ГЛАВА IV
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ И АРМЯНСКИМИ
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ
БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года
призывали к осторожности, призывали не поддаваться провокациям.Партия Дашнакцутюн делала все – льстила, угодничала, чтобы улучшить отношения с младотурками. Одновременно продолжались неофициальные контакты с руководителями младотурок. В них участвовали Талаат, Джемаль, Бехаэддин Шакир, Малумян, Шахрикян.
В призыве, опубликованном в начале 1912 года, партия Дашнакцутюн критиковала царизм за угнетение армянского народа и возвышала до небес турецкую революцию, восторжествовавшую на османской земле, даровавшую армянскому народу национальное освобождение. Этот призыв – проявление той непринципиальной политики, которую всегда вела партия Дашнакцутюн. Содержание этого призыва в корне ошибочно. В России восточные армяне имели возможности для развития, там им не угрожала опасность физического уничтожения, в Турции же даже в период конституции армян уничтожали, они постоянно подвергались преследованиям и притеснениям. Одна из целей этого призыва – показать младотуркам, что партия Дашнакцутюн искренне сотрудничает с турецким правительством, защищает его интересы и критикует царскую Россию.
Не прошло и года после публикации этого призыва, как партия Дашнакцутюн и русская дипломатия занялись вопросом об осуществлении реформ в армянских областях. Съезд партии Дашнакцутюн решил сделать все, чтобы добиться осуществления этих решений. Дашнакская газета «Горизонт» писала: «Последний общий съезд партии Дашнакцутюн принял разработанную Россией программу реформ. Несмотря на ее недостатки, она может значительно улучшить положение турецких армян. Поэтому съезд приложит все усилия, чтобы осуществить эту программу реформ, объединив вокруг себя все активные силы армянского общества».
С одной стороны, партия Дашнакцутюн цеплялась то за Англию и Францию, то за Россию, пыталась с их помощью осуществить программу реформ в Западной Армении. Реформы, подготовленные великими державами независимо от партии Дашнакцутюн, не были, конечно, идеальными но их осуществление, несомненно, давало армянскому народу хоть какую-то возможность спастись от физического уничтожения. С другой стороны, отдавая себе отчет в истинных намерениях младотурок, партия Дашнакцутюн стремилась приспособиться к новым условиям. Как ни старались младотурки вытеснить партию Дашнакцутюн из активной общественно-политической жизни Турции, это им в конечном счете не удалось. Она приспосабливалась, сохраняя себя как партия. Тем не менее, после событий в Адане между этими двумя партиями разверзлась глубокая пропасть, что никак не позволяло им восстановить прежние отношения.
Когда в 1911 году началась турецко-итальянская война, партия Дашнакцутюн опубликовала призыв, обращенный к турецким соотечественникам. Подчеркивая, что родина в опасности, она призывала всех, и в частности западных армян выступить единым фронтом против врага. В призыве говорилось, что перед грозящей родине опасностью партия должна забыть о своих недовольствах и призвать всех к борьбе с общим врагом. Как видно, даже в этом призыве партия Дашнакцутюн не скрывает своего недовольства. Стараясь укрепить свои силы, именно в связи с турецко-итальянской войной, Иттихад решила заключить с партией Дашнакцутюн новое соглашение как новый залог своей искренней политики. Оно было заключено в Салониках в 1911 году.
«Согласно этому соглашению, – писал один из старейших деятелей партии В. Папазян, – партия Дашнакцутюн в своих районах через свои местные органы получала право контролировать административные учреждения, которые обязаны были учитывать требования партии Дашнакцутюн и решать вопросы с взаимного согласия. Это длилось недолго, пока Иттихад старалась спасти положение и «выйти сухой из воды».
В августе-сентябре 1911 года был созван VI съезд партии Дашнакцутюн, на котором было решено «расширить признанную конституцией автономию армянского народа». Партия Дашнакцутюн фактически довольствовалась частичным расширением национальной конституции 1863 года, пытаясь добиться национальной автономии. Таким образом, отступая от платформы 1908 года, партия Дашнакцутюн теперь ограничилась частичными требованиями.
Анализируя деятельность партии Иттихад за прошедшие два года, военно-политическое положение Турции, съезд пришел к выводу о том, что за трехлетний период существования конституции политика правительства, вопреки некоторым обнадеживающим попыткам, не только не способствовала мирной жизни других народов, но дала повод к недовольству, подавляла национальные права. Вместо того чтобы последовательно ликвидировать остатки феодального режима, оно поддерживало его своей политикой задабривания. Иттихад постепенно отступает от конституционно-демократических принципов, не принимает никаких мер, чтобы очистить свои ряды от разношерстных правых элементов, которые приобретают все большее влияние.
Указывая на эти общие недостатки, VI съезд партии отмечал: «Многочисленные переговоры и соглашения, которые велись до сих пор между партией Дашнакцутюн и партией Иттихад и её правительством, касающиеся положения армян и их жизненных проблем, остались без последствий. Многие обещания по существенным вопросам, за исключением некоторых второстепенных, не были выполнены. Вопреки соглашениям, заключенным в Константинополе и Салониках, Иттихад в лице своего центра или провинциальных отделений не советовалась с партией Дашнакцутюн по вопросам, касающимся положения в стране. Правительство постепенно выпускает из тюрем лиц, осужденных за чудовищные преступления в Киликии, даруя им помилование, компрометируя справедливость как в глазах жертв, так и преступников, подтверждая то -старое убеждение, что можно грабить, убивать, громить прикрываясь конституционным режимом, и оставаться безнаказанным».
Съезд решил в последний раз от имени партии Дашнакцутюн направить Иттихад заявление и на основании вышеуказанных замечаний уточнить взаимоотношения между двумя партиями, создать благоприятные условия для дальнейшего сотрудничества. Было признано необходимым приложить доклад о политике, которая велась в заселенных армянами районах за последние три года, а также предложить незамедлительное проведение широких демократических реформ для облегчения участи и страданий армянского народа. В решении съезда отмечалось, что, «если после этого заявления Иттихад на деле не даст гарантии незамедлительного выполнения данных до сих пор обещаний, необходимо, чтобы Западное бюро прервало свои отношения с Иттихад...». Согласно решениям съезда предусматривалось «поручить компетентным органам партии Дашнакцутюн и делегатам османского правительства вести борьбу против антиармянской политики правительства всеми законными средствами».
Младотурки не дали никаких гарантий, так как теперь они не нуждались в поддержке Дашнакцутюн. Однако партия Дашнакцутюн с непонятным и слепым упорством продолжала поиски путей, надеясь найти с ними общий язык. Естественно, такая политика вызывала недовольство многих членов партии Дашнакцутюн, в том числе некоторых ее руководителей. Говоря о политике своей партии в конституционный период, известный деятель партии Дашнакцутюн Р. Тер-Минасян писал, что партия Дашнакцутюн на словах выражала интересы армянских трудящихся, а на деле же стала «самым верным сторонником политики младотурок». Он откровенно отмечал, что «идеологически» требуя административной и политической децентрализации империи, в «действительной жизни мы слились с Иттихад. Мы были против стремлений других народов, македонцев и арабов... Это было противоречие, явное противоречие. Наша душа и наше тело были отделены друг от друга».
Младотурки чем дальше, тем больше отстраняли партию Дашнакцутюн от общественно-политической жизни. Они сокращали число должностных лиц от партии Дашнакцутюн и армянских делегатов в османском парламенте. Покинув своих вчерашних союзников, они в то же время начинали сближаться с курдскими деятелями. В августе 1911 года русский вице-консул в Ване С. П. Ольферьев, имея в виду это обстоятельство, писал русскому послу в Константинополе, что «теперь картина отношений между младотурками и партией Дашнакцутюн совершенно изменилась. Жизнь вошла в свое обычное нормальное русло. Снова возникли старые счёты, с явной остротой чувствуется ненависть по отношению к христианам». Интересно, что руководители младотурок не скрывали своего резко отрицательного отношения к армянским реформам. Они утверждали, что эти реформы бессмысленны, так как армяне составляют в «восточных провинциях» империи около 20%. всего населения (!). Именно так заявил Талаат-бей в одном из своих интервью.
Перед лицом подобной политики младотурок партия Дашнакцутюн ещё более усилила свою критику, а в ряде районов порвала свои отношения с местными организациями Иттихад. 20 февраля 1911 года тот же С. П. Ольферьев сообщал русскому послу в Константинополе, что в Ване «члены партии Дашкнацутюн, прервав свои отношения с местными иттихадистами, от которых ждали реформ, теперь с особым рвением критикуют мероприятия турецкого правительства, стараясь вернуть симпатии армян к их партии».
Именно эту историческую ситуацию имел в виду известный историк Лео, когда писал: «Узел запряженных в одну упряжку турецкой и армянской партий слабеет. Партия Дашнакцутюн бросается в объятия царизма, молодые турки – в объятия хамидовщины. Оба объятия, как мы видим, были общей могилой для турецких армян».
Осенью 1912 года великие державы вновь обратились к армянскому вопросу. Когда появился проект реформ, партия Дашнакцутюн опять приложила усилия для осуществления этого проекта и установила отношения с Россией, Англией и Францией.
Если года два тому назад партия Дашнакцутюн критиковала царизм, то теперь на страницах ее газет публикуются статьи, восхвалявшие политику России. На этот раз партия Дашнакцутюн связывала судьбу армянского народа только и только с Россией, видя в ее политике надежду для спасения многострадального народа. В ноябре 1912 года газета партии Дашнакцутюн «Горизонт» выражала мнение о том, что вопрос о Западной Армении имеет три решения и все три связаны с Россией. Первое: если Турция будет разделена между государствами, Армянское нагорье, находящееся по соседству с. Россией, перейдет к ней. Второе: если над Турцией будет установлен международный контроль, то населенные армянские районы по той же причине перейдут к России. Третье: если армяне получает автономию, покровительство над ней снова будет передано России. «Таким образом, – заключает газета, – как в прошлом, так и в настоящем судьба армянского народа связана с Россией».
Младотурки разжигали религиозный мусульманский фанатизм, пытаясь убедить турок, что великие державы по наущению армян подрывают целостность Турции. Газеты партии Дашнакцутюн изобиловали сообщениями о том, что над армянским народом нависла страшная угроза, что широкие мусульманские массы готовятся к погромам армян. Мусульмане объявили бойкот армянам.
Газета «Горизонт» писала: «Борьба против христиан из столицы перекинулась в провинции. В Амасию, Себастию, Кесарию, Трапезунд идут потоки писем и телеграмм от Патриаршества, редакций, частных лиц. В них говорится о надвигающейся опасности. «Газета пишет, что бойкот сам по себе не опасен, но дело в том, что агенты правительства в связи с осуществлением реформ натравливают турецкие и курдские массы на армян. Страх перед погромами настолько велик и реален, что «парижский армянофил и отличный знаток Востока Виктор Берар уже бьет в набат – турки нынешней весной устроят в Армении погромы».
Несмотря на антиармянскую политику Иттихад, что было очевидно и бесспорно, партия Дашнакцутюн лишь осенью 1911 года неофициально прервала свои отношения с этой партией. Она была последней армянской партией, порвавшей свои отношения с Иттихад.
Западные армяне были страшно обеспокоены. Иттихад становилась всё более агрессивной. В различных районах Турции раздавались спровоцированные младотурками призывы к уничтожению армян.
В таких напряженных условиях армянские политические силы, которые никогда не имели единого национального фронта, вынуждены были сделать попытки к сплочению.
Еще в октябре 1909 года было созвано первое «собрание солидарности» армянских политических партий Турции, которое приняло решение: «Имея в виду то обстоятельство, что некоторые партийные газеты занимают дискредитирующие друг друга позиции, собрание единогласно решило: поручить этим газетам прекратить компрометирующие нападки и ограничиться принципиальной критикой». Под этим документом стоят подписи представителей центрального комитета А. Р. Дашнакцутюн Константинополя, центрального руководящего органа С. Д. партии Гнчак Турции, правления Реорганизованной партии Гнчак Константинополя, центрального руководящего органа Конституционной партии Рамкавар. Решение принято 17/30 октября 1909 года в Константинополе. Как видим, под этим документом подписались все действовавшие в Западной Армении армянские политические партии.
Начиная с 1909 года межпартийные собрания солидарности периодически созывались до апреля 1910 года, когда было принято решение об условиях межпартийной солидарности. В этом решении, подписанном представителями партий Дашнакцутюн, Гнчак и Реорганизованной партии Гнчак, говорилось:
1. Партии обязуются совместными силами бороться против любого реакционного течения, угрожающего конституции страны.
2. Партии единодушно должны стремиться к развитию духа солидарности между народами, входящими в состав Турции. Бдительно следить за тем, чтобы реакционерам не удалось спровоцировать столкновения на национальной и религиозной почве.
3. Партии должны любой ценой защитить народ от погромов, грабежей и других бед, призвав на помощь конституционные силы..
4. Дело самообороны партии должны организовать совместно, подготовить на беспартийной основе самооборону, вовлечь в эту работу всех, независимо от их политических убеждений.
5. Партии единодушно должны бороться против любого антинародного течения, откуда бы оно ни исходило.
6. Партии свободны в выражении и пропаганде своих идей и обязуются не препятствовать пропаганде и деятельности друг друга незаконными средствами.
7. Партии считают необходимым создание межпартийных судебных инстанций как в Константинополе, так и в провинциях.
8. Эти судебные инстанции должны обсуждать возникшие на партийной почве споры и разногласия.
Этот документ вначале был издан в форме прокламации, затем – печатными органами партии.
Он носит весьма примечательный характер. В нем пока открыто не указывается, что он направлен против иттихадистов, но в то же время он содержит намек на то, что армянские партии объединяются, что они должны защитить народ от политики погромов и грабежей, выступить против антинародных течений. Дело обороны партии должны были вести совместно.
Для анализа создавшегося положения, решения первоочередных задач по инициативе национального центрального правления в 1912 году было созвано тайное совещание, на котором присутствовали национальные депутаты, члены османского парламента и представители национальных партий.
царившая атмосфера и господствующие в стране настроения ппрпвешгпч будущему западных Царившая атмосфера и господствующие в стране настроения не предвещали будущему западных армян ничего хорошего. Опасные стремления младотурок были очевидны. В. Папазян писал: «наши внутренние силы недостаточны для предотвращения опасности надо найти другие силы, надо объяснить великим державам, я какой трудной и опасной ситуации мы живем, не прерывая в то же время официальной связи с хозяевами страны. Таково господствующее настроение».
Иттихад, конечно, чувствовала эти настроения армянских политических сил. Не могли иттихадисты не почувствовать и того, что партия Дашнакцутюн также меняет форму своей деятельности. Министр внутренних дел Талаат неоднократно вызывал руководящих деятелей этой партии, а также Г. Зохраба на частные дружеские беседы, обещая пойти навстречу требованиям армян и в то же время шутя, угрожал. Обещания Талаата собственно не имели практического характера, да и не могли иметь, ибо младотурки твердо шли к окончательному закрытию армянского вопроса – физическому истреблению армян.
В начале осени 1912 года Центральное национальное правление созвало второе широкое совещание, в котором принимали участие видные депутаты национального собрания, армянские депутаты османского парламента и представители национальных партий, которые выслушали доклад национального правленая о грозящей западным армянам опасности, об анархии в стране и предпринятых ими мерах. Подчеркнули настоятельную необходимость принятия безотлагательных коренных мер. Все участники требовали использовать настоящей момент и все политические возможности для того, чтобы армянский вопрос вошел в повестку дня международных отношений. Все высказывали готовность сплотиться вокруг Центрального национального правления и сделать все возможное для облегчения его работы.
21 декабря 1912 года состоялось историческое закрытое заседание национального собрания, на котором председатель правления Степан Гараян рассказал о создавшемся тяжелом положении и предложил проект политики, которой должен следовать армянский народ. Национальное собрание единодушно выразило свое доверие центральному правлению, наделив его широкими полномочиями. Представители партий заявили о своей готовности всеми силами содействовать работе центрального национального правления. Центральное национальное правление образовало комиссию из пяти человек под названием «Комиссия безопасности», которой поручалось решение политических проблем турецких армян, включая требование автономии шести вилайетам под гарантией европейских государств, хотя и подразумевалось, что эту гарантию может дать лишь Россия. Членами комиссии были избраны от духовенства – архиепископ Егише Дурян и Г. В. Палакян, от политического собрания – Л. Темирчипашян, Воскан Мартикян и Ваган Папазян. Работе комиссию должны были помогать Мурат Бояджян, Е. Шахрикян, и в особенности Г. Зохраб.
Между тем католикос всех армян, по просьбе кавказского наместника, отправил русскому царю письмо, в котором просил вмешательства в решение армянского вопроса. Католикос подчеркивал, что подлинной гарантией в осуществлении реформ является покровительство России и, если это невозможно, – поддержка шести государств. Для сотрудничества с европейскими странами католикос отправил своего представителя – Логоса Нубар-пашу.
Одновременно патриаршество послало письмо почти аналогичного содержания русскому послу в Константинополе Гирсу. Комиссия безопасности отправила письмо Погосу Нубар-паше с подтверждением его утверждения в качестве представителя, создав таким образом живую связь между ним, католикосом и политическими деятелями Москвы и Петербурга. Вопрос о реформах в Западной Армении вновь оказался в числе международных проблем.
В это же время, когда перед угрозой надвигающейся опасности сплачивались армянские национально-политические силы, партия Дашнакцутюн, в свою очередь, провела ряд важных мероприятий.
В сентябре 1912 года в Константинополе был созван совет партии Дашнакцутюн, носивший чрезвычайный характер. Исходя из тяжелого положения, создавшегося в стране в результате шовинистической политики Иттихад, совет создал центральный орган самообороны, который фактически выполнял с сентября 1912 года до августа 1913 года роль верховного органа партии в Турции, взяв на себя также полномочия и обязанности, Западного бюро партии. Совет направил своим органам циркуляр, в котором сообщалось, что на чрезвычайном собрании были обсуждены следующие важные вопросы: современная политическая ситуация, самооборона, состояние боевых групп, отношения с соседними народами, а также пропаганда армянского вопроса, вопрос о парламентских выборах, участие в национальных учреждениях и т. д.
Однако, учитывая тяжелое и сложное внутреннее и внешнее положение в стране, чрезвычайный совет обратил внимание своих местных органов лишь на принятые им решения о самообороне. Имея в виду, что «убийства в населенных армянами районах внешне носят пока разбойничий характер и являются выражением антиконституционного выступления пострадавших во время революции элементов, борющихся за восстановление своих прав, учитывая тот факт, что эти разбойничьи нападения могут разрастись и неизбежно приведут к анархии в стране, что это движение усилия – темных сил может приобрести национально-религиозный характер чрезвычайный совет предлагает своим местным организациям:
1 Вести борьбу, объединившись с конституционными и другими заинтересованными элементами, приложить все усилия, чтобы это движение не утратило своего общегосударственного характера.
2 Если в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств нам придется действовать изолированно, борьбу, тем не менее необходимо продолжить.
Принимая эту исходную точку зрения, чрезвычайный совет постановил:
а) всячески пресекать преступления в армянских вилайетах;
б) нанести контрудар как по преступникам, так и по их сообщникам;
в) по мере возможностей ограничить районы действий;
г) придать борьбе беспартийный вненациональный характер.
Для организации и руководства самообороны было решено:
1. Создать руководящий орган самообороны, состоящий из шести человек, среди которых должны быть компетентные военные..
2. Руководящий орган должен создать в стране военные штабы из местных сил.
3. Для каждого района должен быть избран верховный командующий, который назначается руководящим органом с согласия местного центрального комитета,
4. В ходе военных действий командующий обязан советоваться с компетентными органами или лицами данного района. В случае несогласия – последнее слово за командующим.
5. Руководящий орган в случае необходимости имеет право пригласить новых лиц.
Чрезвычайное собрание так инструктировало местные органы: дело самообороны нашего народа перед лицом надвигающейся опасности должно стать первоочередной задачей, основная часть партийных средств должна быть направлена на нужды самообороны. Чрезвычайное собрание предписывало всем своим партийным органам в качестве инструкции в предстоящей деятельности следующее: «Учитывая тревожную ситуацию в стране и тяжелое положение армянского народа, руководствуясь инструкциями общего съезда 1909 года, собрание предлагает всем своим политическим органам активно содействовать делу самообороны и конституции».
Интересен тот факт, что данное решение о создании органов самообороны партия Дашнакцутюн приняла с согласия центрального правительства. В этом решении не случайно то обстоятельство, что определенно подчеркивается необходимость ведения борьбы в защиту народа и конституции. Партия Дашнакцутюн не выходит за рамки конституционной деятельности и действует согласно данным турецким правительством правам.
В упомянутой инструкции-циркуляре чрезвычайное собрание особо подчеркивало: «Имея в виду неспокойную обстановку в стране, орган самообороны обратился к центральному правительству, чтобы, соблюдая законные формальности, в армянских районах организовывать сторожевые группы, вооруженные государственным оружием, обязанность которых – защитить конституцию. Чувствуя, что в последние дни трудно будет без этих сторожевых групп соблюдать порядок, правительство намерено предпринять те же шаги. Просим вас, чтобы и вы обратились в своих районах с аналогичным заявлением и, не жалея усилий, добились того же. Это лучшее средство в данных условиях. Как в Константинополе, так и в провинции необходимо создать эти сторожевые группы для безопасности нашего народа».
Как видим, уже в конце 1912 года, когда отношения между Иттихад и партией Дашнакцутюн носили лишь официальный характер, почувствовав грозящую армянскому народу опасность, партия Дашнакцутюн действовала в рамках конституции, согласовывая свои решения с турецким правительством. Интересно и то, что иттихадистское правительство соглашалось с предложениями партии Дашнакцутюн.
Как мы увидим впоследствии, хотя Иттихад дала свое согласие на создание армянских органов самообороны, но спустя некоторое время, она использовала факт их создания в провокационных целях, пытаясь представить их организациями, действующими «против революции и конституции»[27]. Между тем, эти органы самообороны были призваны к жизни лишь с целью защиты западных армян от резни и погромов.
Чтобы деятельность органов самообороны стала более плодотворной и не носила партийного характера, в этот период снова делаются попытки для укрепления межпартийной солидарности. По этим вопросам мы располагаем двумя документами.
Первый документ, затрагивающий вопросы межпартийной солидарности – это совместное заявление армянских партий, направленное армянам Измирского района. В нем говорится, что «местные органы трех армянских политических партий Измира: измирский комитет Дашнакцутюн, измирский филиал Гнчак и клуб Конституционных рамкаваров – после ряда партийных собраний решили протянуть друг другу руки, сплотиться вокруг армянского вопроса для дальнейшей совместной деятельности».
Основная цель этой межпартийной солидарности – «отдать все силы для ликвидации грозящей армянам опасности, устранение которой принесет пользу даже государственным интересам, приложить все усилия для устранения мелкой, бесплодной и опасной борьбы, которая долгие годы подрывала наши силы. Искренне стремиться к солидарности всех нейтральных слоев населения, добиться общего соглашения, партийного и внепартийного, чтобы плодотворно служить жизненным национальным интересам, упрочению османского конституционного режима и безопасности нашего народа, предотвращению величайшей трагедии, которая по печальному стечению обстоятельств нависла над нашим народом». В заявлении приветствуются те совместные партийные начинания, которые были уже заложены в Египте, Киликии, Васпура – кане, на Балканах и других местах.
Борьба за межпартийную солидарность по сути дела завершилась соглашением, подписанным армянскими политическими партиями в Константинополе в октябре 1913 года. Западное бюро А. Р. Дашнакцутюн, Турецкий руководящий центральный орган партии Гнчак, центральный клуб Конституционных рамкаваров, центральное правление Реорганизованной партии Гнчак после ряда совещаний постановили:
1. Действовать совместно для осуществления реформ в Западной Армении.
2. Добиться солидарности в органах национальных представительств.
3. Солидарно встретить выборы в парламент.
4. Осуществить разумное единство политических сил.
Основная цель этой межпартийной солидарности провозглашается в тексте соглашения: «... отдать все силы осуществлению армянских реформ, что необходимо как для народа, так и для интересов государства, не жалеть сил для ликвидации ненужных споров и конфликтов, годами подрывающих наши силы. Искренне стремиться к движению солидарности внепартийных слоев армянского общества, направить все активные созидательные силы, все течения к осуществлению основной цели – упрочению конституционных и национальных прав страны и армянского народа».
Это движение солидарности, говорится в соглашении, не ограничивается партийными рамками, оно стремится связать с ним нейтральные слои общества. В заявлении особо подчеркивается, что движение межпартийной солидарности имеет всенародный характер и одинаково должно приветствоваться как нейтральными слоями общества, так и партийными организациями.
Соглашение завершалось следующим призывом: «Приветствуем движение солидарности, объединившее руководящие органы армянских партий. Приветствуем многострадальный народ страны, который с нетерпением ждет применения своих сил в гармоничном труде и по отношению к которому нынешнее движение солидарности является новым доказательством политического уважения».
Как видим, занимаясь вопросом организации самообороны западных армян, партия Дашнакцутюн, тем не менее, не выходила за рамки конституционной деятельности.
А положение западных армян все более ухудшалось. Шли многочисленные телеграммы о подготовке новых погромов. Царила атмосфера убийств, угроз, грабежей и произвола. 12 ноября 1912 года армянское патриаршество получило подписанное руководителями младотурок письмо-угрозу, в котором говорилось: «Вы, проклятые, вы, наславшие беду на наше уважаемое правительство старого режима. Вмешиваясь в официальные дела нации, вы дали почву для иноземного нападения. Вы опорочили нашу нацию, и в особенности честь и славу молодых турок, в глазах Европы, с предательскими целями вы осмелились отправить многочисленные письма политического характера в министерство внутренних дел. Теперь мы живем не в эпоху деспотии, поэтому вы должны осознать, что младотурки проснулись. Отныне они обязались во имя священных обязанностей проявить жертвенность и не сойти с клятвенного пути. Эти молодые турки не потерпят в своей стране людей, желающих диктовать свою волю. Мы не останемся безучастными к поступкам, которые оскорбляют наше достоинство. Вы, армяне, должны хорошо осознать это и поступать соответственно. Не забывайте, где вы живете. Мы вас предупредили. Причиненную вами боль мы глубоко затаим в наших сердцах. Если же вам и вашей религии будет грозить опасность, предпримите меры предосторожности. Вмешиваться же в дела правительства и в национальную политику никто вам не разрешит. Знайте это. В противном случае османы, молодые турки, жертвуя собой, выполнят свой священный долг».
16 ноября того же года армянское патриаршество получило второе письмо. Оно отличается более разнузданными угрозами: «О, армянские гяуры, вы хорошо знаете, что стоит комару махнуть крыльями, как жизнь его укорачивается. Вы, окрыленные простофили, похожи на него, забывая, что укорачиваете тем самым вашу жизнь. Недалек ваш грязный конец. Не сомневайтесь, что в скором времени мы отрубим ваши крылья, ваше патриаршество, ваши собрания. Турецкий ятаган снес головы миллионов гяуров, и мы намерены снести еще миллионы голов. Знайте же, что турки дали обет очистить от армян-гяуров, подобных туберкулезным микробам, свою страну».
Вот такая шовинистическая антиармянская атмосфера царила в Османской империи. Вот почему были встревожены армянские национально-политические силы. Вот эта ситуация и вынудила армянские национальные круги искать пути спасения для армянского народа.
В создавшейся взрывоопасной обстановке национальное собрание пришло к следующему выводу: «Есть два выхода – эмигрировать из страны или же, отчаявшись, пойти на крайнюю меру – обратиться к христианским государствам с просьбой о ходатайстве перед турецким государством защитить наше имущество, жизнь и честь». Сделав это предложение, председатель национального собрания С. Гараян завершил свою речь словами: «Да здравствует навеки османское конституционное государство!». На том же собрании армянский патриарх сделал сообщение о том, что он посетил руководителей государства. Однако они ограничились лишь пустыми обещаниями и не предпринимают никаких практических шагов для улучшения положения западных армян. Он сказал министру внутренних дел, что «все эти вновь начавшиеся преступления – начало великой резни».
Исходя из вышеуказанного заявления патриарха, патриаршество приняло решение: «1. Оставаясь на своих законных позициях, патриаршество будет и впредь поддерживать отношения с османским правительством, продолжая настаивать на требованиях о реформах. 2. Разработать и обеспечить неукоснительное применение реформ и длительность на основе твердых гарантий».
Нужно еще раз подчеркнуть, что ни политические партии, ни патриаршество не выдвигали в этот момент вопроса о независимости Армении. Армянские общественно-политические силы, будучи, естественно, сторонниками независимости, одновременно исходили из реальной ситуации, считая необходимым оставить Армению в составе Турции и действовать в рамках демократической конституции. В этом и причина того, что национальное собрание подчеркивало: «Говоря о программе реформ, мы понимаем предложенную нами или другими такую систему, которая поставит себе целью обосновать политические права армян. Основой этой программы должна стать твердая гарантия обеспечения безопасности нации. Мы должны воспользоваться уроками прошлого и опираться на международные договора и даже на гарантии и обязательства турецкого правительства».
Председатель армянской делегации Погос Нубар-паша 13 марта 1913 года сообщил русскому послу во Франции Извольскому о том, что «западные армяне не хотят автономии или смены подданства. Они желают лишь тех реформ, которые предусмотрены Берлинским договором и в рамках проекта, разработанного в 1895 году русским, французским и английским правительствами». В апреле 1913 года армянское патриаршество представило в русское посольство в Константинополе программу реформ, согласно которым населенные армянами территории, на которые должны были распространяться реформы, охватывали вилайеты Карин, Ван, Битлис, Тигранакерт, Харберд и Себастия. Этот регион должен был образовать административный союз под европейским контролем. Сотруднику русского посольства в Константинополе А. Мандельштаму поручалось составление проекта армянских реформ. Используя материалы, представленные патриаршеством, А. Мандельштам 8 июня 1913 года составил проект, согласно которому вышеназванные шесть вилайетов должны были образовать одну губернию. Губернатор должен был быть европейцем-христианином, который назначался султаном на пять лет с согласия великих держав. Должностные лица губернии назначались из числа мусульман и христиан поровну. Каждая нация могла иметь свою национальную школу. Предусматривалось ликвидировать вооруженную курдскую конницу, обеспечить права армян, данные национальной конституцией 1863 года. Исполнительная власть в вилайете должна была принадлежать губернатору. Как видим в этом проекте также не говорилось об отделении Западной Армении и создании независимого армянского государства. Для осуществления русского проекта армянских реформ необходимо было также одобрение великих держав.
При обсуждении проекта реформ на собрании посольства выяснилось, что империалистические правительства, исходя из своих экспансионистских устремлений, имеют относительно этого проекта разные планы. Турецкое правительство яростно сопротивлялось принятию армянского проекта реформ. Турцию защищали Германия и ее союзники – Австро-Венгрия и Италия, которые стремились не дать России, Англии и Франции укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Во время обсуждения армянского проекта реформ в Стамбуле 3/24 июля 1913 года Россия не смогла добиться его принятия/Чтобы провалить русский проект, турки по совету Германии выдвинули свой проект, согласно которому Западная Армения должна была быть разделена на два сектора. Губернаторы назначались бы султаном без согласия великих держав. Административная структура и должностные лица не подвергались по этому проекту каким-либо изменениям. Никаких существенных изменений в положении армян не должно было произойти. Против этого проекта выступила Россия. В результате длительной дипломатической борьбы 24 января 1914 года было подписано русско-турецкое соглашение, по которому Западная Армения разделялась на два сектора. В первый входили вилайеты Карин, Трапезунд и Сивас, во второй – Ван, Битлис, Харберд и Диарбекир (Тигранакерт). Управляющие секторами должны были быть выдвинуты европейцами, утверждал же их султан. Им подчинялись административные, судебные и жандармские власти. Делопроизводство и обучение должны были вестись на родном языке. Административные советы вилайетов должны были быть составлены из христиан и мусульман в равном количестве. Эти принципы должны были применяться во время распределения должностей в жандармерии и при распределении других общественных должностей.
Договор от 26 января имел более ограниченный характер, чем русский проект от 8 июня. Он не содержал никаких реальных гарантий относительно защиты жизни и имущества западных армян. Воинские части хамидие, с помощью которых осуществлялась политика погромов и резни, фактически не были ликвидированы.
26 января (8 февраля по новому стилю) русский поверенный в делах Турции Гулькевич, подписывая вместе с великим везирем и министром иностранных дел Османской империи принцем Сайд Халим-пашой русско-турецкий договор, вместе с тем писал министру иностранных дел России Сазонову: «Оценивая акт от 26 января, необходимо, конечно, признаться в том, что он не дает армянам тех обширных автономных прав, которые предусматривались русским проектом», но, тем не менее, «акт от 26 января, несомненно, указывает на начало более счастливого периода в истории армянского народа..., армяне не могут не осознавать, что ныне делаются первые шаги для их освобождения из-под турецкого ига».
Летом 1914 года были назначены управляющие – европейцы: губернатором Карина, Трапезунда и Сиваса был назначен голландец Вестенек, а норвежец Хофф – губернатором Вана, Битлиса, Харберда и Диарбекира. Западные армяне приняли губернаторов с большим воодушевлением, турки же – сдержанно и холодно.
Несмотря на все недостатки, русско-турецкий договор был, несомненно, определенным достижением и внушал западным армянам большие надежды на будущее. Но вскоре грянула первая мировая война, и русско-турецкий договор от 26 января 1914 года остался на бумаге.
Остановимся теперь на политике партии Дашнакцутюн, посмотрим, какую тактику выработала для себя эта партия, пользовавшаяся большим авторитетом в общественно-политической жизни западных армян. 17 августа 1913 года состоялся VII съезд партии, на котором партия Дашнакцутюн выработала новую тактику по отношению к Иттихад. После съезда в передовой статье «Дрошак» было написано: «Развеем наконец смертоносную иллюзию. Настало время отвернуться с отвращением от льстивых улыбок турецких должностных лиц». Правительство младотурок «за эти четыре года высосало, как вампир, кровь армянского народа, вырыло пропасть, и мы, обманутые этими иллюзиями, легко поверив в лживые обещания, медленно, шаг за шагом шли к роковой пропасти. Развеем наконец эту смертоносную иллюзию. Не будем обманываться и обманывать других». Съезд объявил младотуркам: «Мы не верим вам, мы не можем отныне доверить вам будущее армянского народа, и его спасение будем искать лишь в обещанных Европой гарантиях».
Таким образом, сотрудничество с Иттихад, основы которого были заложены на конгрессе в Париже в 1907 году, длилось до августа 1913 года. VII съезд партии Дашнакцутюн объявил о разрыве отношений, после чего она стала оппозиционной партией. Оставаясь таковой, Дашнакцутюн, тем не менее, действовала в рамках конституции, как легальная организация. Исследования показывают, что партия Дашнакцутюн не питала особых иллюзий также в отношении политики великих держав, хотя и связывала с нею определенные надежды. Исторический опыт подтвердил ту истину, что, когда армянский вопрос возникал на международной арене, он становился лишь средством удовлетворения корыстолюбивых интересов этих держав.
Редакция «Горизонт» до получения проекта соглашения от 26 января 1914 года, на основе русских официальных сообщений заключила, что «это соглашение может в недалеком будущем привести к разрешению армянского вопроса». Но, получив программу реформ, редакция разочарованно запротоколировала следующее: «Требования армянских реформ в таком виде, в каком они оформлены в русско-турецком соглашении от 26 января, ставят нас в высшей степени шаткое положение. Нет никаких международных гарантий, что подчеркнутые требования будут реализованы, и, следовательно, у нас нет никаких оснований надеяться, что армянский вопрос будет разрешен хотя бы на переходной стадии».
Провал реформ партия Дашнакцутюн связывала с политикой германского империализма. В апреле 1914 года «Дрошак» отмечала «...Вместо самой скромной автономии план армянских реформ в конце концов, благодаря Германии, стал расплывчатым, неопределенным, бессодержательным опытом, практическое применение которого представляется нам довольно загадочным. Этот эксперимент станет источником многих бед».
И действительно, программа русско-турецких реформ не могла никоим образом удовлетворить ни армянский народ, ни его политические партии. Дело в том, что вместо одной армянской административной единицы создавались две. Из плана реформ были изъяты слова «Армения», «армянин» и «армянский язык». Программа реформ носила не армянский характер, а предполагала реформы для всех вилайетов Восточной Анатолии. И, самое главное, русско-турецкое соглашение не давало хоть какой-нибудь внутренней автономии, не гарантировало безопасности жизни и имущества армян. По этой причине армянские партии, считая программу в некоторой степени достижением, тем не менее не возлагали на нее каких-либо надежд.
Мы ознакомились выше с программой партии Гнчак и знаем, что она с самого начала требовала внутренней автономии. Что же касается партии Конституционных рамкаваров, то она выступала с умеренными требованиями. Они были против революционных и повстанческих выступлений. Они требовали только осуществления
армянских реформ. В январе 1913 года партия Конституционных рамкаваров заявляла в газете «Ван-Тосп»: «Мы не повстанцы, и армянский вопрос не сепаратистское движение. Наши требования – это требование элементарной солидарности, которая распространяется равным образом на курдский и турецкий народы и в конце концов на все государство».
Спустя некоторое время, эта же партия сочла нужным вновь заявить следующее: «Мы еще раз подчеркиваем, что армянский народ недоволен, но он не повстанец. В течение тридцати лет армяне не преследовали иной цели кроме самостоятельного культурного развития на своей земле в составе обновленного, реформистского османского государства. Таков был всегда наш национальный девиз». В феврале 1913 года партия Конституционных рамкаваров выдвинула свою точку зрения на разрешение армянского вопроса, в более конкретной форме. Она писала: «Дайте армянскому народу его элементарные гражданские права. Дайте нам священное право на неприкосновенность нашей жизни, имущества и чести. Удовлетворите наши столь справедливые требования. Дайте нам на этот раз действенные гарантии».
Партия Конституционных рамкаваров находила, что если самые мощные стимулы для разрешения армянского вопроса находятся в руках османского правительства и европейской дипломатии, то один из этих стимулов «мы должны искать в нас самих, в армянском духе». Поэтому они призывали армянские партии на время забыть о разногласиях и объединиться «вокруг вопроса, называемого вопросом турецких армян».
Партия Конституционных рамкаваров положительно оценила проект реформ, но с некоторыми оговорками. Когда программа была принята, она охарактеризовала ее «как успешное завершение», отмечая, что «сегодня армянский народ может с надеждой и более уверенно смотреть в будущее».
Но одновременно, имея в виду имевшиеся в проекте реформ крупные недостатки, она писала, что и в прошлом Турция не раз обещала улучшить положение армян и не выполнила своих обещаний, «Может быть, и эта программа принесет нам большое разочарование и вместо пользы обрушит на наши головы новые испытания». Наряду с колебаниями и оговорками, партия Конституционных рамкаваров в рамках своей умеренной деятельности старалась оценить программу реформ с оптимистических позиций. В передовой статье газеты «Азг» (Нация») от 18 марта 1914 года, она писала: «Мы не можем предугадать будущее этих реформ. Насколько они будут долговечны и прочны? Но мы должны отнестись к ним с надеждой и без пессимизма и со своей стороны постараться облегчить их осуществление».
Чтобы исследуемую проблему представить целостно, необходимо также остановиться на деятельности Реорганизованной партии Гнчак. Как мы отмечали выше, после революции 1908 года большая часть членов Реорганизованной партии Гнчак присоединилась к партии Арменакан, создав партию Конституционных рамкаваров. Однако часть членов Реорганизованной партии Гнчак сохранила свое независимое существование как партия. Сразу после революции они прибыли в Константинополь и перевели сюда печатный еженедельный орган партии – «Дзайн Айреняц» («Голос родины»). Несмотря на свою малочисленность, они играли определенную роль в общественно-политической жизни и получили определенное признание. Прибыв в Константинополь, члены Реорганизованной партии Гнчак объявили, что отходят от программы вооруженного восстания и посвящают себя делу защиты конституции. Они объявили себя также сторонниками целостности Османской империи. Они заявляли, что не имеют никаких сепаратистских стремлений, добавляя при этом, что, считая Западную Армению неотделимой частью Османской империи, не желают, чтобы западные армяне растворились в разных течениях. Реорганизованные гнчакисты подчеркивали, что они будут представлять «непримиримую и борющуюся силу, противостоящую всем внутренним и: внешним посягательствам, подрывающим общее спокойствие и стремящимся ликвидировать либеральный режим в надежде восстановить прежний непримиримый деспотизм».
Свою политическую линию Реорганизованная партия Гнчак более обстоятельно изложила в своей еженедельной газете. Она объявила, что стремится укрепить приобретенную свободу, способствовать развитию страны и не быть замешанной в политических, заговорах. Долг османских народов – объединиться во имя прогресса. Все политические и общественные силы страны должны принять активное участие в этом деле, отбросив внутренние разногласия. Реорганизованная партия Гнчак обещала, что она будет шагать в первых рядах борцов за прогресс страны. Но она в то же время заявляла, что если возникнет попытка посягательства на жизнь и культурные ценности армянского народа, она вынуждена будет прибегнуть к самообороне. Указывая на тот факт, что иттихад хочет растоптать 61-ую статью Берлинского конгресса. Реорганизованная партия Гнчак отмечала, что она воспрепятствует этому, ибо эта статья предусматривает улучшение положения армян с ее же ликвидацией оно останется жалким и безутешным. Однако если иттихадистское правительство претворит в жизнь предусмотренные 61-й статьей реформы, то «вопрос будет решен и не будет надобности обращаться к державам».
В январе 1909 года один из руководителей Реорганизованной партии Гнчак А. Арзуян опубликовал призыв «К турецкому комитету», в котором указывалось, что, с одной стороны, Иттихад проповедует братство, равенство и свободу, с другой – организует преследования, грабежи, насилия над армянами, не оказывает помощи нищим и голодным. В призыве отмечалось, что армяне «не проповедуют никаких сепаратистских идей и не намерены подорвать политическое единство Османской империи. Они мечтают увидеть могучую конституционную родину османских народов, родину счастливую, внушающую чужестранцам уважение». Руководитель Реорганизованной партии Гнчак останавливается также на двух программах младотурок по разрешению национального вопроса – на крайне централистской программе Ахмеда Ризы и на децентралистской – принца Сабахеддина: Он защищал последнюю, считая, что точка зрения Сабахеддина близка интересам западных армян. «Дзайн Айреняц» отмечала также, что в реформах нуждаются не только армяне, но и
Продолжение следует >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.