вторник, 16 ноября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 5 .часть-1


ГЛАВА V.

К ВОПРОСУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАРКСИЗМА И ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТУРЦИИ

Изучение истории распространения марксизма в многонацио­нальных и отсталых странах представляет особые трудности. Слож­ность состоит в том, что история общественно-политической мысли многонационального государства развивается на основе завоева­ний политической мысли всех народов, населяющих эту страну. Независимо от того, развивается ли она автономно или во взаи­мосвязи с историей общественно-политической мысли других на­родов, она, тем не менее, является неотделимой составной частью всей истории общественно-политической мысли данной страны. В этом смысле большой интерес представляет проблема изучения распространения марксизма, возникновения и развития социалис­тического движения в многонациональной Османской империи. Эта важнейшая проблема пока еще исследована недостаточно. Один из знатоков истории Турции А. Д. Новичев в своей статье «Зарож­дение рабочего и социалистического движения в Турции» пишет: «Вопрос о возникновении социалистического движения в Турции из-за недостатка источников освещен в литературе недостаточно». И в самом деле, знакомство с литературой, посвященной исто­рии распространения социалистических идей и марксизма в Тур­ции, показывает, что интересующая нас проблема еще не изучена комплексно с привлечением источников на языках нетурецких на­родов Османской империи.
Отмечая посвященные этой проблеме работы советских авторов, следует указать, что они страдают су­щественным недостатком: в них рассматривается процесс проник­новения левых идей главным образом в турецкую среду. Однако эта проблема нуждается в комплексном решении и требует сов­местных усилий специалистов, занимающихся исследованием ис­тории общественно-политической мысли всех народов Османской империи.
Конец XIX и начало XX века – это бурный период националь­но-освободительной и социальной борьбы народов Османской им­перии, когда издавалось множество газет, журналов и книг, в которых освещались и обсуждались теоретические и практические вопросы борьбы народов, выступавших за национальное и социаль­ное освобождение. В этот период возникало много политических: партий и организаций, поднявших знамя национального и социаль­ного освобождения. Естественно, что па процесс формирования: идей национальной борьбы этих политических партий и органи­заций не могло не повлиять марксистское учение. Политическими организациями различных народов, входящих в состав Османской империи, пропагандировались с той или иной широтой и глубиной левые идеи, социалистические идеалы, излагаемые с разных аспек­тов и точек зрения, переводились труды классиков марксизма, кни­ги и статьи видных деятелей социалистического движения, пропа­гандировалось марксистское учение.
Вполне понятно, что советские туркологи не могли поставить перед собой задачу полного и всестороннего разрешения этой до­вольно сложной проблемы. Языковый барьер, естественно, не поз­волял авторам ознакомиться с духовным наследием народов Ос­манской империи, в котором они могли бы найти богатейший ма­териал по интересующему их вопросу. А это обстоятельство, в свою очередь, приводило к ограниченному, неполному изучению материалов, в основном в рамках исследования печати одного или двух народов, к неверным выводам и обобщениям. По крайней мере, подобный метод исследования не давал возможности для создания фундаментальной, целостной и всесторонней истории общественно-политической мысли Турции.
Например, исследователь данной проблемы Э. Ю. Гасанова в своей статье «К истории проникновения левых идей в Турцию в последней четверти XIX века» пишет: «Левые идеи впервые стали проникать в Турцию в последней четверти XIX века». Термин «ле­вые идеи» она объясняет в комментарии, который приводится в статье: «Под «левыми идеями» подразумеваются научный социа­лизм, а также непролетарская его разновидность, утопический, мел­кобуржуазный и др.». Во всей статье нет ни одного слова об ог­ромной работе, проделанной армянами в деле распространения марксизма. Упоминается лишь факт издания в 1880 году в Конс­тантинополе «Коммунистического манифеста» К. Маркса. Между тем, использование довольно богатого армянского фактического материала обогатило бы как исследование Э. Гасановой, так и ра­боты занимающихся этой проблемой других туркологов, в резуль­тате чего некоторые важные выводы и обобщения имели бы более объективный характер.
В разработке данной проблемы нам кажется верным подход А. Д. Желтякова. Отмечая в своей работе, что «в многонациональ­ной Османской империи книгопечатание и пресса были представ­лены на разных языках», он в то же время добавляет, что, исходя из основных проблем данной работы, автор исследует лишь турец­кую печать, что его цель – лишь изучение роли турецкой печати.
Считаем необходимым остановиться еще на одном важном воп­росе. Говоря о формировании социалистического движения в Ос­манской империи, А. Д. Новичев пишет: «Начало социалистичес­кому движению в пределах Османской империи того времени бы­ло положено в Македонии, где в конце XIX и начале XX вв. сло­жились промышленные центры со сравнительно многочисленным пролетариатом. Самым крупным из них был город Салоники». Та­ким образом, опираясь на новые источники, он выражает свое сог­ласие с высказанным еще в 1925 г. мнением В. Гурко-Кряжина, согласно которому первая турецкая социалистическая организация была создана в Салониках в 1909 году рабочими. Началом социа­листического движения в Турции он считает не 1894 год, а 1909. Та­ким образом, начало социалистического движения в Турции пере­носится на 15 лет вперед. Нет определенной ясности и в разработ­ке вопросов, касающихся распространения марксизма в Турции, возникновения социалистического движения.
Остановимся еще на одном весьма важном вопросе. Э. Гасанова пишет, что во время революции 1908 г. «в Турции впервые возникло социалистическое движение. Правда, тогда оно охватывало лишь небольшую часть интеллигенции и еще меньшую по численности часть пролетариата (главным образом нетурецкого по националь­ности), а социализм воспринимался тогда сквозь призму западно­европейских правосоциалистических учений. Однако проникнове­ние социалистических идей даже в такой форме способствовало развитию классового самосознания пролетариата». Хотя в дан­ном случае мы опираемся на статью Э. Гасановой, но известно, что эта точка зрения принимается всеми советскими туркологами и уходит своими корнями в 20-е годы.
Изучение работ советских туркологов привело нас к следую­щему выводу: проблемы распространения марксизма и социалис­тического движения в Турции нуждаются в дальнейшем серьезном изучении. Первая важнейшая проблема – время зарождения социалистического движения в Турции. Вторая проблема – время проникновения в Турцию социалистических марксистских идей, начало пропаганды и ее основные этапы.
Как уже отмечалось, по первой проблеме в литературе сущест­вуют две точки зрения. Согласно первой, социалистическое движе­ние в Турции возникло в 1908 году, согласно второй – в 1894 году. Как будет показано нами, пропаганда марксизма и социалис­тических идей в Турции начинается с 1887 года, основанием газеты «Гнчак» («Колокол»). До этого разрозненные и скудные сведения о марксизме и социалистических идеях, мелькавшие на страницах различных газет, можно назвать лишь предысторией. Социалис­тическое же движение в Турции берет начало в 1890 году, когда в Турцию приезжают деятели партии Гнчак и приступают к соз­данию в стране своих организаций.
Что касается второй проблемы, т. е. пропаганды социалистиче­ских, марксистских идей, истории их распространения, то если Гурко-Кряжин отождествлял распространение социалистического движения и социалистических идей, считая началом возникновения 1909 год, то А. Новичев, также отождествляя их, считает началом возникновения 1894 год. Что же касается Э. Гасановой, то она„ считая началом социалистического движения 1909 год, тем не ме­нее, проникновение социалистических идей относит к более позд­нему периоду. К сожалению, из-за нечеткой разработки проблемы в ее статьях трудно понять, когда же началась пропаганда марк­систских идей в Турции и какие основные этапы она прошла.
В этом смысле более четко эти вопросы представлены у А. Желтякова, который пишет: «Хотя отдельные упоминания и замет­ки о социализме встречаются в турецкой прессе во второй полови­не XIX в., первые газеты и брошюры, издававшиеся турецкими со­циалистами, появились в Турции позднее, в период между младотурецкой революцией 1908 года и мировой войной. Таким образом, зарождение турецкой социалистической печати прямо связано с периодом пробуждения Азии, когда турецкий пролетариат делал первые попытки выйти на арену самостоятельной политической борьбы. Забастовки- рабочих в ряде городов западной Турции вспыхнувшие в августе-сентябре 1908 года, дали толчок к органи­зации первых рабочих и социалистических групп, клубов и коми­тетов».
Зарождение турецкой социалистической печати А. Желтяков связывает с газетой «Иргат» («Рабочий»), которая стала выходить на турецком и греческом языках сразу после июльских событий 1908 года. Газета издавалась в основном греками, членами «груп­пы социалистического воспитания». И возможно, что вначале она выходила только на греческом языке.
А. Желтяков останавливается также и на том обстоятельстве, что первые турецкие социалистические газеты издавались в основ­ном в результате усилий представителей нетурецких националь­ностей, которые придерживались оппортунистической линии П-го Интернационала. «Однако, – пишет он, – само появление турко-язычных левых изданий было важным событием в истории турец­кого рабочего движения». Первой социалистической газетой на турецком языке была газета «Иргат», издававшаяся с 1908 года.
Первым «чисто турецким» изданием была газета «Ишчилер газетеси» («Газета рабочих)».
Каким был уровень пропаганды социалистических идей, сви­детельствует тот факт, что на страницах газеты «Иштирак» («Со­дружество») проводилась следующая мысль: социализм начался - Христа принципы социализма основаны на Коране и догмах ислама В газете говорилось также о связях социализма с шариатом. «Чтобы стать социалистом, надо быть мусульманином» – такова ос­новная точка зрения газеты.
Опираясь на работу турецкого историка Т. Тунайи, А. Желтя­ков пишет, что в 1911 году «исчезли следы существовавших в Тур­ции социалистических публикаций». Но дело в том, что именно в этот период в Стамбуле выходили в свет социалистические пе­риодические издания, среди которых особое место занимает газета гнчакской социал-демократической партии «Кайц» («Искра»), которая издавалась в 1911 – 1914 годах.
Такое положение в области изучения этой проблемы, сложи­лось в результате того, что вне поля зрения исследователей остались материалы на языках различных народов Турции. Таким образом, рассматривая в данной работе вопросы распространения марксиз­ма в Турции с точки зрения развития армянско-турецких общест­венно-политических отношений, мы приходим к выводу, что отме­ченные выше немногочисленные работы, посвященные проблемам распространения марксизма в Турции, вследствие односторонности и недостаточности материала не могли отразить действительную картину распространения марксизма в Турции.
Использование армянских материалов в разработке данной проблемы, изучение деятельности армянских политических партий Турции в деле распространения марксизма меняют представления и постановку проблемы в основных ее аспектах. Изучение мате­риала армянских источников показывает, что история распростра­нения марксизма в Турции и пропаганды социалистических идей намного богаче, чем она представлена в работах советских туркологов, изданных до настоящего времени.
В то же время необходимо особо подчеркнуть то важное обстоя­тельство, что изучение деятельности политических партий и орга­низаций других народов Османской империи в деле распростране­ния марксизма качественно обогатили бы историю общественно-политической мысли и распространения марксизма в Турции.
Примечательно, что лидер младотурок Ахмед Риза ещё в конце XIX в. писал о попытках армян «ввести» социализм в Турцию.
Нелишне отметить, что и современные турецкие историки от­мечают значительную роль армян в пропаганде и распространении социалистических идей в османской Турции. А. М. Чапаноглу со всей категоричностью утверждает, что «первыми социалистами в Османской империи были члены армянских политических пар­тий».
Анализируя сложный и трудный процесс распространения марксизма в Османской империи, мы считаем нужным подчеркнуть, что эта проблема в своем решении во всех странах и в жизни всех народов, в том числе и армянского, имела свои особенности. Како­вы эти особенности?
1. Лишенный государственности, раздробленный армянский народ находился под господством трех государств – Турции, Рос­сии, Персии.
2. Значительная часть армянского народа, не выдержав тяже­лых условий жизни, в особенности в Западной Армении, эмигриро­вала в другие страны, заложив основы армянской диаспоры.
3. Армянская общественно-политическая мысль, естественно, не могла развиваться равномерно в странах, находящихся на раз­ных социально-экономических и политических уровнях. Экономические и политические условия России, Турции и Персии были раз­личными. Большая разница была в уровне общественно-полити­ческой жизни армянских колоний, разбросанных почти по всем странам мира.
4. В таких условиях знамя развития передовой общественно-политической мысли подхватывают молодые армяне, приехавшие на учебу в Европу как с родины, так и из далеких армянских колоний. Ознакомившись с марксистскими идеями, которые уже на­чали свое победное шествие в Европе, они стали пропагандировать их и в армянской среде.
5. Все внимание армянского народа в этот период было прико­вано к охваченной национально-освободительным подъемом За­падной Армении, где турецкое правительство с целью решения «ар­мянского вопроса» устраивало массовые погромы. Именно по этой причине в конце века зародились национальные партии, организа­ции, органы печати, общественно-политические течения, которые своей первоочередной задачей считали освобождение Западной Армении. И партия Гнчак, и партия Дашнакцутюн, как отмечалось выше, своей основной задачей считали освобождение Западной Ар­мении. До 1903 года, т. е. целых 16 лет для партии Гнчак и 13 лет для Дашнакцутюн, Восточная Армения находилась вне пределов их деятельности.
6. Действуя в Европе, эти партии, естественно, создавали многочисленные местные организации в Западной Армении и Турции, отдавая все свои силы делу освобождения западных армян. На этом этапе они выступали как турецкие армянские организации и избе­гали вмешательства в вопросы Восточной Армении. Социалисти­ческие идеи, по убеждению этих партий, должны были осветить пу­ти освобождения западных армян.
В данной работе процесс распространения марксизма в армян­ской среде вообще не исследуется. Не исследуются нами так­же вопросы распространения марксизма, социалистических идей в России и на Кавказе, хотя они и связаны с проблемами освобож­дения турецкой Армении. Мы анализируем и освещаем лишь ма­териалы, связанные с распространением марксизма и социалисти­ческих идей армянскими политическими партиями, организациями и органами печати в Османской империи, в частности в Западной Армении.
Как отмечалось в предыдущей главе, в 1887 году в Женеве была основана партия Гнчак, создавшая за довольно короткое вре­мя свои организации в важнейших центрах Западной Армении, а также в Закавказье и в Персии. До 1890 года партия Гнчак созда­ла более 250 местных первичных организацией, из которых 114 дей­ствовали в Турции, 86 – в США, 36 – на Кавказе, 15 – в Персии, 4 – в Европе и т. д.. В том же году в Женеве начала выходить га­зета «Гнчак», название которой заимствовано у газеты Герцена «Колокол».
Основатели партии Гнчак – выходцы из рядов русского народ­нического движения. На них оказало сильное влияние также марк­систское учение. В 1887 г. была составлена программа партии Гн­чак, опубликованная в 11 – 12 номерах газеты «Гнчак» за 1888 год. Партия Гнчак на первом этапе именовала себя «организацией ар­мянских социалистов-революционеров», а впоследствии – «гнчакской социал-демократической партией». Это была мелкобуржуаз­ная народническая социалистическая партия, которая эволюцио­нировала в партию национальной социал-демократии. Программа партии Гнчак ставила перед собой две цели – ближайшую и отда­ленную. Конечной её целью было установление в Армении социа­листического строя. В программе партии Гнчак подчеркивалось, что социалистический строй – «идеал, максимальная цель для ар­мянского народа и его родины».
Большинство основателей партии находилось под влиянием народнических идей. Создание партии Гнчак – результат нацио­нально-освободительной борьбы армянского народа.
В редакционной статье первого номера газеты «Гнчак» в об­щих чертах выдвигалось кредо вновь созданной партии: «При ви­де осиротевшего одинокого армянского народа, стонущего под игом турка, нас охватывает неистовое желание разбить оковы, отдать все свои силы для его защиты и освобождения.
Чтобы улучшить тяжелое положение западных армян, «Гнчак» призывала к массовым выступлениям против турецкого правитель­ства, к принудительным мерам, к восстанию, к революции. Руко­водить этой борьбой должна была, по их мнению, просвещенная и образованная прослойка. Девизом для каждого армянина газета считала – «с народом, в народе, для народа».
Описывая угнетенное положение западно-армянских масс в статьях «Настоящее турецкого армянина и что надо делать», «По­литические аресты в Турецкой Армении», «Армянская жизнь» и т. д., «Гнчак» писала: «Мы должны поднять сломленный дух западных армян, раскрыть им глаза, указать им путь, стать для них провод­ником в революционном повстанческом движении во имя их буду­щей безопасности и самостоятельности, без чего сегодня нельзя думать о каком-либо прогрессе народа... Исторические события ут­верждают истину, что тот, кто не может в войне приобрести свободу, тот не достоин ее».
Программой минимум партия считала освобождение Западной Армении, решив целиком посвятить себя осуществлению этой жиз­ненно важной для всего армянского народа программы. В програм­ме написано следующее: «Ареной революционной деятельности пар­тии Гнчак является Турецкая Армения». Поэтому она создала свои организации в Турции и Западной Армении (114 организаций) – в Константинополе, Ване, Эрзеруме, Трапезунде, Мараше, Харберде, Себастии и т.д.
Гнчак была первой действующей в Турции национальной со­циалистической партией. Как социалистическая партия Гнчак развернула бурную деятельность в деле пропаганды и распространения социалистических идей. В общественно-политической жизни Турции Гнчак представляла новое течение, пропагандировала но­вые идеи. Печатные органы партии Гнчак и издаваемая ею литерато­ра стали средствами пропаганды не только идей национально-освободительной борьбы, но более того – средством распространения и пропаганды социалистических идей. Органы печати партии Гнчак были переполнены статьями, пропагандирующими марксистские идеи, переводами трудов классиков марксизма и других деятелей социалистического движения.
В 1888 году газета «Гнчак» опубликовала программу партии и многочисленные статьи, комментирующие ее тезисы. В 1889 году на страницах двух ее номеров была напечатана статья под назва­нием «Новое течение», громогласно заявившая о том, что в обще­ственно-политической жизни Турции зародилось качественно новое течение, пропагандирующее идеологию пролетариата – учение марк­сизма. Отвечая на вопрос, каким образом новоявленная партия должна совместить национально-освободительную борьбу с прин­ципами социализма, «Гнчак» пишет: «В первую очередь мы – социалисты и как таковые имеем одну цель. Эта цель в нашей прог­рамме называется «отдаленной», т. е. установление в Армении со­циалистического строя. Остальные пункты нашей программы свя­заны с ближайшей целью – достижением социальной и полити­ческой свободы и национальной независимости в Турецкой Армении. Перечисленные пункты являются ничем иным, как средством к достижению этой цели. Так как нашей целью является установ­ление социалистического строя, то вполне естественно и логично, что наша программа деятельности должна быть составлена лишь с точки зрения нашей цели и должна служить лишь ее осущест­влению».
В этой статье чувствуется влияние народнического социализ­ма. Партия Гнчак придерживалась того мнения, что Армения мо­жет избежать зол капиталистического общества, что армянский на­род может перейти к социализму, минуя капитализм. Спасение от капитализма партия видела в победе социалистического строя. «Только социализм может спасти народ от опустошительного влия­ния капитализма. Только социализм может воспрепятствовать раз­витию капитализма и возникновению пролетариата в Армении». Продолжая свою мысль, автор статьи считает важнейшей задачей социалистов воспрепятствовать проникновению в Армению капитализма и не допустить зарождения миллионов бедняков и рабочих, т. е. пролетариата, не позволить, чтобы они стали жертвами произ­вола кучки капиталистов, над кровавой башней которой, сложен­ной из костей рабочих, будет развеваться ненавистное знамя ка­питализма, на котором будут выведены следующие слова: «Рай для богатых и ад для неимущих».
Как видим, в этой статье чувствуется определенное влия­ние унаследованных партией Гнчак народнических идей, которые были откорректированы лишь несколько лет спустя.
В первые годы после своей организации партия Гнчак в неко­торых идеологических и тактических вопросах следовала русскому народничеству. Не случайно в июле 1889 г. на конгрессе II Интернационала партия Гнчак уполномочила в качестве своего пред­ставителя революционера П. Лаврова.
Руководители партии, общаясь за границей с русскими эмиг­рантами – марксистами, среди которых были такие видные деятели, как Г. Плеханов, члены «Группы освобождение труда», руководите­ли европейских социал-демократических партий, как отмечалось выше, совершили эволюцию от народничества к социал-демократии. С начала 1890 года они объявили себя сторонниками марксизма. Партия Гнчак была связана не только с Г. Плехановым, но и с В. И. Лениным. Согласно данным, приводимым в «Истории пар­тии Гнчак», руководители партии А. Назарбек и М. Вартанян переписывались с В. И. Лениным и были с ним в дружеских отноше­ниях.
Партия Гнчак создавала прочные связи с международным со­циалистическим движением, стараясь связать с ним вопрос осво­бождения Армении. Сохранилось несколько важнейших докумен­тов, из которых видно, что партия Гнчак действительно находи­лась в тесной связи с международным социалистическим движе­нием. Остановимся на некоторых из них.
В 1894 г. в Афинах выходит в свет поквартальный журнал пар­тии Гнчак – «Гахапар» («Идея» – на арм. яз.). Издатели журнала «Гахапар» определили его как «научный орган партии Гнчак, освещающий научные проблемы социализма». Один из известных деятелей международного социалистического движения П. Лавров в сентябре 1894 года отправил приветственное письмо редакции журнала. В письме говорилось. «Дорогие товарищи, до меня дош­ла радостная весть о том, что в дни, когда армяне ведут героичес­кую борьбу против своих притеснителей, передовые группы армян­ских борцов поняли, что в настоящее время нельзя плодотворно сражаться ни за политическую, ни за национальную независимость, если не связать задачи частного и местного характера с современ­ной международной борьбой труда против капитала, борьбой за социалистические принципы, направленные против общественной ор­ганизации капитала.
Теперь вы, социалисты – представители народа, который неод­нократно фиксировал свое имя на скрижалях истории, основали ваш второй социалистический орган, который, как и первый, станет для вас орудием в борьбе за национальное освобождение, освобож­дение во имя свободного труда.
Позвольте от всего сердца приветствовать армянских братьев-социалистов во имя великого международного дела. Сожалею, что мне непонятен тот язык, на котором армянские борцы бросают вы­зов старому миру».
Затем он говорит в письме о вековой борьбе всех народов, в. том числе и армянского, которую они последовательно ведут за национальную и социальную независимость. Размышляя о междоусобных, национальных и религиозных войнах в прошлом, П. Лав­ров заключает, что только «социализм покончит с этими явления­ми и создаст для международного союза трудящихся действитель­но условия для достижения всеобщего благосостояния и свободы».
Свое интересное письмо П. Лавров заканчивает следующими словами: «В эти дни вы, армянские социалисты, оказали мне честь, поздравив меня с моим праздником. А сейчас позвольте мне приветствовать вас за ваше деятельное участие в битве за великие прин­ципы, которыми все более и более проникаются народы».
Признание международным социалистическим движением пар­тии Гнчак подтверждают также следующие документы. На съезд Германской социал-демократической партии, состоявшийся 11 сентября 1903 года в Дрездене, была приглашена и партия Гнчак.
IV съезд гнчакской партии отправил съезду немецкой социал-демократической партии следующую телеграмму: «Социал-демо­кратическому съезду. Дрезден. Примите наши сердечные поздрав­ления съезду социал-демократов. Наш представитель тов. С. Касьян».
В начале 1904 года центральный комитет гнчакской партии по­лучил приглашение принять участие в конгрессе II Интернацио­нала, который должен был состояться 15 августа того же года в Амстердаме. В конгрессе должны были принять участие 430 деле­гатов из 25 стран.
На конгрессе присутствовали такие видные деятели междуна­родного социалистического движения, как Г. Плеханов, А. Бебель, Ж. Гед, Ж. Жорес, В. Либкнехт, Э- Бернштейн, К. Каутский и мно­гие другие.
Гнчакская партия отправила конгрессу следующую телеграм­му: «Дорогие товарищи, от имени революционной социал-демокра­тической гнчакской партии поздравляем международный социал-демократический конгресс и желаем полного успеха. Весьма сожа­леем, что не можем отправить делегата, а также принять участие в работе созванного ныне съезда Российской социал-демократической партии в России. Мы целиком солидарны с делегатами русской рабочей социал-демократической партии. Наш делегат товарищ Г. Плеханов. Да здравствует международная социал-демокра­тия!».
О связях гнчакской партии с международным социалистичес­ким движением свидетельствует также тот факт, что за две недели до международного социалистического конгресса, состоявшегося в Лондоне в 1895 г. (с 27 июля по 2 августа), в печатном органе не­мецкой социал-демократии была опубликована статья А. Назар-бека «Армянский вопрос и социализм», в которой автор ставит пе­ред собой задачу ознакомить социалистическое движение с этой запутанной проблемой. Автор статьи писал: «Этой скромной ста­тьей я хочу привлечь внимание всех социалистических партий к армянскому вопросу в Турецкой Армении. Армянские социалисты надеются, что конгресс в особой резолюции выразит свою точку зрения по этому вопросу, а международный пролетариат продемонстрирует свою солидарность с армянским народом, борющимся за свою свободу и независимость».
Партия Гнчак проделала большую работу для привлечения внимания международного социалистического движения к армян­скому вопросу. Надо сказать, что ее усилия увенчались успехом.
Чтобы представление о гнчакской партии было полным, при­ведем и другой факт. Издаваемая гнчакской партией в 1905 г. га­зета «Апага» («Будущее» – на арм. яз.) была оценена видным деятелем РСДРП Ст. Шаумяном следующим образом: «Мы привет­ствуем появление «Апага», которая знаменует новую победу и но­вое завоевание рабочего движения». Статья Ст. Шаумяна «Но­вый орган гнчакистов» вышла в большевистской газете «Вперед» от 1905 года 8 февраля.
В 1922 году руководство гнчакской партии обращается к III Интернационалу с просьбой принять его в число членов Комин­терна. Президиум исполнительного комитета III Интернационала, обсудив 5 февраля 1923 г. заявление гнчакской партии, принял решение о том, что армянская социал-демократическая гнчакская партия, будучи старейшим революционным отрядом социал-демо­кратии России, за все время своего существования действовала обособленно от РСДРП. Подобное отмежевание гнчакская партия сохранила и по отношению к компартии России. Неизменно подчеркивая свое исключительное право быть представителем армян­ского пролетариата как в пределах России, так и за рубежом, гнчакская партия в отличие от социал-демократического принципа, по которому все рабочие разных национальностей, проживающие на данной территории, объединены б единой организации, прини­мала организационные принципы Бунда. Даже свое участие в Ко­минтерне гнчакская партия оговаривает в своем заявлении особы­ми условиями.
Изучение первоисточников, связанных с деятельностью Дашнакской партии, позволяет заключить, что она в начальный период была мелкобуржуазной социалистической партией, а затем в течение нескольких лет совершила эволюцию к социал-демократизму. В Документах III Интернационала Гнчак характеризуется как ва­риант армянского Бунда в национальной социал-демократической партии. Эта характеристика соответствует действительности.
Гнчакисты, будучи национальной социал-демократической пар­тией, проделали значительную работу в деле распространения марксизма, в пропаганде левых идей и заложения основ социалистического движения в Турции. Гнчак была, таким образом, первой социал-демократической партией в Турции. Пропаганда марк­систских идей, марксизма, перевод трудов лидеров социалисти­ческого движения – все это неукоснительно связано с деятельностью партии Гнчак.
Армянские политические партии сформировались в тот период, когда призванное к жизни учение научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса заняло победные позиции. В развитых капиталистических странах появились рабочие социалистические партии, был основан I Интернационал. Французский пролетариат уже осущест­вил на практике идею диктатуры пролетариата, создав Парижскую коммуну. Всемирное признание получили имена таких из­вестных деятелей социалистического движения, как В. Либкнехт, А. Бебель, К. Каутский, П. Лафарг, Ж. Гед и многие другие. В 1883 году в Женеве была создана первая русская марксистская группа – «Группа освобождения труда», которой руководил Г. В. Плеха­нов. В 1889 году был основан II Социалистический Интернацио­нал.
В этот период В. И. Ленин писал о роли марксизма: «Ориги­нальное явление: марксизм был уже начиная с 80-х годов (если не раньше) такой бесспорной, фактически господствующей силой сре­ди передовых общественных учений Западной Европы, что в Рос­сии теории, враждебные марксизму, не могли долгое время высту­пать открыто против марксизма. Эти теории софистицировали, фальсифицировали (зачастую бессознательно) марксизм, эти тео­рии как бы становились сами на почву марксизма и «по Марксу» пытались опровергнуть приложение к России теории Маркса».
Вполне понятно, что армянские политические партии в этот период находились под сильным влиянием марксизма, который проник в их программные документы и широко пропагандировался ими.
Кроме политических партий, в деле пропаганды марксизма ак­тивное участие приняла армянская молодежь. В конце XIX века в высших учебных заведениях Европы обучалось около 300 студентов-армян. Именно эти молодые люди ознакомились в Европе с марксистским учением, которое оказало на них сильное влияние. И независимо от того, были они партийными или беспартийными, в своей практической и литературной деятельности они объективно способствовали делу распространения марксизма. Армянские сту­денты обучались в России, Германии, Франции, Швейцарии, Авст­рии, Италии, Англии и в других странах. Проникнутые идеями со­циалистического учения, многие из этих студентов публиковали в армянских газетах статьи, посвященные различным вопросам это­го учения, знакомя армянских читателей как с отдельными проб­лемами марксистской теории, так и с социалистическим движением, широко распространившимся в Европе.
Уже в 70-е годы в армянской печати появляются статьи, пос­вященные европейскому социалистическому движению. Армянские газеты писали о Парижской коммуне, I Интернационале, рабочем вопросе.
Известный публицист, демократ М. Мамурян, редактор выхо­дившего в Измире журнала «Аревелян мамул» («Восточная пе­чать» – на арм. яз.) в первых номерах под рубрикой «Политичес­кое обозрение» опубликовал материалы о деятельности Парижской коммуны. В апреле 1871 года журнал ознакомил читателей с борь­бой парижских коммунаров.
В майском номере журнал вновь возвращается к Парижской коммуне и, широко комментируя слово «коммуна», заключает, что «в отношении Парижа хорошо было бы сохранить слово «коммуна», поскольку Парижская коммуна отличается от коммун пред­шествующего периода. В последующих номерах «Аревелян ма­мул» опубликовала материалы о героизме коммунаров, падении коммуны, осудила палача коммуны Тьера.
В 1872 г. «Арвелян мамул» опубликовала статью о конгрессе I Интернационала в Гааге. В статье отмечалось, что «основателем и вождем международного братства рабочих был Карл Маркс».
В 1878 г. в Измире вышла в свет знаменитая книга материали­ста-атеиста Г. Констандяна «О методе», в которой автор в числе «гордостей XIX века» упоминает Карла Маркса и его «Капитал».
Как отмечалось выше, армянская молодежь создавала связи как с видными русскими деятелями социалистического движения, так и с европейскими, изучала и распространяла их труды.
Один из первых армянских социал-демократов Г. Караджян (С. Т. Аркомед) рассказывал, что познакомился с Г. В. Плехано­вым в 1886 году. Он часто встречался не только с Г. Плехановым, но и с В. Засулич, П. Аксельродом. Летом 1886 г. Г. Караджян приобрел «Капитал» К. Маркса на французском языке, «чтение ко­торого, – писал он, – летом и осенью произвело впечатление блеснувшей во тьме молнии». В лице Г. Плеханова, продолжает Г. Караджян, русский марксизм имел уже в то время одного из не­многих гениальных мыслителей-социалистов.
Именно в эти годы обучавшиеся в Европе армянские студенты сделали попытку перевести марксистскую литературу, в частности «Манифест коммунистической партии». В 1886 г. Г. Караджян пе­ревел на армянский язык «Манифест коммунистической партии», сравнивая текст оригинала с французским и русским переводами, а с русского – брошюру Дикштейна «Кто чем живет». Эта брошю­ра была издана в Женеве, перевод же на армянский язык «Мани­феста коммунистической партии» Г. Караджян вместе со своей статьей отправил в Марсель, в газету «Армения», руководителю партии арменаканов и редактору газеты Мкртычу Португаляну. Именно в этот период «Армения» объявила конкурс на статью в связи с реформами в Западной Армении. «В статье, – писал Г. Караджян, – я хотел подробно исследовать, в каком направлении, ка­кими средствами и методами надо развернуть политико-револю­ционную деятельность в Турецкой Армении, среди армянских масс в Турции, чтобы они добились автономии в деспотическом государстве султанов».
Из-за большого объема Манифеста «Армения» не опубликова­ла перевод Г. Караджяна. В 23-м номере «Армении» за 1888 год написано следующее: «Господин Г. Караджян, откликнувшись на наше предложение написать статью о реформах в Армении, под­робнейшим образом объясняет конечную цель революционных пре­образований в Западной Армении и размышляет о форме ее автономии. Его статья, как уже отмечалось, касается не только совре­менного положения в Армении и ее задач, но и связывается с раз­личными социальными теориями. Объем статьи в 37 страниц не позволяет нам публиковать ее в «Армении», и мы предлагаем ав­тору издать ее отдельной брошюрой».
Ф. Энгельс дважды писал об армянском переводе «Манифеста коммунистической партии». Первый раз – в предисловии к анг­лийскому изданию в 1888 году, во второй – в 1890 году в предисло­вии к немецкому изданию. 30 января 1888 года Ф. Энгельс писал: «Как мне сообщили, армянский перевод должен был быть напеча­тан в Константинополе, однако он не был издан, так как издатель испугался издать книгу, автором которой был К. Маркс, а пе­реводчик не согласился выдать ее за свою работу».
Вышеупомянутый факт настолько заинтересовал Ф. Энгельса что он в немецком предисловии в 1890 г. вновь упоминает об этом факте: «В качестве курьеза отмечаю также, что в 1888 году в Константинополе одному из издателей была предложена рукопись ар­мянского перевода Манифеста. Однако этот добрый человек не нашел в себе смелости издать работу, автором которой был Маркс, и счел более удобным, чтобы переводчик назвался автором кни­ги».
До сих пор неизвестно, кто же был упомянутый Ф. Энгельсом переводчик и какова судьба этой рукописи. Можно предположить, что этот перевод был сделан с ведома руководителей европейско­го социалистического движения, которые сообщали об этом Ф. Энгельсу.
Считаем нужным подчеркнуть, что из многочисленных фактов, касающихся распространения марксизма в Турции армянами, в трудах советских востоковедов, занимающихся данной проблемой, упоминается лишь вышеуказанный.
Многие из проживающих за границей армян установили тес­ные связи с видными деятелями международного социалистичес­кого движения. Из них особо надо выделить Аветика и Маро Назарбеков, которые находились в дружеских связях с деятелями социалистического движения, в частности с Г. В. Плехановым, на­чиная с конца 1880 годов. «В то время я и мой муж, – писала Маро Назарбек, – были очень близки с Г. Плехановым, который ин­тересовался нашими начинаниями и давал нам массу полезных тео­ретических и практических советов». Не случайно, что на издан­ной гнчакистами литературе чувствуется влияние Г. Плеханова.
Выше мы отмечали, что социалистические марксистские идеи проникали в Западную Армению и в армянскую печать благодаря армянским студентам, обучавшимся в Европе, число которых доходило до 300 человек. Значительная часть студентов находилась под влиянием социалистических идей и была вовлечена в социа­листическое движение.
В состоявшемся в Женеве 22 – 25 декабря 1893 г. международ­ном социалистическом конгрессе, созванном по инициативе женев­ской группы студентов-социалистов, вместе с бельгийскими, болгарскими, немецкими, итальянскими, польскими, румынскими, рус­скими, французскими и швейцарскими делегатами студенческих ор­ганизаций, приняла участие и делегация армянских студентов.
Резолюция конгресса была составлена в духе решений Брюс­сельского и Цюрихского конгрессов II Интернационала. Конгресс поручил социалистам развернуть энергичную пропаганду в студенческой среде и решил организовать в Женеве международный сек­ретариат с целью создания и укрепления связей между социалис­тами-студентами различных стран. Приглашение получил также Ф. Энгельс, который, однако, не смог присутствовать на конгрессе, но прислал приветствие. В своем приветствии от 19 декабря 1893 г., направленном международному конгрессу студентов-социалистов, он писал: «Благодарю Вас за ваше любезное приглашение на конг­ресс студентов-социалистов и чрезвычайно сожалею, что не могу им воспользоваться, так как занят важными и неотложными дела­ми. Мне остается поэтому лишь пожелать вашему конгрессу всяческого успеха, которого он заслуживает». Затем в приветствии он развивает мысль о том, что из рядов студентов-социалистов должны выйти пролетарии умственного труда, призванные вместе со своими братьями-рабочими сыграть важную роль в грядущей революции. Участие армянских студентов-делегатов в работе меж­дународного конгресса студентов-социалистов свидетельствует о популярности социалистических идей в среде армянского студен­чества.
Пропаганда научного социализма среди заграничных студен­тов получала все больший размах. Об этом свидетельствует и тот факт, что в созданном в Берлине в 1897 г. «материалистическом кружке» из 24 обучающихся в этом городе студентов-армян 17 че­ловек были его членами.
Большое значение в деле распространения марксистских идей имела работа Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к нау­ке», которая была издана на армянском языке в 1894 г. в Жене­ве. Эта работа вышла на армянском языке под названием «Науч­ный социализм». Из Штутгарта К. Каутский послал Ф. Энгельсу в Лондон один экземпляр армянского перевода. В 1894 г. 23 сен­тября Ф. Энгельс в письме к К. Каутскому писал: «За армянский перевод «Развития» большое спасибо. К счастью, я не могу его прочитать».
В предисловии к армянскому изданию кратко характеризуется значение работы Ф. Энгельса в разработке теории научного социа­лизма и сообщается армянским читателям о том, что за этой брошюрой последует издание новых, которые дадут довольно обшир­ное представление об этой науке. И действительно, Г. Атабекян в соавторстве с армянским студентом, обучающимся за границей, М. Оганесяном переводит с немецкого на армянский «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Завершив осенью 1894 года перевод как «Манифеста», так и трех его пре­дисловий и Устава Интернационала, Г. Атабекян по поручению К. Каутского 1 ноября обращается с письмом к Ф. Энгельсу:
«Многоуважаемый
Фридрих Энгельс!
Намереваясь издать «Коммунистический манифест» в переводе на армянский язык, обращаемся мы к Вам, как автору и Патриарху научного социализма, в надежде, что Вы благословите нас на это благое дело. После напечатания Вашего «Научного социализма» («Die Entwicklung des Sozialismus von der Utopie zur Wissen-chaft») мы решились приступить к изданию «Коммунистического манифеста», этого великого, хотя и не объёмного труда, послужив­шего в истории многих народов одним из первых печатных пропа­гандистских произведений. Издание «Коммунистического мани­феста» на армянском языке, о чем Вы говорите, как о курьезе в III предисловии к пятому немецкому изданию Манифеста, вскоре должно быть будет совершившимся фактом. Несмотря на некоторые трудности, которые представлял Манифест для перевода на ар­мянский язык – все же они преодолены в переводе мы старались не допускать никаких вольностей, везде строго держась немецкого оригинала. Перевод Манифеста со всеми тремя предисловиями, к. которому кроме того будет приложен Устав Интернационала – уже вполне готов к печати и ожидает лишь Вашего соизволения. Если Вы будете так добры, что напишите несколько слов к наше­му изданию Манифеста, несколько хоть теплых, сердечных слои», то мы будем Вам весьма и весьма благодарны. Обращаемся к Вам с этой просьбой, зная, что Ваши слова дадут необходимый толчок новому делу, пропаганде социалистических идей среди армянско­го народа, пожалуй, самого культурного представителя Малой Азии и уже более десяти лет стоящего в революционном движе­нии».
Затем Г. Атабекян считает нужным ознакомить Ф. Энгельса с основными этапами многовековой истории своего народа. Харак­теризуя в нескольких словах положение восточных армян Г. Ата­бекян писал о том, что «об русской Армении мне нечего Вам здесь что-либо писать, она Вам отлично должна быть известна, ибо ис­тория ее так же, как и всякое революционное движение идет параллельно с историей России, борьба против абсолютизма – вот тот краеугольный камень, на который наталкиваются все народно­сти Российской империи, этой громадной резервной армии всеевропейской реакции».
Г. Атабекян отмечал, что турецкие армяне в течение многих веков терпели гнет и насилие турецких деспотов. Турки веками осуществляли в Западной Армении политику репрессий, варвар­ских гонений и разрушений. Массовые убийства, насилование жен­щин, грабежи и всякого рода зверства, напоминающие «болгар­ские ужасы», заставили турецких армян взяться за оружие и стре­миться, поднявшись на всенародное восстание, сбросить ненави­стное иго и тем самым облегчить свое положение.
Описывая бедственное положение западных армян и их во­влечение во все более разрастающееся в Западной Армении рево­люционное движение, Г. Атабекян приходит к следующему выво­ду: «Было бы огромной ошибкой со стороны социалистов револю­ционеров не принять в нем (в революционном движении – М. К.) участия и не воспользоваться ею для пропаганды социалистических учений. Мы следуем словам «Коммунистического манифеста», да­ющим нам верную нить для нашей роли – поддержать всякое революционное движение против существующих общественных и политических отношений»,понятно, не упуская из виду «буржуазности» революционного движения».
Письмо Г. Атабекяна сопровождается припиской, сделанной рукой К. Каутского: «Дорогой генерал, Атабекян известен мне как серьезный и усердный товарищ—пожалуй, достаточно и это его письмо, во всяком случае, говорит за себя».
23 ноября 1894 года Ф. Энгельс в письме к Г. Атабекяну благодарит за армянский перевод «Манифеста» и добавляет, что не может написать к нему предисловие. Мы приводим полный текст письма, имея в виду его важность: «Уважаемый товарищ! Очень благодарен Вам за то, что Вы перевели на Ваш родной армянский язык мое «Развитие социализма», а недавно и «Коммунистический манифест». К сожалению, я не в состояния исполнить Вашу просьбу—написать к последнему несколько строк введения. Мне трудно писать что-либо, предназначенное для опубликования на языке, которого я не понимаю. Если бы я это сделал из любезности к Вам, то не смог бы отказать в этом и другим, но тогда ведь могло случиться, что мои слова появились бы на свет в непреднамеренно или даже преднамеренно искаженном виде, а я мог бы узнать об этом только много лет спустя или даже не узнать вообще.
Кроме того, как я ни благодарен Вам за Ваше интересное описание положения в Армении, все же я не могу считать правильным и разумным высказывать суждения о вещах, о которых я узнал не в результате собственного исследования. И тем более в данном случае, когда речь идет об угнетенном народе, который имеет несчастье находиться между Сциллой турецкого и Харибдой русского деспотизма, причем, русский царизм спекулирует на роли освободителя, а лакейская русская пресса не упускает случая использовать каждое слово сочувствия освобождению армян в интересах агрессивного царизма.
Но, если говорить откровенно, мое личное мнение таково, что освобождение Армении от турок, а также и от русских станет возможным лишь в тот день, когда русский царизм будет свергнут. Самые лучшие пожелания вашему народу. Преданный Вам
Ф. Энгельс».
Отказываясь высказать свои суждения о положении армянского народа, Ф. Энгельс, тем не менее, с присущей ему проницательностью указывает на верный путь освободительной борьбы. Освобождение как Восточной, так и Западной Армении, по Энгельсу, осуществится лишь в случае падения царизма. Армянские политические партии не разделяли мнение Ф. Энгельса о путях освободительной борьбы армянского народа. Лишь большевистская партия превратила вышеупомянутый тезис в свою основную цель.
Перевод «Манифеста коммунистической партии», выполненный в 1894 году, не был издан. Этот перевод Г. Атабекян отправил Ф. Энгельсу. 29 декабря 1894 года Ф. Энгельс в письме к Лауре Лафарг писал, что он только что получил армянский перевод «Коммунистического манифеста». Публикуя вышеупомянутое письмо Г. Атабекяна, академик АН Арм. ССР А. Г. Иоаннисян, как нам кажется, верно заметил, что он обращается к Ф. Энгельсу не от своего имени, а от имени той группы, которая в том же 1894 году осуществила издание брошюры Ф. Энгельса «Научный социализм».
Известно, что брошюра Ф. Энгельса «Научный социализм» была четвертой из серии брошюр, опубликованных на армянском языке. До этого вышли в свет брошюры «Мятежный дух» (№ 1). «Из революционной жизни» (№ 2), «Тайная типография» (№ 3).
Проникнутая марксистскими идеями армянская молодежь, обучавшаяся за границей, старалась найти пути для разрешения задачи объединения армянской национально-освободительной борьбы с задачами социалистического движения, связать первое со вторым. Независимо от принадлежности к какой-либо партии, армянские студенты стремились связать армянскую освободительную борьбу с международным социалистическим движением и его помощью решить армянский вопрос.
С этой точки зрения с вполне верных позиций подошла к этому вопросу редакция теоретического органа немецкой социал-демократической партии «Динойе Цайт», которая, поместив в 1896 году на своих страницах статью руководителя гнчакской партии А. Назарбека «Армянский вопрос и социализм», со своей стороны комментирует обсуждаемый вопрос следующим образом: «Весьма примечательно, что армянское национальное движение ищет союза с международной социал-демократией. Это сближение не имеет никакого отношения к капиталистическому характеру Армении. Наоборот, оно возможно по той причине, что классовые противоречия капиталистического общества в Армении еще не развиты, что для армянской буржуазии пролетариат не является врагом. Именно по этому непредубежденные армянские буржуазные элементы, в частности студенты, знакомясь с западноевропейскими идеями, легче сближаются с социализмом, нежели соответствующие слои в Европе».
Те армянские студенты, которые распространяли идеи марксизма и стремились связать их с освободительной борьбой армянского народа, несомненно, были вовлечены в социалистическое движение и выступали как социалисты.
Будучи, однако, не последователями пролетарского социализ­ма, а участниками мелкобуржуазного национального социал-демо­кратического и народнического движений, они собственно не стоя­ли последовательно и твердо на позициях защиты марксизма.
Однако, как мы указывали выше, в деле пропаганды социалис­тических идей в Турции самую большую роль сыграла действовав­шая в этой стране гнчакская социал-демократическая партия. Мы уже отмечали, что она была создана в 1887 году. Приняв социалис­тическую программу, эта партия, издав в двух номерах своего центрального органа «Гнчак» статьи под названием «Новое тече­ние», заявила, что в армянской общественно-политической жизни возникло новое течение – идеология социализма. И затем за все время своего существования эта партия всегда считала себя социалистической, марксистской, пропагандировала и распространяла марксистские идеи. Не случайно, что турецкая историография ха­рактеризует эту партию как марксистскую. Турецкий историк Тунайя пишет о партии Гнчак следующее: «Гнчакская партия с унаследованной политической программой – социал-демократи­ческая партия. Ясно видно, что она восприняла программу развившегося в эти годы марксизма. Партия определила две политичес­кие цели – ближайшую и отдаленную, которые изложены в ее программе. Комитет партии в 1890 году выбрал своим центром Стамбул. Органом печати была газета «Гнчак».
На своих страницах газета «Гнчак» значительное место уделя­ла как пропаганде социалистической теории, так и освещению воп­росов социалистического рабочего движения. В первые два года выхода газеты (1887 – 1888 гг.) издаются программы партии и статьи, комментирующие ее основные тезисы, а начиная с 1889 го­да периодически печатаются статьи, посвященные вопросам между­народного социалистического рабочего движения.
В газете открывается новый раздел под рубрикой «Из жизни Европы». В первой же статье этого раздела редакция газеты пи­сала о том, что стонущий под игом трех государств армянский на­род был лишен достоверных сведений о жизни развитых народов. «Гнчак» как первая социал-демократическая газета на армянском языке, могла восполнить этот пробел, но по многочисленным при­чинам не сделала этого.
Необходимо отметить, что газета осветила три значительных события, происшедших за тот период в Европе. Это – вестфальская забастовка горнорабочих в Германии, забастовка рабочих судовер­фи в Лондоне и социалистический международный конгресс в Па­риже.
Говоря об обострившейся борьбе между буржуазией и проле­тариатом и возникшей на этой почве революционной борьбе рабо­чего класса, распространившейся по всей Европе, редакция газе­ты в качестве примера останавливается на упомянутых забастов­ках, подробно анализируя их. Газета писала: «Требования рабо­чих и проблема реформ стали предметом обсуждения на междуна­родном социалистическом конгрессе, который состоялся 14 июля в Париже». Затем приводятся данные о числе делегатов из раз­ных стран, излагаются и комментируются обсуждаемые вопросы и выступления. Отмечая, что в конгрессе принимали участие 360 со­циалистов-революционеров из 23 стран, а делегатом от армянской социалистической революционной партии Гнчак был выдающийся революционер-социалист П. Лавров, газета писала: «Такое коли­чество делегатов может бросить в дрожь буржуазию. Ясно ли, ка­кие глубокие корни пустил социализм в человечестве?». Газета писала о выступлениях П. Лафарга, К. Либкнехта, А. Бебеля, Ж. Геда, П. Лаврова, К. Цеткин и других. Она приводит слова Жюля Геда, произнесенные на конгрессе: «Социалисты и рабочие всех стран – братья. Их знамя – это красное знамя пролетариата и ре­волюции. Бурными аплодисментами и приветствиями встретили присутствующие мудрую речь видного социалиста. «Да здрав­ствует социализм и забастовка!» – такими словами завершается статья.
Рассматривая вопросы работы конгресса, газета сообщала также, что на конгрессе принято решение каждый год отмечать 1 мая как день солидарности международного пролетариата.
«Гнчак» поместила некролог о Н. Г. Чернышевском, высоко оценивая его деятельность. Излагая биографию Чернышевского, газета дала ему и его творчеству следующую оценку: «Проникну­тый самыми передовыми общественными идеалами, социалистичес­кими убеждениями, Чернышевский сразу занял одно из видных мест в русской литературе». Газета сочла необходимым «ознако­мить армянскую общественность с жизнью великого человека, влия­ние которого чувствуется и на нынешнем молодом поколении ар­мян».
В гнчакской печати значительное место занимают статьи, пос­вященные 1 мая. Во втором номере «Гнчак» за 1890 год под руб­рикой «Первомайская рабочая демонстрация» публикуется инте­ресная статья, в которой руководитель гнчакской партии А. Назар-бек рассказывает о решении международного социалистического конгресса в Париже – объявить 1 мая днем солидарности международного пролетариата. В статье описывается тяжелое положение рабочего класса во всем мире, который насчитывает в своих рядах около 10 миллионов человек. «Сегодня рабочие, чтобы улучшить свое экономическое положение, объявляют забастовку, а завтра над головой буржуазии грянет социалистическая революция, рух­нет царство буржуазии и будет создан новый мир. Эта обществен­ная организация называется социалистической, и единственным средством для ее осуществления является социалистическая рево­люция, которая ликвидирует частную собственность на средства производства. Вот в чем цель майских демонстраций. Ясно, – продолжает А. Назарбек, – что мы, армянские социалисты-революцио­неры, с воодушевлением и от всего сердца приветствуем демонст­рацию европейского и американского пролетариата, поскольку гнчакская партия преследует ту же цель по отношению к армянско­му народу, что и европейские и американские социалисты-револю­ционеры по отношению к своим народам».
Освещение первомайских демонстраций и митингов во всем, мире становится для партии Гнчак одной из стержневых задач.. Почти каждый год газета публиковала статьи о первомайских ми­тингах, характеризуя их значение в жизни общества, рассматривая: их как средство борьбы, которая приведет к победе социалисти­ческой революции.
Вполне понятно, что подобная тематика вдохновляла армян­ских трудящихся на борьбу за национальное и социальное осво­бождение. В то время это было пропагандой марксистских социалистических идей, пропагандой рабочего движения.
Во время мощной манифестации, организованной гнчакистами 15 июля 1890 г. в Константинополе, была составлена и зачита­на петиция, которую затем отправили Абдул Хамиду. Произошло вооруженное столкновение между полицейскими и демонстранта­ми. Имелись жертвы, 600 человек было арестовано.
В истории Турции это была первая массовая демонстрация армян, направленная против тирании. «Гнчак» оценила значение демонстрации следующим образом: «Это первое сознательное революционное движение среди армян. Оно стало началом борьбы, открыв тем самым новый период в армянской жизни, и доказало, что наступило время активных практических действий». Статья заканчивается словами: «Итак, вперед! Давайте действовать упорно, твердо и целенаправленно... Недалек красный день...». Несмотря на свой мелкобуржуазный характер, партия Гнчак, тем не менее, сознавала, что в сложных условиях национальных отношений в Турции успеха можно добиться лишь пропагандой интернационализма и идей братства народов и их осуществлением. И в теоретической, и в практической литературе гнчакистов мы часто встречаемся с подобными мыслями. «Гнчак» писала: «Ис­тинная цель партии Гнчак – братство всех народов. Армянин и курд, турок и армянин должны жить, как братья. Для этого долж­ны быть созданы необходимые социальные условия, их отношения должны гармонично развиваться на основе равенства, справедли­вости и свободы. Цель нынешней борьбы партии – видеть Арме­нию когда-нибудь такой».
С точки зрения пропаганды дружбы народов и идей интерна­ционализма представляет интерес статья «Братство народов», ко­торая вышла в 1891 году в номере от 30 августа. В этой програм­мной статье гнчакская партия анализирует идею братства народов и показывает, что она добилась великих побед. В статье выска­зывается мысль о том, что если европейские народы и пролета­риат заключили уже братский союз, то и народы Востока начи­нают следовать Западу. В газете об этом написано следующее: «В связи с известной годовщиной мы стали очевидцами знаменатель­ного события. По инициативе афинского филиала партии Гнчак, на многолюдном митинге была торжественно отмечена годовщина движения в Кум Капу. Это было торжеством братства ма­лых народов. По поводу празднования армянского революцион­ного движения армянин, македонец, албанец, Крите – все наши братья пожали друг другу руку. «Восточный союз», цель которо­го – освобождение всех угнетенных восточных народов, с радостью и с большим энтузиазмом принял участие в этих торжествах, соб­рав под свое знамя отверженных и угнетенных братьев».
В 1891 году в газете «Гнчак» было опубликовано официаль­ное заявление: «Мы заявляем, что революционная партия Гнчак официально присоединилась к прославленному «Восточному сою­зу», который состоит из революционных групп македонцев, албан­цев и критских греков, председателем которого является видный греческий революционный полководец (генерал) Димитри Н. Боцарис. Цель «Восточного союза» – помочь освобождению всех вос­точных народов, стонущих под деспотическим игом. Сотрудничая с революционной партией Гнчак, он будет способствовать армянскому революционному делу».
Все более расширялся круг пропаганды социалистических идей партией Гнчак. Если в начальный период пропаганду социа­лизма партия вела только на страницах своего органа – газеты «Гнчак», то со временем она приступает к изданию трудов видных деятелей социалистического движения, а в 1894 году в Афинах из­дается, как отмечено выше, поквартальный журнал «Гахапар», ко­торый его издатели назвали «Журналом научного социализма». По сути дела с переводом и изданием трудов видных деяте­лей социалистического движения в Турции разворачивается вто­рой этап распространения марксизма, который берет начало в 1890-е годы.
Выход журнала также стал большим событием в деле рас­пространения марксизма. В газете «Гнчак» от 10 июня 1894 года, было сделано следующее заявление: «В конце месяца выйдет пер­вый номер нового органа партии Гнчак под названием «Гахапар». Имея в виду то обстоятельство, что текущие революционные со­бытия и их задачи не позволяют газете «Гнчак» заниматься общественно-революционными теоретическими вопросами в той ме­ре, в какой желали бы, мы сочли нужным приступить к изданию «Гахапара», который станет органом научного социализма, научным органом партии Гнчак и будет выходить в свет один раз в три месяца». Первый номер журнала вышел в сентябре 1894 го­да. Журнал открывается редакционной статьей, в которой партия излагает стержневые вопросы международного социалистического движения. В редакционной статье говорится: «Во всем цивилизо­ванном мире ныне господствует одна проблема, самая сущест­венная из всех общественных проблем – социальный или рабочий вопрос. Этот вопрос является ключевым в политике всех цивили­зованных государств и вокруг него разворачиваются деятельность политических партий и общественно-экономические события. Ни один общественно-политический орган не может оставаться рав­нодушным к этой проблеме».
Затем в статье объясняется суть научного социализма, рабо­чего движения и историческая миссия класса, которые формиру­ются следующим образом: «Вот теоретическое выражение и обобщение исторических стремлений и требований пролетариата, ко­торое называется научным социализмом. Научный со­циализм как таковой является единственным средством, могущим разрешить социальную проблему. Этот вопрос стал сегодня воп­росом общечеловеческого прогресса. И поскольку решения этого вопроса можно добиться путем основательного переворота общественных организаций, научный социализм по своей сути является могущественной революционной теорией. Социализм – это наука, основанная только и только на фактах, а ее выводы и заключения на взглядах и отношениях, вытекающих из научного анализа и исследования этих самих фактов.
В статье говорится также об исключительно важном значе­нии научного социализма для национальной и социальной борьбы армянских трудящихся. «Наша цель – придать еще больший размах пропаганде научного социализма и социалистической работе. Начав первыми эту работу среди армян, вот уже семь лет мы пуб­ликуем на страницах «Гнчак» статьи, посвященные научному социализму, издаем брошюры социалистической направленности.
Эта научная идеология всегда будет нашим самым мощным орудием в исторической борьбе против насилия, эксплуатации, а также в общественно-экономической и политической жизни, в ос­вещении философских и литературных проблем и явлений».
Прежде чем перейти к анализу содержания журнала «Гаха­пар», надо отметить, что партия Гнчак уже проделала до этого значительную работу по переводу и изданию на армянском язы­ке трудов классиков марксизма и видных деятелей социалисти­ческого движения.
В 1893 году гнчакисты перевели на армянский язык и издали главу из книги К. Маркса «Наемный труд и капитал» – «Что такое заработная плата?». Эта работа издана в одной книге вместе со статьей А. Назарбека «Армяне в Америке». На обложке книги ука­зано, что автором работы является К. Маркс.
Это первый известный нам факт издания работ классиков марксизма на армянском языке. Брошюра вышла в Афинах в шес­том номере серии книг «Социалистическая библиотека». Как мы уже отмечали, в 1894 году в Женеве вышла в свет переведенная на армянский язык А. Атабекяном работа Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» под названием «Научный социа­лизм».
В 1894 году в первом и во втором номерах «Гахапара» были опубликованы две первые главы «Манифеста коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Это было первое издание «Манифеста» на армянском языке. Книга вышла с предисловием, на­писанным авторами в 1872 году для немецкого издания. «Мани­фест» перевела Маро Назарбек.
Редакция журнала «Гахапар» писала в связи с переводом «Манифеста коммунистической партии»: «Манифест коммунисти­ческой партии», ставший основой для научного социализма – один из шедевров экономической и социалистической литературы. С из­дания «Манифеста» началась глубокая научная критика бывших и современных экономических формаций». Третья и четвертая гла­вы «Манифеста» должны были выйти в следующих номерах «Гахапара», но в связи с закрытием журнала они не были опубликова­ны. Во втором номере журнала было указано, что находится в печати и скоро выйдет в свет отдельной книгой «Манифест комму­нистической партии», но издание не было осуществлено.
Тем не менее, публикация первых двух глав «Манифеста» ста­ла большим событием в общественно-политической жизни Турции и Западной Армении.
Гнчакисты переводили не только труды К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Так, в 1891 году они опубликовали популярную в те вре­мена брошюру С. Дикштейна «Кто чем живет» (Лондон). В 1891 году в Лондоне вышла в свет брошюра Г. Плеханова «Первое мая – ежегодный международный праздник рабочих» (в той же брошюре была издана глава из работы П. Аксельрода «Рабочее движение»).
В 1893 году в Афинах выходят в свет на армянском языке ра­боты П. Лафарга «Право на лень» и Ф. Лассаля «О сущности конституции». Последняя работа была опубликована с фотогра­фией автора и предварялась предисловием от имени партии Гнчак.
В предисловии, написанном А. Назарбеком к книге Ф. Лас­саля «О сущности конституции», представлены теория научного социализма, учение К. Маркса и сделана попытка на их основе наметить программу деятельности армянских социалистов.
В первых двух номерах журнала «Гахапар» была опублико­вана также работа М. Левека «Социалистическая идеология», пе­реведенная с итальянского.
В этом же номере была напечатана популярная в свое время речь П. Лафарга «Коммунизм и экономическая эволюция», ко­торую он в порядке дискуссии произнес на заседании географического общества в Париже. Представляет интерес и статья А. Чиприани «Социализм в Италии».
В «Гахапаре» была опубликована также работа А. Назар-бека «Обзор печати», в которой освещаются вопросы марксист­ского учения и классовой борьбы.
Во втором номере журнала было помещено и письмо П. Лаврова, в котором он приветствовал рождение этого нового орга­на гнчакской партии.
Своими призывами к национально-освободительной и социа­листической борьбе органы печати гнчакской партии – газета «Гнчак» и журнал «Гахапар» вызывали обеспокоенность турецкого правительства. Турецкий посол в Греции неоднократно требовал запретить гнчакскую печать в этой стране. Борьба продол­жалась около трех лет. «Такое положение, конечно, не могло долго продлиться, – пишет газета Гнчак, – и чтобы обеспе­чить свободное и беспрепятственное издание органа гнчакской печати, мы вынуждены основать типографию в Лондоне. Пусть наши единомышленники и друзья будут уверены в том, что турецкие гонения не помешают нам самоотверженно и преданно выполнять нашу тяжелую и ответственную, но в то же время священную миссию».
Пропаганду социалистических идей гнчакская партия в основ­ном продолжает на страницах газеты «Гнчак» и изданием отдель­ных брошюр. Однако основная задача – освещение социалисти­ческого рабочего движения, пропаганда идей марксизма – ложи­лась на плечи газеты «Гнчак».
Среди статей, изданных партией Гнчак в этот период, особое место занимает опубликованная в нескольких номерах газеты «Гнчак» редакционная статья «Социалистическая идея». Впослед­ствии, в 1897 году эта статья была издана вместе с программой гнчакской партии в одной брошюре как комментарии к ее тези­сам.
«Уже 6 – 7 лет, – говорится в редакционной статье, – социа­лизм как исповедуемая нами идеология, подвергается неустанным нападкам со стороны наших противников. Эти нападки – резуль­тат невежества и завуалированной нечистоплотности. Говоря не­вообразимые глупости, они наивно полагают, что это источник премудрости, обманывая тех невежд, которые прислушиваются к их словам. Чтобы прикрыть свое невежество и представить себя гигантом мысли, противники социалистической теории критикуют социализм, объявляя его «чудовищно нелепой бредовой идеей».
Затем газета переходит к трактовке социалистических идей, их обоснованию и защите. «Социалистическая идея, – пишет «Гн­чак», – не открытие того или иного человека, не результат абст­рактной, метафизической философии. Социалистическая идея – это научное выражение существующих в человеческом обществе в Данный исторический период экономических и социальных связей. Социалистическая идея – это научные выводы исследований и изыс­каний, которым подверглись все явления экономической и полити­ческой жизни развитых народов в течение всей своей истории».
Затем в статье подробно исследуются противоречия капита­листического строя, выявляются те силы, которые, зародившись в недрах капитализма, должны неизбежно свергнуть этот строй и построить новый, социалистический. «Гнчак» заключает: «Социа­листическая идея – это научное выражение происходящей ныне в экономической и общественной жизни эволюции, ее смысл и сущ­ность».
Продолжение следует >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.