессивная налоговая система и обязательная всеобщая система обучения. Средством осуществления вышеупомянутых задач партия Гнчак считала революцию, народное восстание.
«Полем революционной повстанческой деятельности должна стать Турецкая Армения», – говорится в программе партии Гнчак.
Революционная деятельность, согласно программе партии Гнчак, заключалась в следующем:
1. Пропаганда. «Цель пропаганды – распространить в народе и в обществе главную идею революции – необходимость независимости и обширной демократической политической свободы для осуществления социальных реформ и преобразований».
2. Агитация. «Цель агитации – поднять сломленный дух народа, пользуясь любым предлогом и притеснением, поднять его на борьбу с врагом, правительством, против угнетения и преследования. Пользуясь любым удобным случаем, требовать от правительства реформ, отказываться от уплаты налогов, организовывать антиправительственные манифестации и т. д.».
3. Террор. В программе партии Гнчак важное место занимает аргументация необходимости террора. Этот фактор занимал важное место в процессе практической деятельности партии. Выше мы уже отмечали, что одним из идейных истоков идеологии партии Гнчак было народничество, и неудивительно поэтому, что в ее программе и практической деятельности важное место занимает политика террора. В этой связи необходимо подчеркнуть также, что в первой программе партии Гнчак и в последующих, отредактированных изданиях все больше чувствуется влияние программы российской социал-демократической партии, а после раскола – влияние программных положений меньшевиков. В программе говорится: «Цель террора – защитить народ от притеснений, поднять его дух, революционный настрой, направить его на борьбу против правительства, внушив тем самым веру в успех дела, подорвать мощь и авторитет правительства, внушить ему страх. Чтобы добиться этого, необходимо ликвидировать самых злостных лиц – турок и армян, занимающих высокие административные посты, уничтожить шпионов и предателей».
Для осуществления вышеупомянутых задач партия Гнчак считает необходимым создание:
1. Террористическо-военной организации, занимающейся исключительно террористической деятельностью.
2. Обширной революционной организации среди крестьян.
3. Революционной организации среди рабочих.
4. Революционно-военной организации как среди крестьян, так и среди рабочих.
Знакомясь с программой партии Гнчак, мы видим, что эта партия боролась за решение армянского вопроса, достижение независимости Армении. Причем, основной задачей для нее был вопрос об освобождении Западной Армении.
Таким образом, как показывают материалы, вторая политическая армянская партия – партия Гнчак – также ставила перед собой задачу отделения от Османской империи и создания на территории Западной Армении независимого армянского государства.
Начав свою деятельность в 1887 году, партия Гнчак уже в 1889 году создала свои партийные организации в Западной Армении. К 1891 году она имела уже в Западной Армении довольно разветвленную сеть организаций.
В 1890 году в Тифлисе была создана партия Дашнакцутюн, которая в момент основания называлась Союзом армянских революционеров. Партия ставила задачу объединения в своих рядах всех действующих в армянской действительности революционных групп и партий, создание единой партии – Партии армянских революционеров.
Переговоры с партией Гнчак, однако, показали, что собрать всех революционеров под одно знамя партии Дашнакцутюн невозможно. Объединение с партией Гнчак не произошло по той причине, что последняя требовала в программе новой партии уделить особое место социализму, провозгласив его конечной целью. Руководители партии Дашнакцутюн не приняли это предложение, объясняя свой отказ тем, что учение социализма может отпугнуть и отдалить от революционной борьбы значительные слои армянского общества.
Как партия Арменакан, так и партия Гнчак сохранили таким образом свое независимое существование и, спустя некоторое время, даже вынуждены были бороться против партии Дашнакцутюн.
Вскоре центром деятельности партии Дашнакцутюн становится Женева, где в 1891 году начинает выходить центральный орган этой партии – газета «Дрошак» («Знамя»).
Спустя несколько лет после своего создания партия Дашнакцутюн становится самой мощной армянской политической партией, с которой не могли не считаться Абдул Хамид и турецкие оппозиционные силы в Османской империи.
Программа партии Дашнакцутюн была принята на первом съезде этой партии в 1892 году. В этой программе не ставился вопрос о Восточной Армении и Персидской Армении. Стержень программы партии Дашнакцутюн – это Западная Армения. В программе под заголовком «Цель» говорится: «Цель армянской партии Дашнакцутюн – добиться путем восстания политической и экономической независимости Турецкой Армении». В то же время партия Дашнакцутюн считает необходимым выдвинуть следующие требования:
1. Правящее в будущей свободной Армении народно-демократическое правительство, служа интересам общества, должно быть избрано взрослым населением, невзирая на ценз, на основе равноправного голосования.
2. Право на жизнь и труд.
3. Равенство наций и вероисповедания перед законом.
4. Свобода слова, печати, собраний.
5. Обеспечение неимущих землей и возможностью обрабатывать землю.
6. Установление любых налогов с учетом состояния.
7. Ликвидация всякого рода обязательного и неоплачиваемого труда.
8. Ликвидация воинского налога, установление воинской мобилизации согласно месту и времени.
9. Всячески способствовать интеллектуальному развитию народа, сделать обучение обязательным.
10. Развить народную промышленность, ввести в нее новые формы на общинных принципах, расширить средства экспорта.
11. Укрепить общинные принципы крестьянина, ремесленника, развить те демократические учреждения, которые возникли на армянской земле под воздействием местных и исторических обстоятельств».
Под заголовком «Средства» в программе говорится о тех средствах, которые должна применить партия Дашнакцутюн для реализации своих целей. Эта мысль сформулирована в программе следующим образом: «Армянская партия Дашнакцутюн для достижения своих целей путем восстания должна организовать революционные группы, которые вступят в яростную борьбу против правительства и тех общих условий, от которых одинаково страдают армяне и другие национальности (айсоры, часть курдов, мирные турки и т. д.)».
Партия Дашнакцутюн считала необходимым вступить в союз с угнетенными народами Турции и единым фронтом выступить против господства Абдул Хамида.
Согласно программе партии Дашнакцутюн, революционные группы должны были применить следующие средства:
1. Пропаганда основных принципов, целей партии Дашнакцутюн и сознательного отношения к революционному делу.
2. Организация боевых групп, их обучение и подготовка.
3. И словом, и делом поднимать революционный дух народа,
4. Использовать все средства для вооружения народа.
5. Вести борьбу и подвергать террору высокопоставленных деятелей, предателей, ростовщиков и угнетателей.
6. Защищать мирное население от нападения разбойников.
7. Разрушать и ограбить правительственные учреждения.
Партия Дашнакцутюн была организована по принципу децентрализации.
Такими были те основные принципы, которыми руководствовалась партия Дашнакцутюн. Как партии Арменакан и Гнчак, так и партия Дашнакцутюн начали свою деятельность как западно-армянские партии, стремясь к отделению Западной Армении от Османской империи и созданию армянского государства, хотя в ее программе говорится об этом очень туманно, что и дает повод для разных противоречивых истолкований.
Основанные в 1885 – 1890 гг. все три армянские национальные партии, как мы видим по их программам, считали своей основной целью отделение Западной Армении от Османской империи и создание независимого армянского государства. Интересен и тот факт, что все три партии выступали как турецкие армянские партии, ставя себе целью освобождение Западной Армении. По сути дела партия Дашнакцутюн в этот период деятельности отличалась от партии Гнчак только в одном важном вопросе. Партия Гнчак выступала как социалистическая партия, а Дашнакцутюн – нет. Именно вопрос об отношении к социализму стал препятствием для объединения этих двух партий.
Таким образом, в Османской империи действовали три армянские политические партии, которые ставили себе целью освобождение Западной Армении и создание независимого армянского государства. Это были первые политические партии Турции. Естественно, что в начальный период формирования этих партий младотурки не обращали на них серьезного внимания. Необходимо было время, чтобы эти партии пустили бы корни в стране, создали свои местные организации, развернули широкую деятельность и повели за собой народные массы, чтобы собственно турецкие оппозиционные силы обратили бы на них внимание. В отличие от них Абдул Хамид, будучи опытным политиком, внимательно следил за процессом создания армянских партий, полагая, что они могут причинить «много беспокойства» Турции
Национально-освободительная борьба армянского народа в Западной Армении в 1980 году вступила в новую фазу. Хотя в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. армянский вопрос оказался в сфере международных отношений (в 16-й статье Сан-Стефанского и 61-й статье Берлинского конгресса впервые армянский вопрос нашел правовое выражение в международных отношениях), вместе с этим армяне Османской империи убедились, что нельзя возлагать надежду на буржуазную дипломатию и империалистические державы, что мольбами и слезами вопроса не решить, не добиться истины. Руководитель армянской делегации на Берлинском конгрессе М. Хримян, разочаровавшись в европейской буржуазной дипломатии, предлагал перейти к осуществлению политики «железного черпака», нашедшей в дальнейшем широкое распространение. Суть этой политики заключалась в том, что армянский народ должен добиться свободы лишь силой оружия. Без оружия, без крови, без жертв, говорил М. Хримян, не может быть независимости. М. Хримян описывал Берлинский конгресс и его участников следующим образом: в зале конгресса стоял огромный котел с кашей. Те делегаты, в руках которых были железные черпаки (то есть оружие), взяли свою долю, а те, кто пришел на конгресс с бумажными черпаками (без оружия), ничего не получили и остались ни с чем.
Вернувшись в Армению, М. Хримян со своими единомышленниками стал пропагандировать идею вооруженной борьбы, приводя в качестве примера балканские народы, которые с оружием в руках добились своей независимости. Армянская общественная мысль после Берлинского конгресса пришла к убеждению, что вопрос о Западной Армении можно решить путем восстания, только и только жертвами и кровью. Партии Гнчак и Дашнакцутюн, стремясь решить армянский вопрос, приняли политику «железного черпака».
1890 год был поворотным в истории национально-освободительной борьбы армянского народа. С этого года национально-освободительное движение западных армян входит в фазу вооруженной борьбы. Если вопрос о необходимости вооруженной борьбы после Берлинского конгресса в 1878 году обсуждался как идейный, теоретический, то теперь он становится достоянием народа, его берут на вооружение две армянские политические партии и применяют на практике. Партия Арменакан считала, что вооруженная борьба необходима, однако к ней нужно хорошо подготовиться. А партии Гнчак и Дашнакцутюн фактически вступили в бой без серьезных приготовлений.
18 июня 1890 года в Эрзеруме произошло первое вооруженное столкновение между турецким войском и местным армянским населением. В столкновении были убиты и ранены более 20 армян. Это столкновение произвело большое впечатление на всех запад ных армян. Всюду царили патриотический ликование. Именно в это время была сложена народная патриотическая песня:
Глас прозвучал на армянских горах Эрзерума.
Сердца армян пробудились от бряцания оружия.
Армянский землепашец, не видевший уже век оружия,
Взял вместо лопаты в руки ружье.
В связи с событиями в Эрзеруме газета «Гнчак» писала: «Большие кровопролитные столкновения в Эрзеруме, волнения в Алашкерте, в Чаршанджаке и Ерзнка, столкновения в Хотрджуре, в Ване... Армянский народ бунтует, он вступает в новый этап, который придает его жизни новый смысл. Мы не можем не признаться, что это явление нас радует. Радует
потому, что оно служит доказательством «пробуждения» армянского народа, радует потому, что свидетельствует о том, что армянский народ недоволен создавшимся положением, радует потому, что это – протест против нынешних невыносимых условий, радует, ибо это «пробуждение», это недовольство, этот протест спасут его от бедственного положения».
Не прошло и месяца после этих событий, когда партия Гнчак 15 июля 1890 года организовала в Стамбуле мирную демонстрацию, которая преследовала следующие цели:
1. Протест против событий в Эрзеруме.
2. Подъем морального духа армян.
3. Привлечение внимания европейских послов к армянскому вопросу.
4. Предъявление петиции партии Гнчак Абдул Хамиду. Было решено заставить патриарха Ашыгяна вручить петицию партии Гнчак Абдул Хамиду.
В демонстрации в Кум-Капу приняло участие 5.000 человек. Это была первая крупная манифестация в Стамбуле, направленная против Абдул Хамида. В петиции говорилось о бедственном положении западных армян и выдвигалась мысль о том, что «армянские губернии должны обладать широкой местной автономией». Мы требуем свободы слова, печати, совести, созыва, выборов», – подчеркивалось в петиции. Под руководством партии Гнчак демонстранты направились к дворцу Абдул Хамида. Их встретили турецкие военные силы, произошли кровопролитные столкновения, были жертвы.
Эта манифестация нашла широкий отклик не только в Турции, но и в Европе. Она способствовала дальнейшему развитию освободительного движения. На одновременно стало ясно, что мирными демонстрациями невозможно решить ни одного вопроса. Необходимо было перейти к политике вооруженной борьбы.
Одним из знаменательных событий этого периода стал так называемый «поход Кукуняна». Группа студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях Петербурга, проповедовавших идею вооруженной борьбы за освобождение Западной Армении, 24 сентября 1890 года во главе с Саркисом Кукуняном числом около 100 вооруженных человек перешли границу, чтобы организовать вооруженную борьбу против турецкого правительства. Перешедшая границу группа натолкнулась на конные отряды курдов и регулярные части турецкой армии и вынуждена была отступать. Однако это было началом всенародного вооруженного освободительного движения. Вскоре Западная Армения была захлестнута мощными волнами освободительного движения. Армянские трудящиеся вступают в гайдукские отряды и с оружием в руках выступают против турецкой тирании.
Демонстрация в Кум-Капу и «поход Кукуняна» произвели большое впечатление на «кровавого султана». После них и последовавших затем освободительных выступлений Абдул Хамид, как писал впоследствии в своих мемуарах его личный секретарь Тах-син-паша, принял решение проводить в отношении армян «жесткую» политику, [как будто до этого его политика была мягкой!? M. К.]. Результатом этой «жесткой» политики и явились организованные им спустя несколько лет массовые погромы мирного армянского населения, преследующие цель физического уничтожения армян. Не случайным является также то
Продолжение следует >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.