среда, 29 сентября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .часть-2

ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
АРМЯНСКОГО НАРОДА.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ В. ПОРТОИ И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
Какова была цель этой партии в период ее создания, в первый период ее деятельности? В программе партии говорилось об этом так: «Цель партии Арменакан – добиться революционным путем права для армянского народа самостоятельно руководить своей жизнью». Партия Арменакан находила, что их работа должна развернуться лишь среди армянского народа, что их «силы не дол­жны быть растрачены на развертывание революционного движения среди соседних с ним народов, ибо мировоззрение, требования и развитие армянского народа существенно отличаются от других народов, что может повлиять на развитие революционного движе­ния, притормозить его».

Чтобы достичь своей цели, партия Арменакан считала необхо­димым пробудить народ, дать ему военное образование, приучить к дисциплине, добыть оружие и деньги, организовать военные отря­ды и подготовиться к общей борьбе, «если этому будут способство­вать благоприятные обстоятельства, внешние и внутренние отноше­ния европейских государств». Партия Арменакан считала частые и слабые выступления, несвоевременное воодушевление масс вредными, ибо они, с одной стороны, растрачивают революционные силы, с другой – вызывают из-за неудач пессимизм.
Изучение программы партии Арменакан показывает, что пер­вая армянская политическая партия уже выдвигала вопрос о не­зависимости армянского народа, необходимости создания армян­ской государственности. В то же время, как мы видим, эта партия армянской буржуазии считала необходимым действовать лишь среди армян, исключая сотрудничество с соседними народами, счи­тая, что они еще не готовы к борьбе.
В 1887 году в Женеве создается партия Гнчак, руководители которой находились в тесной связи с народническими группами и плехановцами. Руководство партии Гнчак, «с одной стороны, восторгалось террористической деятельностью народников, мечтая о том, что она перекинется и в Армению, о применении тех же средств в борьбе против турецкого деспотизма, с другой – идеологией марксизма, научные основы которого были так близки им... Это влияние в равной степени отразилось на начальной программе партии Гнчак»[5].
В том же году основывается центральный печатный орган этой партии – газета «Гнчак». В 1887 году составляется и программа Гнчак, которая была издана в 1888 году.
Партия Гнчак по своей классовой сущности была мелкобур­жуазной социалистической партией, но, подвергаясь непрерывной эволюции, она, в конце концов, остановилась в 1905 году на нацио­нальной социал-демократической позиции.
Программа партии Гнчак – довольно интересный документ. Она состояла из программы-минимум и программы-максимум. Ис­ходя из политического и экономического положения западных ар­мян:, в программе минимум делался вывод о том, что для Турецкой Армении необходимо добиться обширной буржуазно-демократиче­ской, политической свободы и национальной независимости.
Средством для достижения национальной независимости пар­тия Гнчак считала «революцию, то есть насильственное преобразо­вание, переворот существующей общественной организации в Ту­рецкой Армении. Полем революционно-повстанческой деятельно­сти должна стать Турецкая Армения».
Появившись на исторической арене как общеармянская пар­тия Гнчак, тем не менее, находила, что полем ее деятельности долж­на быть исключительно Западная Армения. «Сегодня, – говорится в программе, – все армянские революционные силы должны быть направлены исключительно на защиту вопроса турецких армян». Эта мысль формулируется в программе партии следующим об­разом: 1. Самую значительную часть армян, две трети, составля­ют турецкие армяне. Территория, на которой они живут, самая большая часть родной земли. 2. С помощью 61 статьи Берлинско­го конгресса вопрос о положении самой значительной части армян­ского народа уже стал одной из проблем международного права и признан великими европейскими странами. 3. Тяжелое поли­тическое, экономическое и финансовое положение Турции и выте­кающая из него ближайшая гибель ее самостоятельного полити­ческого существования, чему способствовали частые удары евро­пейских держав, может привести к тому, что Турция будет расчле­нена и Западная Армения отделена от Турции и попадет под владычество другой страны.
Исходя из этого, партия Гнчак находит, что положение турец­ких армян в настоящий момент самое тяжелое, а потому борьба за достижение их национальной независимости и политической сво­боды – основная первоочередная задача всего армянского народа. И только после того, как будет освобождена Западная Армения, обязанностью всех армянских революционных сил станет «продол­жение дела освобождения всех армян, освобождение Русской и Персидской Армении от чужеземного ига, создание из этих трёх частей Армении демократической республики, которая станет для всех армян средством для достижения максимальной цели, идеаль­ной общественной организацией социалистического мира, к чему и стремится все человечество».
В отличие от партии Арменакан, партия Гнчак считала необ­ходимым «завоевать симпатии разделивших участь армянского на­рода других народностей – ассирийцев, езидов, курдов и других – к армянскому революционному движению и добиться их содейст­вия в этом деле освобождением всех угнетенных турецким прави­тельством народов». И, действительно, партия Гнчак впослед­ствии пыталась создать союз угнетенных народов, призвать к жиз­ни единый фронт для осуществления своих программных положе­ний.
В своей программе партия Гнчак изложила также основные принципы политики будущей независимой Армении, заключавши­еся в следующем: законодательное собрание избирается народом путем тайного и прямого голосования, предусматривается обшир­ная губернская и общинная автономия, любая общественная долж­ность занимается посредством народных выборов, вводится всеоб­щее избирательное право, невзирая на положение, состояние и ве­ру, свобода печати, совести, слова, созыва собраний, выборной аги­тации, всеобщая воинская повинность, гарантируется неприкосно­венность личности и имущества и т. д.
Вопросы экономической политики в программе не обсужда­лись, они должны были быть выдвинуты на повестку дня лишь после достижения независимости. Тем не менее, в программе ука­зывались два пункта – прогрессивная налоговая система и обяза­тельная всеобщая система обучения. Средством осуществления вышеупомянутых задач партия Гнчак считала революцию, народное восстание.
«Полем революционной повстанческой деятельности должна стать Турецкая Армения», – говорится в программе партии Гнчак.
Революционная деятельность, согласно программе партии Гнчак, заключалась в следующем:
1. Пропаганда. «Цель пропаганды – распространить в народе и в обществе главную идею революции – необходимость независи­мости и обширной демократической политической свободы для осу­ществления социальных реформ и преобразований».
2. Агитация. «Цель агитации – поднять сломленный дух наро­да, пользуясь любым предлогом и притеснением, поднять его на борьбу с врагом, правительством, против угнетения и преследова­ния. Пользуясь любым удобным случаем, требовать от правитель­ства реформ, отказываться от уплаты налогов, организовывать антиправительственные манифестации и т. д.».
3. Террор. В программе партии Гнчак важное место занимает аргументация необходимости террора. Этот фактор занимал важ­ное место в процессе практической деятельности партии. Выше мы уже отмечали, что одним из идейных истоков идеологии партии Гнчак было народничество, и неудивительно поэтому, что в ее про­грамме и практической деятельности важное место занимает поли­тика террора. В этой связи необходимо подчеркнуть также, что в первой программе партии Гнчак и в последующих, отредактиро­ванных изданиях все больше чувствуется влияние программы рос­сийской социал-демократической партии, а после раскола – влияние программных положений меньшевиков. В программе говорится: «Цель террора – защитить народ от притеснений, поднять его дух, революционный настрой, направить его на борьбу против прави­тельства, внушив тем самым веру в успех дела, подорвать мощь и авторитет правительства, внушить ему страх. Чтобы добиться это­го, необходимо ликвидировать самых злостных лиц – турок и армян, занимающих высокие административные посты, уничтожить шпионов и предателей».
Для осуществления вышеупомянутых задач партия Гнчак счи­тает необходимым создание:
1. Террористическо-военной организации, занимающейся иск­лючительно террористической деятельностью.
2. Обширной революционной организации среди крестьян.
3. Революционной организации среди рабочих.
4. Революционно-военной организации как среди крестьян, так и среди рабочих.
Знакомясь с программой партии Гнчак, мы видим, что эта пар­тия боролась за решение армянского вопроса, достижение независимости Армении. Причем, основной задачей для нее был вопрос об освобождении Западной Армении.
Таким образом, как показывают материалы, вторая поли­тическая армянская партия – партия Гнчак – также ставила пе­ред собой задачу отделения от Османской империи и создания на территории Западной Армении независимого армянского государ­ства.
Начав свою деятельность в 1887 году, партия Гнчак уже в 1889 году создала свои партийные организации в Западной Арме­нии. К 1891 году она имела уже в Западной Армении довольно раз­ветвленную сеть организаций.
В 1890 году в Тифлисе была создана партия Дашнакцутюн, ко­торая в момент основания называлась Союзом армянских револю­ционеров. Партия ставила задачу объединения в своих рядах всех действующих в армянской действительности революционных групп и партий, создание единой партии – Партии армянских революцио­неров.
Переговоры с партией Гнчак, однако, показали, что собрать всех революционеров под одно знамя партии Дашнакцутюн не­возможно. Объединение с партией Гнчак не произошло по той при­чине, что последняя требовала в программе новой партии уделить особое место социализму, провозгласив его конечной целью. Руко­водители партии Дашнакцутюн не приняли это предложение, объ­ясняя свой отказ тем, что учение социализма может отпугнуть и отдалить от революционной борьбы значительные слои армянского общества.
Как партия Арменакан, так и партия Гнчак сохранили таким образом свое независимое существование и, спустя некоторое вре­мя, даже вынуждены были бороться против партии Дашнакцутюн.
Вскоре центром деятельности партии Дашнакцутюн становит­ся Женева, где в 1891 году начинает выходить центральный орган этой партии – газета «Дрошак» («Знамя»).
Спустя несколько лет после своего создания партия Дашнак­цутюн становится самой мощной армянской политической партией, с которой не могли не считаться Абдул Хамид и турецкие оппози­ционные силы в Османской империи.
Программа партии Дашнакцутюн была принята на первом съезде этой партии в 1892 году. В этой программе не ставился вопрос о Восточной Армении и Персидской Армении. Стержень программы партии Дашнакцутюн – это Западная Армения. В про­грамме под заголовком «Цель» говорится: «Цель армянской партии Дашнакцутюн – добиться путем восстания политической и эконо­мической независимости Турецкой Армении». В то же время партия Дашнакцутюн считает необходимым выдвинуть следующие требования:
1. Правящее в будущей свободной Армении народно-демокра­тическое правительство, служа интересам общества, должно быть избрано взрослым населением, невзирая на ценз, на основе равно­правного голосования.
2. Право на жизнь и труд.
3. Равенство наций и вероисповедания перед законом.
4. Свобода слова, печати, собраний.
5. Обеспечение неимущих землей и возможностью обрабаты­вать землю.
6. Установление любых налогов с учетом состояния.
7. Ликвидация всякого рода обязательного и неоплачиваемого труда.
8. Ликвидация воинского налога, установление воинской мо­билизации согласно месту и времени.
9. Всячески способствовать интеллектуальному развитию наро­да, сделать обучение обязательным.
10. Развить народную промышленность, ввести в нее новые формы на общинных принципах, расширить средства экспорта.
11. Укрепить общинные принципы крестьянина, ремесленника, развить те демократические учреждения, которые возникли на ар­мянской земле под воздействием местных и исторических обстоя­тельств».
Под заголовком «Средства» в программе говорится о тех сред­ствах, которые должна применить партия Дашнакцутюн для реа­лизации своих целей. Эта мысль сформулирована в программе сле­дующим образом: «Армянская партия Дашнакцутюн для достиже­ния своих целей путем восстания должна организовать революцион­ные группы, которые вступят в яростную борьбу против правитель­ства и тех общих условий, от которых одинаково страдают армяне и другие национальности (айсоры, часть курдов, мирные турки и т. д.)».
Партия Дашнакцутюн считала необходимым вступить в союз с угнетенными народами Турции и единым фронтом выступить про­тив господства Абдул Хамида.
Согласно программе партии Дашнакцутюн, революционные группы должны были применить следующие средства:
1. Пропаганда основных принципов, целей партии Дашнакцу­тюн и сознательного отношения к революционному делу.
2. Организация боевых групп, их обучение и подготовка.
3. И словом, и делом поднимать революционный дух народа,
4. Использовать все средства для вооружения народа.
5. Вести борьбу и подвергать террору высокопоставленных деятелей, предателей, ростовщиков и угнетателей.
6. Защищать мирное население от нападения разбойников.
7. Разрушать и ограбить правительственные учреждения.
Партия Дашнакцутюн была организована по принципу децен­трализации.
Такими были те основные принципы, которыми руководство­валась партия Дашнакцутюн. Как партии Арменакан и Гнчак, так и партия Дашнакцутюн начали свою деятельность как западно-армянские партии, стремясь к отделению Западной Армении от Ос­манской империи и созданию армянского государства, хотя в ее программе говорится об этом очень туманно, что и дает повод для разных противоречивых истолкований.
Основанные в 1885 – 1890 гг. все три армянские национальные партии, как мы видим по их программам, считали своей основной целью отделение Западной Армении от Османской империи и соз­дание независимого армянского государства. Интересен и тот факт, что все три партии выступали как турецкие армянские партии, ставя себе целью освобождение Западной Армении. По сути дела партия Дашнакцутюн в этот период деятельности отличалась от партии Гнчак только в одном важном вопросе. Партия Гнчак выступала как социалистическая партия, а Дашнакцутюн – нет. Именно во­прос об отношении к социализму стал препятствием для объедине­ния этих двух партий.
Таким образом, в Османской империи действовали три армян­ские политические партии, которые ставили себе целью освобожде­ние Западной Армении и создание независимого армянского госу­дарства. Это были первые политические партии Турции. Естествен­но, что в начальный период формирования этих партий младотурки не обращали на них серьезного внимания. Необходимо было время, чтобы эти партии пустили бы корни в стране, создали свои мест­ные организации, развернули широкую деятельность и повели за собой народные массы, чтобы собственно турецкие оппозиционные силы обратили бы на них внимание. В отличие от них Абдул Хамид, будучи опытным политиком, внимательно следил за процессом создания армянских партий, полагая, что они могут причинить «много беспокойства» Турции
Национально-освободительная борьба армянского народа в Западной Армении в 1980 году вступила в новую фазу. Хотя в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. армянский вопрос оказался в сфере международных отношений (в 16-й статье Сан-Стефанского и 61-й статье Берлинского конгресса впервые армянский вопрос нашел правовое выражение в международных отношениях), вместе с этим армяне Османской империи убедились, что нельзя возлагать надежду на буржуазную дипломатию и империалистические державы, что мольбами и слезами вопроса не решить, не добиться истины. Руководитель армянской делегации на Берлинском конгрессе М. Хримян, разочаровавшись в европей­ской буржуазной дипломатии, предлагал перейти к осуществлению политики «железного черпака», нашедшей в дальнейшем широкое распространение. Суть этой политики заключалась в том, что ар­мянский народ должен добиться свободы лишь силой оружия. Без оружия, без крови, без жертв, говорил М. Хримян, не может быть независимости. М. Хримян описывал Берлинский конгресс и его участников следующим образом: в зале конгресса стоял огромный котел с кашей. Те делегаты, в руках которых были железные чер­паки (то есть оружие), взяли свою долю, а те, кто пришел на конгресс с бумажными черпаками (без оружия), ничего не получили и остались ни с чем.
Вернувшись в Армению, М. Хримян со своими единомышлен­никами стал пропагандировать идею вооруженной борьбы, приво­дя в качестве примера балканские народы, которые с оружием в руках добились своей независимости. Армянская общественная мысль после Берлинского конгресса пришла к убеждению, что во­прос о Западной Армении можно решить путем восстания, только и только жертвами и кровью. Партии Гнчак и Дашнакцутюн, стре­мясь решить армянский вопрос, приняли политику «железного чер­пака».
1890 год был поворотным в истории национально-освободитель­ной борьбы армянского народа. С этого года национально-освобо­дительное движение западных армян входит в фазу вооруженной борьбы. Если вопрос о необходимости вооруженной борьбы после Берлинского конгресса в 1878 году обсуждался как идейный, теоретический, то теперь он становится достоянием народа, его берут на вооружение две армянские политические партии и применяют на практике. Партия Арменакан считала, что вооруженная борьба необходима, однако к ней нужно хорошо подготовиться. А партии Гнчак и Дашнакцутюн фактически вступили в бой без серьезных приготовлений.
18 июня 1890 года в Эрзеруме произошло первое вооруженное столкновение между турецким войском и местным армянским на­селением. В столкновении были убиты и ранены более 20 армян. Это столкновение произвело большое впечатление на всех запад­ ных армян. Всюду царили патриотический ликование. Именно в это время была сложена народная патриотическая песня:
Глас прозвучал на армянских горах Эрзерума.
Сердца армян пробудились от бряцания оружия.
Армянский землепашец, не видевший уже век оружия,
Взял вместо лопаты в руки ружье.
В связи с событиями в Эрзеруме газета «Гнчак» писала: «Боль­шие кровопролитные столкновения в Эрзеруме, волнения в Алашкерте, в Чаршанджаке и Ерзнка, столкновения в Хотрджуре, в Ва­не... Армянский народ бунтует, он вступает в новый этап, который придает его жизни новый смысл. Мы не можем не признаться, что это явление нас радует. Радует
потому, что оно служит доказатель­ством «пробуждения» армянского народа, радует потому, что свидетельствует о том, что армянский народ недоволен создавшимся положением, радует потому, что это – протест против нынешних невыносимых условий, радует, ибо это «пробуждение», это недовольство, этот протест спасут его от бедственного положения».
Не прошло и месяца после этих событий, когда партия Гнчак 15 июля 1890 года организовала в Стамбуле мирную демонстра­цию, которая преследовала следующие цели:
1. Протест против событий в Эрзеруме.
2. Подъем морального духа армян.
3. Привле­чение внимания европейских послов к армянскому вопросу.
4. Предъявление петиции партии Гнчак Абдул Хамиду. Было решено заставить патриарха Ашыгяна вручить петицию партии Гнчак Аб­дул Хамиду.
В демонстрации в Кум-Капу приняло участие 5.000 человек. Это была первая крупная манифестация в Стамбуле, направленная против Абдул Хамида. В петиции говорилось о бедственном поло­жении западных армян и выдвигалась мысль о том, что «армян­ские губернии должны обладать широкой местной автономией». Мы требуем свободы слова, печати, совести, созыва, выборов», – подчеркивалось в петиции. Под руководством партии Гнчак демонстранты направились к дворцу Абдул Хамида. Их встретили турецкие военные силы, произошли кровопролитные столкновения, были жертвы.
Эта манифестация нашла широкий отклик не только в Турции, но и в Европе. Она способствовала дальнейшему развитию осво­бодительного движения. На одновременно стало ясно, что мирными демонстрациями невозможно решить ни одного вопроса. Необхо­димо было перейти к политике вооруженной борьбы.
Одним из знаменательных событий этого периода стал так называемый «поход Кукуняна». Группа студентов, обучавшихся в высших учебных заведениях Петербурга, проповедовавших идею вооруженной борьбы за освобождение Западной Армении, 24 сен­тября 1890 года во главе с Саркисом Кукуняном числом около 100 вооруженных человек перешли границу, чтобы организовать во­оруженную борьбу против турецкого правительства. Перешедшая границу группа натолкнулась на конные отряды курдов и регуляр­ные части турецкой армии и вынуждена была отступать. Од­нако это было началом всенародного вооруженного освободитель­ного движения. Вскоре Западная Армения была захлестнута мощ­ными волнами освободительного движения. Армянские трудящиеся вступают в гайдукские отряды и с оружием в руках выступают против турецкой тирании.
Демонстрация в Кум-Капу и «поход Кукуняна» произвели большое впечатление на «кровавого султана». После них и после­довавших затем освободительных выступлений Абдул Хамид, как писал впоследствии в своих мемуарах его личный секретарь Тах-син-паша, принял решение проводить в отношении армян «жесткую» политику, [как будто до этого его политика была мягкой!? M. К.]. Результатом этой «жесткой» политики и явились организо­ванные им спустя несколько лет массовые погромы мирного ар­мянского населения, преследующие цель физического уничтоже­ния армян. Не случайным является также то
Продолжение следует >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.