среда, 29 сентября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .часть-1

МЕРИ КОЧАР
ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.
РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
АРМЯНСКОГО НАРОДА.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ В. ПОРТОИ И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
Последняя четверть XIX – начало XX вв. в истории Османской империи характеризуются дальнейшим углублением затяжного со­циально-экономического и политического кризиса и завершением длительного процесса превращения ее в полуколонию европейских империалистических держав. К концу XIX столетия она оконча­тельно перешла в группу «политически, формально самостоятель­ных, на деле же опутанных сетями финансовой и дипломатической зависимости» стран Востока.
В указанный период Османская империя оставалась одной из наиболее отсталых стран мира, при этом разрыв между нею и бы­стро развивающимися капиталистическими государствами еще больше увеличился. Основная отрасль ее экономики – сельское хо­зяйство – находилось в плачевном состоянии.
Его характерной чер­той являлось то, что крупное землевладение продолжало сосущест­вовать с мелким землепользованием, при этом основной формой эксплуатации крестьянства являлась издольщина, что свойственно для полуфеодальной системы землепользования. В ряде мало­азиатских регионов Османской империи в указанный период на­блюдалось усиление собственно феодальных порядков. Особенно интенсивно этот процесс проходил в Западной Армении, что было вызвано аграрной политикой султана Абдул Хамида II. Сохранились также пережитки патриархальных отношений. Вместе с тем, сельское хозяйство страны в конце XIX в. уже в большой степени находилось в зависимости от иностранного капитала. Уровень этой зависимости наглядно характеризует следующий факт: обладая огромными площадями плодородных земель, Османская империя для снабжения столицы и некоторых других городов хлебом была вынуждена ввозить зерно и муку из-за рубежа. Одновременно, на­чиная со второй половины XIX в., в сельское хозяйство постепенно проникают капиталистические отношения. Это в конечном итоге способствовало установлению еще более сильного контроля иностранного капитала над сельскохозяйственной продукцией. В целом, уровень развития производственных сил в сельском хозяйстве был крайне низок. По выражению турецкого историка Э. 3. Карала, оно находилось «в примитивном состоянии».
Тяжелым было положение промышленности. По уровню её развития Турция находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних в Азии. В огромной стране было всего
несколь­ко десятков небольших заводов и фабрик как государственных, так и частных. Добывающая промышленность, несмотря на нали­чие богатых источников сырья, также не была развита. Почти все значительные промышленные предприятия находились в руках иностранных капиталистов или связанных с ними местных компра­доров. Засилье иностранного капитала тормозило процесс промыш­ленного развития страны.
Особенно тяжелое положение сложилось в области финансов. В 1881 г. была создана Администрация оттоманского публичного долга, которая получила монопольное право на получение доходов от 13 видов государственных налогов и пошлины в счет выплаты внешних долгов страны. Создание этой организации «особенно наглядно» свидетельствовало «о полном превращении Османской империи в полуколонию иностранного капитала».
Вместе с тем, в конце XIX – начале XX вв. наблюдалось усиление позиций различных слоев буржуазии, инонациональной по пре­имуществу. Стал формироваться городской пролетариат, усили­лись процессы дифференциации среди крестьянства.
В указанный период в Османской империи установился режим крайнего феодально-абсолютистского деспотизма «кровавого сул­тана» Абдул Хамида II. В исторической литературе годы правле­ния этого султана обозначаются как период «зулюма» – деспотиз­ма, тирании, гнета. В эти годы страна была отброшена к самым мрачным временам средневековья. Правление Абдул Хамида было серьезным препятствием для развития всех народов Османской им­перии.
В последней четверти XIX в. большой размах получила нацио­нально-освободительная борьба подвластных народов. В этот пе­риод в политической жизни Османской империи и в перипетиях ди­пломатической жизни вокруг нее важное место начинает занимать армянский вопрос.
Суть армянского вопроса заключалась в восстановлении ар­мянской государственности на исторической территории Армении. Еще в 1877 – 1878 гг. во время русско-турецкой войны армянский вопрос вошел с помощью России в сферу международных отноше­ний. Как восточный вопрос в целом, так и его составная часть – армянский вопрос – стали средством дипломатической борьбы ев­ропейских государств для вмешательства во внутренние дела Османской империи и обеспечения своих экономических и политиче­ских интересов в ее регионе.
К 1890 г. армянский вопрос начинает занимать во внутренней и внешней политике Османской империи особое место. По словам французского посла Поля Камбона, турки признали, что «восточный вопрос вновь открылся, но теперь со стороны Азии».
В таких условиях к середине 90-х годов Абдул Хамид еще более ужесточил политику репрессий в отношении армянского народа. Он не только не выполнял своих обязательств по
статье 61 Берлин­ского трактата, но и разработал программу ликвидации армянско­го вопроса путем истребления армян, результаты осуществления которой исчислялись за 1894 – 1896 гг. в 300 тысяч жертв.
Пример национально-освободительной борьбы народов Балкан, режим жесточайшего произвола и угнетения, ставший нормой поведения султанской администрации, исключительно тяжелое по­ложение армянского населения Османской империи привели за­падных армян к осознанию необходимости национальной борьбы, в истории которой к 1890 г. происходит поворотный этап, привед­ший ее к борьбе вооруженной. В результате армянское националь­но-освободительное движение в Османской империи получило зна­чение военно-политического фактора, который Порте невозможно было не учитывать при решении внутренних и внешнеполитических вопросов.
Если на Сан-Стефанском и Берлинском конгрессах в составе армянских делегаций были в основном представители армянского духовенства, то в конце XIX века их сменяют представители армян­ских политических партий.
Национально-освободительное движение армянского народа привело к созданию армянских политических партий, которые, всту­пив на историческую арену в 1885 – 1890 гг., взяли в свои руки знамя освободительной борьбы и разрабатывали освободительные программы, выступая против турецкого владычества. Программа этих партий и методы деятельности были весьма различны, однако в одном вопросе – в вопросе национального освобождения армян – они были едины.
Последняя четверть XIX века в истории Турции занимает осо­бое место не только в связи с переходом национально-освободи­тельной борьбы в новую фазу развития, но и характеризуется рож­дением в ее общественно-политической жизни политических пар­тий. Характерной чертой политической жизни страны в этот период было то, что правящие круги Османской империи пытались пре­пятствовать политике империалистических держав, стремившихся под видом решения Восточного вопроса к расчленению Османской империи и захвату ее земель. Одновременно они стремились не до­пустить развития освободительной борьбы нетурецких народов, находившихся в течение веков под их владычеством, воспрепятство­вать их национально-освободительной борьбе, стремлению отде­литься от Османской империи и на своих исторических землях, на родной земле основать независимые национальные государства. Применяя все средства, правители Османской империи пытались противодействовать как политике европейских капиталистических держав, так и национально-освободительной борьбе нетурецких народов империи османов.
В отношении к национально-освободительным движениям сов­падали основные цели, которые преследовали как господствую­щие круги империи, так и турецкие политические силы, выступав­шие на политической арене как оппозиция. Их общая задача заключалась в сохранении любой ценой целостности и неделимости Османской империи.
Примечателен и тот факт, что если армянские политические партии были созданы в 1885 – 1890 гг., то в те же годы была соз­дана турецкая политическая организация «Единение и прогресс»» ставшая впоследствии партией. Первая ее группа была создана в Стамбуле в 1889 году. Вскоре появились также связанные с этой группой и другие кружки. В результате преследований со стороны Абдул Хамида большое число младотурок перебралось в Европу, где был создан ряд младотурецких организаций. В 1891 г. в Па­риже эти группы объединились в «Османское общество «Единение и прогресс», члены которого стали называться младотурками . На­чав свою деятельность в чрезвычайно сложную эпоху, когда в Ос­манской империи развернулась мощная национально-освободитель­ная борьба покоренных народов, которая логически должна была завершиться расчленением завоеванных земель и созданием на них независимых национальных государств, младотурки в своей про­грамме встали сразу же на путь сохранения целостности Осман­ской империи.
В конце XIX – начале XX вв. усилилась национально-осво­бодительная борьба нетурецких народов Османской империи, стремившихся отделиться от Турции и заложить основу для создания независимых национальных государств. Это движение было результатом бурного социального и национального развития, ко­торое нельзя было приостановить никакими силами.
Именно по этой причине младотурки в конце XIX века воспри­няли выдвинутую еще «новыми османами» в 60 – 70 гг. концепцию османизма. Ю. А. Петросян пишет: «Когда в 90-х годах XIX века началась активная пропагандистская деятельность общества «Еди­нение и прогресс», паносманизм, как идейная концепция, занял в ней ведущее место. Он стал, в сущности, основой программы мла­дотурок в национальном вопросе». Османская империя была ими объявлена для живущих на ее территории мусульманских и немусульманских народов общей родиной. Младотурецкие идеологи стремились с помощью доктрины османизма достичь того, чтобы эти народы отказались от национально-освободительной борьбы и стремления к созданию независимых национальных государств, объединились с турками в борьбе за создание конституционной монархии. Концепция османизма была призвана сохранить целост­ность Османской империи, а в конечном итоге обеспечить асси­миляцию всех народов многонациональной Османской империи. Как в газетах и пропагандистских брошюрах, издававшихся в эми­грации младотурками, так и в ряде исследований современных ту­рецких историков имеется много примеров пропаганды младотур­ками идей «общей родины» для всех народов империи. Младо­турки утверждали, что они стремятся добиться с помощью режима конституционной монархии «равенства всех соотечественников – турок, курдов, болгар, арабов и армян,»[4], заявляли, что Осман­ская империя является «достоянием всех османов – подданных сул­тана». Они утверждали, что можно добиться «искреннего единства» всех османов, объединить их едиными «патриотическими пере­живаниями». Между тем, на страницах газет младотурок сплошь и рядом можно встретить рассуждения об особом положении и ро­ли турок в историческом развитии и современном положении Ос­манской империи. В публикациях младотурок на рубеже столе­тий, во всей их пропаганде отчетливо видно стремление противо­поставить национально-освободительным устремлениям нетурец­ких народов эту османистскую
концепцию, добиться с ее помощью отказа от освободительной борьбы. Один из лидеров младотурок прямо говорил, что условием их сотрудничества с «османами-немусульманами» должно быть их признание концепции османизма, го­товность отказаться от своих национальных целей и устремлений, бороться совместно с турками за процветание и прогресс Осман­ской империи. Конечно, такая перспектива отказа от целей нацио­нального освобождения никак не могла устроить нетурецких под­данных султана в условиях мощного подъема национальных дви­жений. Не склонны были к этому и армянские политические партии, формировавшиеся в одно время с младотурками. Это обстоятельство было замечено Ю. А. Петросяном, который пишет: «Практика деятельности младотурок после победы младотурецкой революции 1908 года быстро развеяла иллюзии паносманистской пропаганды. Лидеры партии Единение и прогресс встали па путь открытого национал шовинизма. Так, в 1911 году в резолюции пленума ЦК этой партии прямо заявлялось: «Надо отказать инородческим элемен­там в праве иметь особые национальные организации... Распростра­нение турецкого языка есть превосходное средство для установле­ния господства мусульман и для ассимиляции инородческих эле­ментов».
Убедившись впоследствии, что османизм не в силах предотвра­тить национально-освободительную борьбу народов Османской им­перии и подвергнуть их ассимиляции, младотурки приступили к осуществлению политики геноцида, которая, по их мнению, дол­жна была, несомненно, обеспечить целостность Османской империи. Таким образом, первые армянские политические партии возникли и начали свою деятельность в условиях, когда в Османской импе­рии царил деспотический режим «зулюма» султана Абдул Хамида, с которым начали борьбу оппозиционные группировки младо­турок. В результате, политическим партиям армян пришлось бо­роться с деспотизмом Абдул Хамида внутри страны, а также вести борьбу с младотурками, ввиду их отрицательного отношения к освободительным движениям нетурецких народов. Эти два фак­тора во многом определяли программы и деятельность армянских политических партий на рубеже столетий.
В 1885 году создается первая западноармянская политическая партия Арменакан. В 1887 году основывается армянская партия Гнчак. В 1890 году возникает партия Дашнакцутюн. Эти армянские политические партии были призваны к жизни, чтобы возглавить национально-освободительную борьбу армянского народа, решить армянский вопрос, т. е. восстановить армянскую государственность. Партия Арменакан была создана в Марселе, где с 1885 года начала издаваться газета «Армения». Эта газета, основанная из­вестным общественным деятелем М. Португаляном, на своих стра­ницах обличала антиармянскую политику султанского правитель­ства, турецких пашей и курдских беев. Центр этой партии нахо­дился в Ване. Партия имела свои филиалы в Персии, США, на Кав­казе, в Муше, Битлисе, Трапезунде и Константинополе. Однако партии Гнчак и Дашнакцутюн, созданные спустя несколько лет, помешали партии Арменакан получить поддержку провинциальной буржуазии Западной Армении и внедриться в армянскую дей­ствительность. «Арменаканы должны были остаться лишь на своей родине, в армянских провинциях Турецкой Армении, в ее сердце – Ване – Васпуракане», – писал один из руководителей этой партии А. Дарбинян.
Продолжение следует >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.