вторник, 16 ноября 2010 г.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС. в конце XIX – начале XX веков .ГЛАВА 5 .часть-2

ГЛАВА V.

К ВОПРОСУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАРКСИЗМА И ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТУРЦИИ

В статье говорится о происхождении частной собственности о классовой борьбе и социалистической революции. Необходимым этапом развития общественно-политической мысли человеческого общества является «новое течение, во главе которого стал всемир­но известный ученый, отец социализма Карл Маркс, по имени ко­торого научный социализм называется марксизмом, и выдающийся ученый, сподвижник Маркса – Ф. Энгельс».
Партия Гнчак на страницах своего органа публиковала много­численные статьи биографического характера о деятелях между­народного революционного движения. Так, например, в четвертом номере 1894 года сообщается о том, что на 92-м году жизни в итальянском городе Турине скончался видный венгерский револю­ционер Людвиг Кошут. В следующем номере газеты печатается обширный некролог, в котором характеризуется жизнь и деятель­ность революционера.

Гнчакская партия издала отдельными брошюрами в переводе на армянский язык биографии Д. Гарибальди, С. Перовской, А. Желябова и других.
Руководители партии поддерживали дружеские связи с С. Степняком (Кравчинским), и не случайно, что по поводу его тра­гической гибели газета поместила обширный некролог, дав ему блестящую характеристику.
Наряду с пропагандой социалистических идей газеты, «Гнчак» уделяла большое внимание деятельности лидеров социалистичес­кого движения. В связи с кончиной Ф. Энгельса газета публикует некролог, проникнутый любовью к великому вождю пролетариата. В некрологе дается научная характеристика деятельности Ф. Эн­гельса, раскрывается значение его совместной с К. Марксом титани­ческой работы по созданию теории научного социализма. «Фридри­ха Энгельса нет больше с нами. Он скончался 5 августа в Лондо­не, в возрасте 75 лет. Это огромная утрата для всего человечества. Эта утрата тяжела в особенности для стран, великим учителем ко­торых он был вместе с К. Марксом. Воистину эти два имени неразрывны, они отцы социализма, оба они были основателями науч­ных принципов в общественной жизни, ставших основой научного-социализма... Содружество двух титанов создало гения – пророка будущих веков».
Представители международного рабочего класса собрались в Лондоне. Они возложили цветы на могилу Энгельса. Вместе с представителями Германии, Австрии, Англии, России, Франции и других стран Аветик и Маро Назарбеки возложили венок на моги­лу Энгельса с надписью: «От Армении», выразив тем самым приз­нательность армянского народа основателю коммунизма. Спустя неделю после смерти Ф. Энгельса, 13 августа 1895 года на армян­ском языке вышла брошюра «Фридрих Энгельс».
Газета «Гнчак» продолжала уделять большое внимание рево­люционным движениям в мире, в особенности в Европе. В цент­ре внимания газеты было также участие социалистов в парламентских выборах в Европе и их успехи. В том же номере газеты, к примеру, освещаются выборы во Франции и Бельгии, говорится об успехах социалистов на этих выборах. Статья завершается сло­вами: «Да здравствует социалистическая революция!».
При освещении истории распространения марксизма необхо­димо вспомнить также издание социалистического журнала «Андес» (Журнал» – на арм. яз.) в Женеве с августа 1900 года. Редактором журнала был бывший гнчакист Ерванд Палян. Обу­чаясь в конце 90-х годов в Женеве, он познакомился с Г. Плехано­вым и его социал-демократической группой. Усвоив марксистские идеи, он пришел к выводу, что настало время для создания в ар­мянской действительности социалистической классовой партии, очищенной от мелкобуржуазного социализма гнчакистов. Вышли в свет пять номеров журнала. Основной задачей «Андеса» было создание армянской социалистической партии, распространение теории научного социализма. Согласно программе редактора «Ан­деса» Е. Паляна, новая социалистическая партия должна быть ос­нована на национальном принципе и называться «Армянской со­циалистической партией». Она должна была действовать не на территории, представляющей конкретную административную и экономическую единицу, а всюду, где живут армяне, со своим язы­ком и общественно-экономическими условиями – в Персии, на Кав­казе, Болгарии, Румынии, Египте, Америке и в Турецкой Армении. Примечательно, что Е. Палян также основным центром деятельности считал Турецкую Армению. Принимая во внимание, что в перечисленных странах, где живут армяне, господствует различный социально-экономический уклад, Е. Палян выдвигает соответственно различные задачи и тактику для деятельности ме­стных организаций партии.
Исходя из предполагаемого широкого масштаба деятельности вновь созданной Армянской социалистической партии, одной из ос­новных задач армянских социалистов и «Андеса» Е. Палян счи­тает «изучение и освещение нашей экономической и общественной жизни от Турецкой Армении до Кавказа и Америки».
Основная задача армянского общества на данный период, согласно «Андесу», создание благоприятных условий для развития капитализма в Турецкой Армении. Соответственно своим задачам армянская социалистическая партия должна была развернуть дея­тельность по пропаганде социалистических идей и организации ра­бочих. «Андес» всячески старался приспособить марксизм к армян­ской действительности, и в особенности к задачам развития бур­жуазных отношений в Западной Армении.
«Андес» проделал определенную работу по распространению марксизма. В «Андесе» в переводе на армянский язык было опубликовано исследование Ж. Жореса «Социализм и крестьяне» (речь, произнесенная во французском парламенте в 1897 году, на засе­даниях 19, 20 июня и 3 июля).
В серии статей «Социализм – теория и тактика» Е. Палян под­черкивает, что в конце 40-х годов два прогрессивных мыслителя – Карл Маркс и Фридрих Энгельс приступили к изучению сущности «Современных общественных явлений, процесса их развития, клас­совых и социально-политических отношений, заложили основу и развили новые идеи и понятия, известные сейчас под названиями марксизм, научный социализм и социал-демократизм. Интерес­на была также статья «Вильгельм Либкнехт».
Знакомясь с процессом распространения марксизма в армян­ской действительности, мы видим, что в последней четверти XIX века в этой области были отмечены большие изменения и достиже­ния. Обучавшиеся в России и заграницей студенты, знакомясь с идеями марксизма, с принципами социалистической идеологии, с социалистическим рабочим движением, принимают активное участие в распространении марксизма в армянской среде. На армян­скую молодежь, как мы видели, непосредственно оказывали боль­шое влияние труды К- Маркса и Ф. Энгельса, а также видных деятелей социалистического движения – А. Бебеля, В. Либкнехта, К. Каутского, П. Лафарга, и в частности, Г. Плеханова, которые пе­реводились на армянский и распространялись среди армянского населения. Армянские студенты находились в тесной связи с Г.. Плехановым, влияние которого было большим.
Распространение марксизма в армянской среде началось в ус­ловиях подъема освободительной борьбы армянского народа про­тив султанского господства, что не могло не сказаться на этом процессе.
Не все последователи марксизма 90-х годов выступали с пролетарских позиций. Некоторые даже пытались, прикрываясь марксистской идеологией, использовать идеи марксизма в узконациональных целях. Но, несмотря на все это, остается фактом, что с 90-х годов XIX века идеи марксизма стали проникать в ар­мянскую среду и, найдя там благоприятную почву, за короткий период получили широкое распространение.
Чтобы с точки зрения армянских материалов полнее осветить вопрос о распространении марксизма в Турции, необходимо так­же коснуться деятельности партии Дашнакцутюн.
Дашнакцутюн, как и партия Гнчак, считала своей первооче­редной основной задачей «экономическое и политическое» осво­бождение Турецкой Армении. В опубликованном в 1890 году «ма­нифесте» Дашнакцутюн, обращаясь к армянскому народу, «приг­лашает его стать под его знамя». Поставив перед собой цель по­литического и экономического освобождения Турецкой Армении, «Дашнакцутюн вступила в борьбу, которую начал народ против ту­рецкого правительства, дав клятву до последней капли крови бо­роться за освобождение родины». А в программе, принятой в 1892 году, определенно сказано: «Цель армянской партии Даш­накцутюн – добиться посредством восстания политической и эко­номической свободы».
В Программе Дашнакцутюн, в отличие от гнчакской, не было выдвинуто требование о независимости Армении в целом, и даже Турецкой Армении. В Программе говорится об этом: «Турецкая Армения должна составить неотделимую часть османского консти­туционного государства, основанного на широкой автономии». Что касается Русской Армении, то в Программе о ней ничего не говорится. Руководители партии Дашнакцутюн считали, что национальная независимость армян в условиях России – «сущий бред».
Как видим, партия Дашнакцутюн стремилась к армянской ав­тономии в границах турецкого государства. Что касается социа­листических вопросов, основатели партии Дашнакцутюн с самого начала выступили против идей социализма, мотивируя тем, что «неестественно выдвигать перед Арменией подобного рода зада­чи». Они находили, что выдвижение требований социализма отпугнет от партии армянскую буржуазию и капиталистические го­сударства, на которые она намеревалась опираться.
В период создания партии Дашнакцутюн шли переговоры с руководителями партии Гнчак о создании единой партии. И если это объединение не состоялось, то в основном из-за принципиального расхождения в вопросах, касающихся теории социализма. Гнчакская партия находила, что в программе объединенной пар­тии обязательно должен найти место пункт о социализме как конечной цели. Дашнакская же партия выступила против этого. Из­вестны слова основателя и руководителя дашнакской партии К. Микаеляна о том, что для армянского народа вопрос «прибавочной стоимости» – это вопрос «прибавочной крови». «У нас нет пролета­риата и буржуазии, у нас есть угнетатели и угнетенные», – писал один из руководителей дашнакской партии Г. Хажак. Причем, под понятием «угнетенные» он имел в виду весь армянский народ, а под понятием «угнетатели» – весь турецкий народ.
В редакционной статье первого номера «Дрошак» партия утверждала, что социализму нет места в Западной Армении. Кри­тикуя партию Гнчак, «Дрошак» пишет, что она «не может быть солидарна с теми, кто пытается осуществить ту общественную ор­ганизацию, из-за которой можно в настоящее время бороться лишь, в Западной Европе, и поскольку в Турции нет развитой промышленности и крупной индустрии, ставить перед собой такие задачи попросту нереально».
В 1891 году в 14-м номере «Гнчак» опубликовала статью А. Назарбека, который подверг уничтожающей критике подобных теоретиков партии Дашнакцутюн.
Однако последующее развитие событий внесло определенные изменения и в политику партии Дашнакцутюн.
Усиление социалистического рабочего движения и переход «го центра в Россию постепенно изменили политику партии Дашцутюн по отношению к марксизму. В конце XIX и начале XX века социалистическое рабочее движение в России получило большой размах. Естественно, это не могло не отразиться на по­литике тех партий, которые так или иначе были связаны с русской действительностью. Заметные изменения в политике партии Даш­накцутюн были результатом влияния развернувшегося в России мощного революционного социалистического рабочего движения. Анализ материалов дашнакской печати показывает, что отно­шение этой партии к теории марксизма с конца XIX – начала XX вв. стало претерпевать изменения.
В 1898 году газета «Дрошак» публикует статью «Победа про­летариата», в которой впервые говорится об успехах рабочего и социалистического движения. Газета пишет, что на последних парламентских выборах во Франции, Бельгии, и в особенности в Гер­мании, пролетариат добился больших успехов. «Социал-демокра­та – пишет «Дрошак», – несмотря на козни со стороны правительства и реакционеров, несмотря на лютую и беспощадную борь­бу, которую ведут против нее все объединившиеся буржуазные партии, победила. И эта победа знаменует мощное поступательное движение социализма».
Интересен тот факт, что улучшение положения трудящихся партия Дашнакцутюн связывает с деятельностью социал-демо­кратии и утверждает, что как в промышленных городах, так и в деревнях будущее за социализмом.
Эта статья свидетельствует о том, что уже в конце XIX века политика партии Дашнакцутюн но отношению к социализму, со­циалистическому движению начала претерпевать некоторые изменения. Таких статей не много, но тем не менее они начинают по­являться. Вторая такого рода статья появляется в печати уже в 1901 году. С третьего номера этого года публикуется серия статей под названием «Девятнадцатый век» (политическое и социальное обозрение), в которых анализируется общественно-политическая жизнь XIX века. Газета восхваляет французскую буржуазную ре­волюцию 1789 года и затем останавливается па роли революции в жизни общества. «Идея революции, – пишет газета, – по естест­венному и нерушимому закону развивается и распространяется среди угнетенных народов. Брожение умов охватывает универ­ситеты, армию и низшие народные слои, которые особенно стра­дают от тирании. Из тьмы и рабства рождается новая, обновлен­ная, мужественная, идейная Европа, и миссия этой молодой Европы – вести народы к социально-политическому освобожде­нию». В серии статей затем подробно излагаются происшедшие в Европе революционные события. Газета, в частности, останавливается на освещении развернувшихся во Франции социалистичес­ких движений.
Затем в статье исследуются точки зрения Прудона, Лассаля после чего автор пишет: «И наконец появился Маркс, крупнейший социалистический философ XIX века, который с более мощной си­лой, чем его два предшественника, нанес смертельный удар по всей системе капиталистического общества». И так было созда­но «то мощное движение, которое известно цивилизованному миру под именем социализма. Он вырос, развился и исполинскими шага­ми покорил погрязшие в нищете рабочие массы, проник во все уголки земного шара, где затаился капитал со своими разрушения­ми и грабежами».
Хотя в статье отсутствует четкость анализа, марксизм не от­деляется от предшествующих социалистических учений, тем не ме­нее, газета партии Дашнакцутюн такими публикациями объектив­но способствовала пропаганде теории марксизма, социалистичес­ких идей, пропаганде социалистического движения.
«Дрошак» уделяла большое место и международным социа­листическим конгрессам. 1 октября 1891 года в Париже от­крылся первый конгресс социалистической печати. Редакция га­зеты «Дрошак» также официально была приглашена на конгресс, на котором вместе с другими вопросами обсуждался армянский вопрос. Конгресс по армянскому вопросу принял следующее ре­шение: «1. Конгресс призывает международную социалистическую печать в широком масштабе обнародовать ужасные погромы организованные султаном Хамидом, с целью истребления армян­ского народа, предать огласке все чудовищные преступления, ко­торые совершил этот деспот против народов, живущих в его госу­дарстве, имея пособником буржуазные правительства. 2. Социа­листическая печать постарается добиться вмешательства великих держав, направленного исключительно против султана с целью установления в Турецкой Армении сносного режима для всех граж­дан Османской империи, невзирая на национальность и различия в религии». На конгрессе выступил делегат от партии Дашнак­цутюн.
В дашнакской печати с течением времени все больше места отводится вопросам социалистического, пролетарского движения, пропаганде марксизма. «Дрошак» на своих страницах освещает извернувшееся в России революционное движение. Если как мы видели выше, в начальный период она освещала лишь теоретичес­кие вопросы, то вскоре она стала останавливаться также на от­дельных фактах революционного движения в России. В четвертом номере «Дрошака» за 1901 год публикуется статья «Первое мая в Тифлисе». В статье отмечается, что «в Тифлисе Первомай отме­чается уже 3 – 4 года. Большое количество брошюр социалистичес­кого содержания на русском, грузинском и армянском языках, ра­бочие собрания, лекции, устная пропаганда – вот те средства, ко­торые весьма способствовали пробуждению самосознания рабо­чих. «В праздновании Первомая в 1900 году приняли участие 400 рабочих разных национальностей.
Описывая празднование Первомая в 1901 году, газета пишет: «В 11 часов число рабочих перешло за тысячу. По условному сиг­налу над толпой взвилось красное знамя. Раздались возгласы: «Да здравствует республика! Да здравствует свобода! Да здрав­ствует 8-мичасовой труд!» и т. д. На русском, грузинском и армян­ском языках на знаменах были вышиты призывы из «Манифеста» – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Восьмичасовой рабочий день!».
Газета знакомила читателя с мероприятиями Парижской ком­муны в социально-экономической области, рассказывала о том, что первым декретом социалистического строительства была замена постоянной армии всеобщим вооружением французских граждан, особый декретом церковь отделялась от государства, было объяв­лено бесплатное обучение для народных масс, гильотина была тор­жественно сожжена на площади, 16 апреля был принят декрет о передаче фабрик, всех отраслей промышленности в руки самих рабочих. «Это было первой зарей будущего человеческого общест­ва, – пишет газета, – которая так неожиданно взошла над разва­линами Парижа, мгновенно озарив светом блуждающее в потем­ках человечества и погасла. Она была преждевременной». С болью и гневом газета пишет о войсках Версаля, потопивших Фран­цию в море крови. Статья заканчивается следующим выводом: «Никогда пролетариат и буржуазия не сталкивались с такой ярос­тью. Никогда между двумя противоборствующими классами не зияла такая глубокая пропасть. «Кровавая суббота» – так назы­вается этот печальный период массового истребления во француз­ской истории. Она записана кровавыми буквами. Может ли проле­тариат забыть эти дни? Может ли он без ненависти вспоминать их?.. Каждый год, в годовщину этой кровавой субботы, вы уви­дите большие легионы рабочих, направляющихся со знаменами и венками к кладбищу «Пер Лашез», чтобы почтить память погиб­ших коммунаров... и поклясться над их могилами в верности идеям революции и солидарности, поднятому коммуной красному зна­мени».
Обойти вышеизложенный материал – значит обеднить чрез­вычайно сложную и разностороннюю историю распространения марксизма. В конце концов, та простая истина, что и непролетар­ские мелкобуржуазные партии в той или иной мере участвовали в деле распространения социалистических марксистских идей – исто­рический факт, который необходимо серьезно изучить. Надо отме­тить, что этот процесс не ограничивается историей конца XIX и, начала XX веков. Этот чрезвычайно интересный, разнохарактер­ный процесс продолжался и в дальнейшем, сейчас он происходит во многих странах мира.
Вот почему историю распространения марксизма в Турции необходимо изучить разносторонне, не обходя богатый материал, который представляет нам история различных партий. Только та­ким путем можно создать целостную научную историю распростра­нения марксизма в Турции.
В этом смысле необходимо серьезно исследовать деятельность таких партий, как Гнчак и Дашнакцутюн. Несмотря на то, что гнчакисты и дашнаки подходили к проблеме пропаганды марксизма с разных позиций, тем не менее объективно обе эти партии участ­вовали в распространении социалистических идей. При этом надо учесть то обстоятельство, что партия Гнчак с самого начала счита­ла себя марксистской и была убеждена в этом. Она и сейчас пуб­лично заявляет о своей принадлежности к марксизму. Дашнакская же партия в начальный период своей деятельности отвергала со­циализм, а впоследствии, под влиянием развития социалистичес­кого движения, приняла социалистическую окраску, попыталась использовать социализм в решении «армянского вопроса», впрочем, никогда не претворяя в жизнь марксистские взгляды. Но даже такая причастность к социалистическому движению позволила пар­тии Дашнакцутюн принять участие в конгрессах, организованных международными социалистическими организациями, и выдвигать на них армянский вопрос.
Об участии партии Дашнакцутюн в Парижском конгрессе мы уже говорили. 26 сентября 1901 года редакция «Дрошак», об­ратившись в Брюссельское международное социалистическое бю­ро с пространным письмом, напомнила о решении Парижского» конгресса и попросила социалистов-делегатов парламентов обра­титься с общим призывом и сделать своим правительствам запрос об их отношении к армянскому вопросу. В ответ на свое письмо редакция газеты 18 октября получает следующее письмо: «Граждане, исполнительное бюро сегодня же публикует призыв к организованному пролетариату в пользу армян. В этом призыве бюро просит социалистов – делегатов европейских парламентов возбудить этот вопрос. Вы получите экземпляры этих призывов. Просим немедленно отправить нам 40 экземпляров брошюры «Армянский вопрос», чтобы мы послали членам нашего бюро,
С братским приветом – В. Серви».
И действительно, 18 октября публикуется призыв социалисти­ческого бюро, направленный рабочим организациям всех стран. К сожалению, этот важный документ остался вне поля зрения не только востоковедов, но и специалистов по истории армянского на­рода.
В документе говорится: «Из Армении до нас доходят трагич­ные вести. После погромов 1894 – 1896 годов, унесших жизни бо­лее 300 тысяч армян, казалось, что турецкое правительство, глу­боко ответственное перед всем миром, не попытается вновь совер­шить преступление. Те события, которые недавно произошли в до­лине Муша и в Сасунских горах, подтверждают, что это предпо­ложение было ошибочным. Если не будет вмешательства, преступ­ная политика Абдул Хамида может иметь более страшные послед­ствия.
Перед лицом преступного бездействия европейских правитель­ств социалистическая демократия не может равнодушно взирать на эти чудовищные деяния, которые совершаются или совершатся в турецких вилайетах Армении».
Затем в документе приводится решение Парижского междуна­родного социалистического конгресса о Турецкой Армении и до­бавляется: «Результат этого решения должен выразиться в том, чтобы пролетарская и международная солидарность использовала все имеющиеся под ее рукой средства...
Необходимо, чтобы вмешательство наших делегатов в парла­ментах было решающим и чтобы они напомнили своим правитель­ствам об их обязательствах или же выявили их причастность к совершающимся преступлениям, которая выражается в их бездей­ствии».
В своем призыве социалистическое бюро встает на защиту за­падных армян: «Необходимо, чтобы международный социализм – защитник всех угнетенных, невзирая на вероисповедание, не жалел сил и средств в создании общественного мнения против злодей­кой политики Абдул Хамида», – отмечается в тексте.
В документе говорится, что после хамидовских погромов в Армении ничего не изменилось: продолжаются грабежи, насилова­ние девушек и женщин, сжигаются деревни, убивают людей. Погромы продолжаются в Битлисе, Муше и Баязете. Страх и ужас вселился в сердца людей, у которых отняли оружие, всякое сред­ство для защиты. Одновременно социалистическое бюро осуждает все европейские партии, на глазах которых проводится политика истребления армянского народа. В конце документа социалисти­ческое бюро обращалось к трудящимся мира со следующим призы­вом: «Правительство Абдул Хамида при посредничестве некоторых газет пытается организовать заговор молчания вокруг армянского вопроса.
На ваших делегатов и на газеты возлагается обязанность по­мешать ему, обличить его преступления и выразить свои симпатии, воодушевив тех, кто страдает и борется за право на жизнь.
Ваши делегаты в международном бюро уверены в том, что вы выполните это поручение».
Призыв социалистического бюро нашел широкий отклик среди международных социалистических партий. Откликнувшись на при­зыв Брюссельского международного социалистического бюро, руководство французской социалистической партии опубликовало манифест в защиту армянского народа, направленный трудящимся массам Франции.
В манифесте описывалось тяжелое положение, в котором на­ходится армянский народ. Массовые погромы, грабежи, разруше­ния, насилования, насильственное обращение в магометанскую ве­ру. «Спрашивается, – говорится в манифесте, – как народ терпит это? Почему он не пытается подняться против угнетателей и мощ­ным ударом покончить с ними? Но, как говорится в отчете, представленном конгрессу мира в Глазго, армяне не могут противостоять грабежам и убийствам, ибо они безоружны. У них отнимают даже ножи. Между тем как все турки и курды отлично воору­жены».
Французские социалисты находили, что в создавшихся усло­виях «армяне для курдов и турок – беззащитная дичь, которую они хватают, истязают, рвут на куски. Страдания жертв доставляют им неописуемое удовольствие». Авторы «Манифеста» считали, что ев­ропейские государства осведомлены о творящихся в Турецкой Ар­мении неслыханных варварствах и бесчинстве, но они безучастно молчат и этим своим безразличием и молчанием покрывают прес­тупления, совершаемые по приказу султана.
В «Манифесте» излагалось содержание 61-й статьи Берлин­ского договора и план майских реформ 1895 года. В «Манифесте» говорилось: «Мы требуем сегодня, чтобы они вспомнили о существовании этого договора и действовали согласно ему, мы требуем, чтобы французское правительство осознало свой долг и применило свое право, чтобы оно вышло из состояния равнодушия и сделало тот жест, который может спасти жизни сотен тысяч людей и, мо­жет быть спасет целую нацию от истребления».
Французские социалисты, указывая, что чудовищная опас­ность нависла над армянским народом, резко критиковали капиталистические государства и, в частности, Францию за преступную политику, применяемую в отношении Турецкой Армении, и призывали спасти армянский народ.
В «Манифесте» говорилось: «Согласно решению международного социалистического конгресса 1900 года международное социалистическое бюро обратилось к социалистическим партиям всех стран, с тем чтобы они повлияли на парламенты и правитель­ства своих стран, чтобы эти государства положили конец резне в Армении. Через 15 дней со сцены Делегатского собрания прозвучит протест нашей партии с требованием к нашему правительству вы­полнить свой долг. Мы не сомневаемся, что и другие парламенты и наши зарубежные друзья выдвинут те же задачи и будут дейст­вовать в том же духе. Согласно желанию международного бюро, социалисты других стран посредством печати, собраний должны ознакомить общественное мнение с армянским вопросом.
Необходимо, чтобы вся наша социалистическая партия едино­душно заставила прислушаться к своему голосу.
Трудящиеся, социалисты, стремитесь к тому, чтобы слово меж­дународного конгресса не расходилось с делом.
Общая комиссия».
Таким образом, как свидетельствуют приведенные документы, международное социалистическое движение выступало в роли за­щитника освободительной борьбы угнетенных народов, в частности армянского народа, резко критикуя неслыханные преступления ту­рецкой деспотии.
Благодаря армянским политическим партиям армянский воп­рос вошел в число первоочередных вопросов международного со­циалистического движения и с конца XIX – начала XX веков постоянно находился в сфере деятельности этого движения. В истории армянского народа настало время, когда социалистическое движе­ние стало играть роль в его жизни. Это обстоятельство, с одной сто­роны, было связано с пропагандой социалистических идей нацио­нальными мелкобуржуазными партиями, с другой – с ролью, кото­рую играл армянский вопрос в сфере международного социалисти­ческого движения. Эти два обстоятельства были взаимосвязаны. Армянские политические партии подняли армянский вопрос до уровня международного социалистического движения, надеясь на его по­мощь в решении этого вопроса. Почувствовав сочувственное отно­шение партий и организаций международного социалистического движения, они еще более усилили социалистическую пропаганду. Вполне понятно, что публикация в армянской печати докумен­тов, с которыми международные социалистические организации выступали в защиту армянского народа, в свою очередь сыграли большую роль в пропаганде идей социалистического движения и создавали благоприятные условия для распространения марксистских идей.
Так, уже в самом начале 1901 года «Дрошак» писала о социа­лизме: «С первых веков христианства европейская цивилизация не видела столь мощного всемирного движения. Когда вы присутствуе­те на международных социалистических конгрессах, где даже са­мые малые народы, недавно вырвавшиеся из турецкого ада, имеют своё достойное место, когда «Марсельеза» или «Интернационал» сотрясают своды огромных залов, в этом священном ликовании вас охватывает какое-то трепетное чувство и перед глазами в ту­мане будущего предстает человеческий род, о котором с древних времен мечтали пророки человечества».
Почти все видные деятели международного социалистического движения обращались в своей деятельности к армянскому вопросу, беря под защиту армянский народ. К ним относятся Ф. Энгельс, Ж. Жорес, Ж. Гед, К. Каутский, В. Либкнехт, Г. Плеханов, Э. Бернштейн, К. Либкнехт, Р. Люксембург, А. Бебель и др.
Позиция К. Либкнехта и Р. Люксембург в вопросе путей осво­бождения армянского народа освещена в специальной интересной работе Г. Б. Гарибджаняна. В ней говорится: «Имена Карла Либ­кнехта и Розы Люксембург дороги армянским трудящимся. Еще в 90-е годы XIX века, когда Либкнехт и Люксембург только вошли в водоворот революционной борьбы и, вооружившись марксизмом, встали под знамя пролетарского интернационализма, они уже бы­ли знакомы с национально-освободительной борьбой армянского народа, в частности с его неравной, но героической борьбой против турецкого деспотизма, лично были знакомы с армянскими революционными деятелями». Автор подробно анализирует серию ста­тей Р. Люксембург «Национальная борьба в Турции и социал-де­мократия», которая публиковалась в Дрездене в октябре 1896 го­да в «Саксонском рабочем журнале». В ней Р. Люксембург с присущей ей глубиной и принципиальностью анализирует происходящий в Турции процесс национальной борьбы, определяет пути освобождения для народов, находящихся под турецким игом. Выдвину­тые и обоснованные ею положения были одобрены международной социал-демократией и легли в основу ее политики. С какой исход­ной программой выступала Р. Люксембург? Анализируя внутрен­нюю политику Турции, в особенности национальные отношения, Р. Люксембург показывала чудовищное положение, в котором находились в Турции христианские народы. С большим возмуще­нием она говорила о том, что в печати еще недавно Турция пред­ставлялась сказочной страной, где разные народы веками мирно живут бок о бок в стране самой совершенной автономии и где лишь вмешательство западной дипломатии искусственно пытается выз­вать недовольство, пытаясь убедить счастливые народы Турции в том, что их, мол, нещадно угнетают, что в то же время эта дипло­матия мешает невинному агнцу султану осуществить свои неодно­кратно одобренные реформы[39]. «Эти утверждения, – пишет Р. Люк­сембург, – основаны на глубоком незнании условий».
Р. Люксембург критиковала партийную печать, в которой за­частую наблюдается стремление представить события в Турции как результат дипломатических манипуляций, в частности со стороны России, и что описываемые в печати турецкие ужасы – лишь – плод воображения, а армянские восстания – дело рук агентов, куп­ленных на русское золото». Эта ошибочная позиция, писала Р. Люксембург, сразу бросается в глаза, и она принципиально ни­чем не отличается от буржуазной.
Анализируя социально-экономические, политические и нацио­нальные отношения в Турции, автор статьи приходит к выводу, что «Турция не в состоянии возродиться как единое целое» и эво­люция вышеупомянутых негативных процессов «привела к естест­венному стремлению разных народов освободиться от целостности и независимым существованием инстинктивно выискивать более высокие пути социального развития. Таким образом, был вынесен исторический приговор Турции – разложение».
Р. Люксембург, анализируя с позиций марксистской методоло­гии внутреннее и внешнее положение Турции, в качестве благо­приятной предпосылки дальнейшего развития социальных и национальных отношений этой страны предсказывала ее разложение, и отделение от нее угнетенных наций, в частности – христиан. «Основа турецкой деспотии расшатывается. Однако нет благоприятных условий для современного развития этого государства. По этой причине она должна погибнуть не кал форма правления, а как государство, вследствие не классовой борьбы, а национальной. Это будет не возрожденная Турция, а несколько новых государств, от­члененных от ее тела», – отвечала она.
Последующее развитие исторических событий показало, что мысли великого революционера – неоспоримая истина. Из-под владычества Турции вышли и создали независимые государства все христианские народы, кроме армян. Р. Люксембург, конечно, в те годы не могла и предположить, что посредством геноцида мо­жет быть уничтожен весь народ, что потом можно будет заявить: нет армянского вопроса, поскольку в Турецкой Армении нет ни одного армянина.
В статье Р. Люксембург есть специальная глава об отноше­нии социал-демократии к развернувшейся в Турции освободитель­ной борьбе. Р. Люксембург писала об этой весьма важной пробле­ме: «Какую позицию должна занять социал-демократия в проис­ходящих в Турции событиях? Социал-демократия принципиально всегда была сторонником освободительных стремлений. Христиан­ские пароды, в данном случае армяне, хотят освободиться из-под ига турецкого господства, и социал-демократия должна безогово­рочно принять это. Социал-демократия должна выступить в поль­зу восставших, а не против них».
Защищая стремление христианских народов освободиться из-под ига Турции, Р. Люксембург обосновывала это практическими интересами социал-демократии, которые сформулированы в следую­щих трех пунктах:
Первый. Освобождение христианских стран от Турции оз­начает прогресс в международной политической жизни. Турция тормозит общее политическое развитие. Освобождение христиан­ских наций разоблачит буржуазную политику, утверждающую, что она «покровительница христиан», выявит ее истинную суть и не­прикрытые разбойничьи интересы. А это будет способствовать делу социал-демократии.
Второй. Отделение христианских стран от Турции представ­ляет собой прогрессивное явление, социальное развитие. Ибо по­добное отделение – единственный путь, по которому можно дойти до более высоких социальных реформ. Пока какая-либо страна нахо­дится под владычеством Турции, там и речи не может быть о сов­ременном капиталистическом развитии. Отделенные от Турции страны будут втянуты в общий водоворот капиталистического раз­вития. Такого очевидного прогресса достигли Греция и Румыния того дня, как они отделились от Турции. Вследствие буржуазно­го развития в этих странах постепенно будет подготовлена почва для современного рабочего движения и социал-демократия кровно заинтересована в том, чтобы социалистическое движение по возможности охватило все страны.
Как видим, слова Р. Люксембург оказались пророческими, в них проявилась могущественная сила марксистской теории. В са­мом деле, в освобожденных от турецкой тирании странах указан­ные Р. Люксембург процессы уже привели к победе социалистичес­кого строя, а в других все еще господствуют капиталистические отношения, в условиях которых развились социал-демократия, коммунистическое движение, революционная борьба рабочего класса. Между тем, к сожалению, социал-демократическое, коммунис­тическое движение в Турции, в условиях дикого насилия и произвола, слабо развито, а коммунистическая партия запрещена, и ее руководство действует за границей.
Третий. Процесс разложения Турции тесно взаимосвязан с вопросом русского господства в Европе. Анализируя экспансио­нистскую политику русского царизма, Р. Люксембург писала: «Ес­ли порабощенные Турцией народы являются союзниками России, то освобожденные из-под турецкого ига народы – ее истинные вра­ги». Р. Люксембург высказывает мнение, что русский царизм? делает все для того, чтобы захватить проливы, не останавливаясь на этом пути ни перед чем. Из необходимости преградить путь рос­сийской реакции вытекает – почему мы ратуем за освобождение христиан от Турции, а не за сохранение целостности Турции. «По нашему мнению, – писала она, – в процессе разложения Турции на­до найти средство против продвижения русской реакции».
Закончив анализ вышеуказанных вопросов, Р. Люксембург заключала, что интересы социал-демократии полностью совпадают с изложенными принципами. Одновременно с позиций социал-демократии, исходя из необходимости разрешения восточного вопроса, составной частью которого был армянский вопрос, Р. Люк­сембург приходит к следующим выводам:
1. Процесс разложения Турции надо принять как действитель­ный, не думая о том, что его можно или нужно приостановить.
2. К стремлению христианских народов к самоопределению надо относиться с полной симпатией.
3. Это стремление надо приветствовать в первую очередь как средство, направленное против русского царизма, твердо высту­пать за их независимость как против России, так и против турок.
Эта статья по своему характеру была программной и стала ис­ходной точкой для международного социалистического движения как в восточном, так и в являющемся его составной частью армян­ском вопросе. Вопрос об освобождении Турецкой Армении был введен в сферу международного социалистического движения.
Народные массы были весьма заинтересованы в исходе осво­бодительной борьбы, и любой посвященный этому вопросу доку­мент мгновенно распространялся. В этом смысле не являются исключением и важнейшие документы международного социалисти­ческого движения.
В 1908 году, после турецкой буржуазной революции, на корот­кое время создались благоприятные условия для развития социа­листического движения в Турции и пропаганды идей марксизма.
Первые социалистические группы были созданы осенью 1908 года. В Македонии социалистическое движение развивалось под влиянием болгарской рабочей социал-демократической партии тесняков. Социал-демократическое движение носило сравнительно активный характер в Салониках. Там действовало несколько социал-демократических групп, которые работали самостоятельно. Одна из них возглавлялась сторонниками тесняков, другая – анархо-либералами (сторонниками широких социалистов). В начале ок­тября 1908 года эти группы объединились в одну организацию, объявив о своем намерении создать единую партию, войти в контакт с Международным социалистическим бюро и бороться за ин­тересы рабочего класса в Османской империи. Эта группа начала издавать своп печатный орган «Работник». Однако вскоре после внутренних политических разногласий и раскола группа была рас­пущена. В конце 1909 года в Салониках действовали вышеупомя­нутые группы и «Еврейский рабочий клуб». В середине марта со­циал-демократическая группа анархо-либералов и организация «Еврейский рабочий клуб» слились в единую организацию под наз­ванием «Социалистическая федерация». Эта организация носила оппортунистический характер, входила в состав II Интернационала и проводила его политику. «Социалистическая федерация» имела свой печатный еженедельный орган – «Рабочую газету», всего де­вять номеров которой вышли в период с 14 августа 1909 года до октября того же года. Первые четыре номера выходили на турец­ком, болгарском, греческом и еврейском языках, а последние пять – на болгарском и еврейском языках. В начале января 1909 года в Ускюбе болгары создали еще одну социал-демократическую группу.
Как видим, вышеуказанные группы не были турецкими и их (создатели не были по национальности турками. А. Д. Новичев пи­шет- «При изучении истории социалистического движения в Тур­ции особое внимание привлекает вопрос о возникновении социа­листических организаций в турецкой национальной среде. К сожалению, в распоряжении историка, интересующегося этим вопро­сом еще нет достаточных данных, и его можно решить лишь пред­варительно».
А. Д. Новичев, как и его предшественники, считает, что пер­вая социалистическая организация была создана в сентябре 1910 года в Стамбуле. Она называлась «Османская социалистическая партия» (ОСП). ОСП имела свои печатные органы. Однако они выходили нерегулярно. Еженедельная газета «Иштирак», будучи центральным печатным органом этой партии, несколько раз закры­валась и выходила под разными названиями. Газета выходила с 26 февраля 1910 года до середины июня того же года. Затем ее издание было запрещено правительством. С начала сентября она начала издаваться вновь – на это раз как центральный орган Ос­манской социалистической партии, однако с середины сентября она вновь была закрыта. А. Д. Желтяков пишет: «До конца 1910 года издание органов ОСП прерывалось еще три раза и трижды менялось их название... Таким образом, с сентября по декабрь 1910 года органами ОСП были четыре газеты, но вышли они всего в десяти номерах, не более чем в трех номерах каждая». ОСП подвергалась репрессиям со стороны младотурок. Один из ее руководителей был убит в Стамбуле, другие – сосланы.
А. Д. Новичев следующим образом характеризует создав­шееся положение: «Таким образом, не распустив партию, но обез­главив ее, младотурки фактически привели ее к бездействию. Деятельность Османской социалистической партии была кратковре­менной и не могла оставить серьезных следов. Ее связи с рабочими были все же слабыми. Руководители этой партии не были марк­систами, как это видно из их программы, и не могли быть подлин­ными руководителями турецких рабочих».
А о том, как члены турецкой социалистической партии пропа­гандировали марксизм, дают представление приводимые Г. Алие­вым выдержки из газет ОСП. Он подчеркивает, что «турецкие социалисты искажали суть марксизма, они утверждали, что между марксизмом и догмами мусульманского шариата нет почти никаких разногласий и, следовательно, истинный мусульманин дол­жен быть ортодоксальным социалистом».
Многие из пропагандистов этой партии стремились доказать что сам Мухаммед был сторонником равноправия и свободы. Можно согласиться с Э. Гасановой в том, что «первые турецкие социалисты были очень далеки от марксистских идей и вообще от интересов пролетариата».
В 1910 году Османская социалистическая партия была раз­громлена. Несмотря на прогрессивное начало деятельности Осман­ской социалистической партии, исходя из вышеуказанного, нельзя переоценивать ее значение. После разгрома в 1910 году этой пар­тии в Македонии была предпринята попытка создать единую со­циал-демократическую партию Турции. В Салониках состоялась конференция, в которой приняли участие представители от социа­листических организаций Салоник, Битоля, Скопле, Белеса и Стам­була. Участвовал также представитель сербской социал-демократической партии. На конференции в Салониках возникли идейно-тактические и организационные разногласия, которые не позволи­ли тогда создать единую социалистическую партию Турции».
Так на сегодняшний день представлено в туркологической ли­тературе социалистическое движение в Турции.
Невольно напрашивается вопрос: неужели 2,5 миллионное ар­мянское население Турции со своими политическими, партиями и организациями не принимало никакого участия в социалистиче­ском движении? Чем объяснить, что в деталях исследуется социа­листическое движение в Македонии, слабое турецкое социалисти­ческое движение в Македонии всячески превозносится, а армян­ское обходится молчанием и предается забвению? А между тем, участие армян в социалистическом движении Турции было доволь­но широким.
Еще в 1925 году М. Павлович, говоря о действующих в Турции накануне революции партиях, упоминал также социал-демократи­ческую партию Гнчак и партию Дашнакцутюн.
Из советских туркологов лишь В. Шпилькова писала об учас­тии армян в социалистическом движении: «В Восточной Анатолии возникла социалистическая группа турецких армян, которая осенью 1908 года была принята в ряды II Интернационала. В ок­тябре 1908 года на заседании Международного социалистического бюро II Интернационала присутствовал делегат от социалистической группы турецких армян». К сожалению, из столь малосказанного В. И. Шпильковой не ясно, что это за социалистическая армянская группа, которая действовала в Восточной Анатолии, с какой программой эта группа выступала, что она сделала, какие органы печати имела и т. д.?
Касаясь этих вопросов, А. Д. Новичев пишет об участии армяк в социалистическом движении. «Одним из наиболее примечатель­ных явлений социалистического движения в Турции в рассматриваемый период было существование в палате депутатов Осман­ской империи социалистической группы. В палату депутатов, вос­становленную революцией и открывшуюся 2 ноября 1908 года, прошло Несколько депутатов-социалистов. Большинство из Них были армяне (Ваан Папазян, Амбарцумян, Бояджян, Пастырмаджян, Тагаварьян, Артак Панасян). Были социалисты и среди депутатов из Армении».
«Когда младотурецкое правительство начало репрессии про­тив социалистов, арестовав некоторых видных социалистов, в Са­лониках по этому поводу был организован массовый рабочий митинг. Для участия на митинге из Стамбула в Салоники выехали в качестве делегатов социалисты-депутаты Влахов и Папазян». Если подавляющее большинство депутатов-социалистов в пар­ламенте было представлено армянами, то, следовательно, в Запад­ной Армении и других районах Турции с армянским населением должно было существовать довольно сильное социалистическое движение. Однако А. Д. Новичев довольствуется данными, взяты­ми из книги Т. Тунайи, не пытаясь выяснить, кто же были социа­листы-депутаты, откуда они были избраны, членами какой партии или организации они состояли. Ответы на эти вопросы дают весь­ма богатые материалы, которые хранятся в архивах и библиоте­ках Армянской ССР. Так, например, в архиве армянского филиала ИМЛ хранится очень интересный документ, который в определен­ном смысле проливает новый свет на проблемы социалистического движения в Турции. Согласно этому документу, в конце октября 1908 года из Закавказья в Константинополь прибыл один из активных членов РСДРП (меньшевик) Г. Казикян с целью развер­нуть в Турции социалистическое движение и создать социалисти­ческую партию. После пятимесячной работы в Стамбуле он в 1909 году (30 марта) обращается с письмом к одному из старейших членов РСДРП Г. Караджяну с просьбой выслать ему материалы для основанной им в Константинополе газеты «Нор осанк» («Но­вое течение»). Об этом он пишет следующее: «...Мы, группа еди­номышленников, приступили к изданию еженедельника пока еще на армянском языке, а в случае его успеха – и на турецком». Для социалистической деятельности и поднятия классовой созна­тельности пролетариата Г, Казикян просит Г. Караджяна: «Сооб­щи всем без исключения нашим товарищам в России, начиная с Плеханова, чтобы они не обделяли нас своей поддержкой. Высы­лайте на русском языке и, если можно, и на других языках важные социалистические издания, чтобы мы могли руководствоваться ими». В письме подчеркивается, что газета «Нор осанк» – первый в Турции социал-демократический орган. Когда писалось это письмо, первый номер газеты вышел уже в свет, готовились к выпуску следующие номе­ра. Примечательно и то, что армянскими социал-демократами создается профсоюз типографских работников, который может быть причислен к международным рабочим союзам. Создаются другие организации подобного типа, и число их увеличивается с каждым днем. Из приведенных в письме фактов самый важный тот, который говорит о том, что у истоков создания Османской социалисти­ческой партии стояли армянские социал-демократы. Автор пись­ма сообщает об этом следующее: «Мы прилагаем все усилия для создания общетурецкой социалистической партии в самом широком смысле этого слова, а именно – Османской социалистической пар­тии без различия национальностей».
Подобных документов, которые меняют наши представления о развернувшихся в Турции социалистических движениях, довольно много. К сожалению, они не стали еще предметом исследования. Перейдем к краткому изложению истории социалистического движения в Западной Армении и во всей Турции в период после победы младотурецкой революции. Описывая развернувшееся в Турции социалистическое движение, мы должны иметь в виду гос­подствующую в тот период позицию партии Иттихад по отноше­нию к этому вопросу. Один из лидеров партии Дашнакцутюн пи­сал об этой проблеме в 1910 году, что младотурки, скитаясь десятки лет по цивилизованной Европе, «к сожалению, ничему не нау­чились у движения Трудящегося Интернационала и желают на Ос­манской родине воздвигнуть непроходимую стену». И вот в по­добных политических условиях после длительного господства ста­рого режима «внезапно, подобно сокрушающим все на своем пути наводнениям, разразились массовые рабочие забастовки. Различ­ного рода служащие – христиане и мусульмане – работники типо­графий, носильщики, служащие трамвайных парков и железной дороги, рабочие табачной, бумажной и других фабрик, пролета­рии рудников объявили забастовки, которые проходили чаще всего стихийно и неорганизованно. Они были настолько неожиданные что произвели огромное впечатление на Европу, а идеологов «Молодой Турции привели в смятение и замешательство». Вместе с забастовками появились друг за другом синдикаты и союзы ремес­ленников.
«Правительство, – писал М. Варандян, – взяло в свои руки за­щиту капитала, запретив организацию союзов ремесленников. В ответ на это вандальское решение в Македонии прошли огромные митинги протеста с участием принадлежащих многим нациям группировок».
М Варандян находил, что для Турции – это совершенно новое явление, которое призвано сыграть очень важную роль в деле сближения народов разных национальностей. Это явление автор считал частицей того международного движения, которое назы­вается рабочим или социалистическим. И это движение дает знать о себе в Турции, где промышленность сделала уже большие шаги и где болгаро-македонские социалистические партии вели уже много лет определенную пропаганду.
Партия Дашнакцутюн, выступая с позиций защиты социализ­ма, в то же время боролась против принципов социал-демократии. В этих вопросах более последовательную позицию занимала пар­тия Гнчак. Гнчакская социал-демократическая партия, как отме­чалось выше, уже с 1890 года создает в районах Турции с армян­ским населением свои местные организации и приступает к пропа­ганде социалистических, марксистских идей.
Что касается гнчакской печати, то она издавалась за грани­цей, перевозилась в Турцию и распространялась среди населения через местные партийные организации. Параллельно с газетами издавались также брошюры, посвященные проблемам марксизма, воззвания и т. д.
Выше мы уже говорили о том, что в годы первой русской ре­волюции Дашнакцутюн объявила себя социалистической партией, приняла социалистическую программу и вошла во II Интернацио­нал. Она начинает пропагандировать вопросы теории социализма и международного движения.
Следовательно, мнение туркологов о том, что социалистичес­кая печать в Турции сформировалась в 1908 году, после турецкой буржуазной революции, не соответствует действительности. Социалистическая печать Турции возникла с издания газеты «Гнчак», ко­торая начала выходить с 1887 года в Женеве. А начало социалис­тического движения в Турции относится к 1890 году, когда партия Гнчак приступила к созданию в Западной Армении своих местных организаций.
Как же обстояло дело после революции 1908 года в Турции?
И гнчакская, и Дашнакская партии имели свои местные орга­низации в Турции еще задолго до революции 1908 года. Однако своей печати в стране не имели. Они издавали ее за границей и перевозили в Турцию. После революции в Турции широко развора­чивают свою деятельность четыре армянские партии – Дашнакцу­тюн, Гнчак, Реорганизованных гнчакистов, Конституционных рамкаваров. Из этих партий, как уже было сказано, две первые выступали под флагом социализма. Армянские партии стали укреп­лять в стране старые организации и приступили к созданию новых. Одновременно по всей Турции, особенно в Западной Армении, на­чинают выходить газеты, число которых доходит до 150. Значи­тельная часть этих периодических изданий принадлежит гнчакистам и дашнакам, в которой в той или иной степени, на том или ином уровне пропагандировались марксизм и международное социали­стическое движение.
Один из лидеров гнчакской партии С. Сабах-Гюлян писал о проделанной в новых для Турции условиях практической работе своей партии: «Решили незамедлительно приступить к практичес­кой работе. Мы сочли необходимым создать в каждой деревне, в каждом городе, где было армянское население, женские и мужские филиалы партии. Каждый район должен был иметь особую исполнительную группу. Все филиалы, исходя из местных условий и своих возможностей, должны были открыть на местах библио­теку, читальные и театральные залы, клубы. Наша затея увен­чалась полным успехом. Все деревни, села и города были взяты под наш контроль».
Гнчакские пропагандисты по всем населенным армянами пунк­там выступали с докладами, на которых часто присутствовали турки и курды. Доклады читались на армянском языке и тут же переводились на турецкий и курдский языки.
В гнчакской литературе есть упоминание о содержании пропа­ганды, которая велась на местах. Так, например, читались докла­ды о роли партии в государственной и национальной жизни, о сущ­ности реакционных, прогрессивных и социалистических партий, их программы, о парламентаризме в различных странах и т. д.
Серия докладов была посвящена турецкой действительности: рождение «Молодой Турции», ее история, турецкая националисти­ческая политика, «Программа Иттихад», история восточного вопроса, история армянских политических партий, история социализ­ма, социалистические партии, социалистическая революционная мораль и буржуазная мораль и многие другие доклады.
Гнчак одновременно стремится наладить контакты и создать антииттихадистские силы в среде турок и курдов. Так, например, известный курдский деятель Бадр-хан был в дружеских связях с гнчакистами. С. Сабах-Гюлян писал, что курды «составили с на­шей помощью программу, положив в основу ее наш организацион­ный устав. Им удалось собрать вокруг себя группу стамбульских учащихся, студентов и служащих. Открылся курдский клуб, кото­рый со временем разросся и имел довольно много членов. Образо­валось центральное правление, которому удалось основать в стра­не несколько клубов и филиалов. Мушский филиал был создан параллельно с филиалом гнчакистов. Начали издавать газету, на страницах первых номеров которой были помещены редакционные и другие статьи из газеты «Гнчак». Работа продвигалась довольно успешно, и нам удалось довольно быстро дать стамбульскому клу­бу антииттихадистскую направленность».
Однако Иттихад удалось внести в ряды курдов раскол и раз­громить курдские организации. Необходимо обратить особое внимание на один важный факт, изложенный в материале С. Сабах-Гюляна, который ускользнул от внимания как туркологов, так и курдологов, а именно – факт издания газеты на курдском языке. С. Сабах-Гюлян был непосредственным участником событий, руководителем в деле налаживания армяно-курдских отношений. И, кроме того, С. Сабах-Гюлян в указанной нами работе изложил со­держание статей из газеты. К сожалению, он не указал название газеты.
Партия Гнчак вела работу не только в среде курдов. Она делала попытки создать и в турецкой среде антиттихадистские настроения. С. Сабах-Гюлян писал, что иттихадисты быстрыми ша­гами отходили назад, выступая уже как реакционеры. Это послужило причиной того, что в не которых кругах турецкой молодежи возникло демократическое движение. «Мы, – писал автор, – при­ветствовали эти настроения».
По С. Сабах-Гюляну, большим авторитетом в этих демократи­ческих оппозиционных кругах пользовался Манияс-заде Рефик-бей, юрист, судья. Автор рассказывает о том, как после одного 5 – 6 тысячного митинга (половина участников были турки), на котором обсуждались идеологические и политические вопросы, связанные с деятельностью партии, Рефик-бей с группой товарищей подошел к ним, разговорился с гнчакистами, после чего у них установились дружеские отношения. С. Сабах-Гюлян дал высокую оценку Рефик-бею, человеку, обладавшему высокими моральными и духовными качествами, европейски образованному и культурному, лишенному какого бы то ни было чувства фанатизма. Он в годы «зулюма» при­ходил на помощь многим членам гнчакской партии, всячески защи­щал и помогал им.
С. Сабах-Гулян писал: «Манияс-заде часто виделся с нами, приглашал к себе домой, детально изучил программу нашей пар­тии. В наших беседах мы не щадили Иттихад. Результатом было то, что Рефик-бей счел нужным во имя спасения Турции основать новую партию с демократической программой и антииттихадистской окраской. Мы оказали ему посильную помощь. В эту партию, кроме турок, входило много албанской и черкеской молодежи».
Гнчакская партия, воодушевленная созданием турецкой демо­кратической партии, на первых парламентских выборах выдвину­ла от района Стамбула кандидатуру Манияс-заде. Однако в марте 1909 года Манияс-заде скоропостижно скончался. После его смер­ти руководство демократической партией взял на себя его секре­тарь – адвокат Беха-бей, который начал издавать на турецком язы­ке газету «Возрождение». Однако Беха-бей, получив высокую долж­ность в правительстве, вскоре отошел от этого движения. В этой партии состоял и Фуад Шюкрю-бей, который несколько раз выступал на районных собраниях гнчакистов со смелыми нападками на иттихадистов. Вскоре он был арестован и сослан на греческие ост­рова, затем ему удалось выехать за границу. Оставшиеся 5 – 6 человек из руководителей партии также были арестованы. Таким об­разом, в демократической партии остались только албанцы и чер­кесы. «Отныне наши собрания, – писал С. Сабах-Гюлян, – мы проводили тайно в доме у известного врача Темо, албанца по проис­хождению. Темо был убежденным демократом, опытным деятелем с большим стажем работы, честным и отважным человеком, не обращавшим внимания на угрозы и запугивания. За короткое время его дом стал местом свидания всех албанцев. Антииттихадистская восставшая Албания набиралась в этом доме сил и мужала для будущей борьбы против Иттихад».
А о том, что стало с этой партией и когда она прекратила свое существование, С. Сабах-Гюлян рассказывает следующее: «Черке­сы и албанцы – демократы сохранили свое существование до того времени, пока была организована партия Итиляф. По предложе­нию Дамата Салих-паши, черкеса по происхождению, и по нашему указанию они вошли в состав партии Итиляф и впоследствии сыг­рали в ней очень большую роль».
Вышеизложенные факты проливают новый свет на историю создания Османской демократической партии (ОДП).
Кроме практической работы, которую довольно интенсивно развернула гнчакская партия, она включалась также и в марксист­скую социалистическую пропаганду. В 1909 – 1914 гг. она напеча­тала ряд периодических изданий. В этот период в Стамбуле выхо­дили периодические издания партии – «Кохак» («Волна»), «Нор осанк» («Новое течение»), «Кайц («Искра»), «Нор ашхар» («Но­вый мир») и другие. Параллельно с периодикой издавались также брошюры, посвященные проблемам теории социализма, связанным с политикой партии Гнчак. Одновременно пропаганда марксист­ских идей продолжала занимать центральное место и на страни­цах, выходящих за рубежом органов гнчакской партии, самыми важными из которых были «Гнчак» и «Еритасард Айастан» («Моло­дая Армения»). До нас дошли не все брошюры, изданные партией Гнчак в тот период, но и дошедших достаточно, чтобы составить ясное представление о той идеологической борьбе, которую вела партия против противников социализма. С этой точки зрения боль­шой интерес представляет изданная в 1911 году в Константинопо­ле брошюра М. Гелофянца «Партийная борьба», посвященная за­щите идей марксизма и социалистического движения. В предисло­вии автор писал, что буржуазные правительства, как показывают политические события XIX века, не могут удовлетворить эконо­мические требования народов, именно поэтому на арене появился научный социализм, и за короткое время набрал такую мощь и силу, что недалек тот день, когда это мощное народное движе­ние, сметет как республику, так и конституционную демократию.
Автор предвидел ужесточение политической борьбы, в которой окончательную победу одержат, без сомнения, демократы, по эта победа предопределяется правильным сознанием народа, тем сознанием, которое ляжет в основу победы научного социализма.
В брошюре исследуются и резко критикуются идейные принци­пы конституционных рамкаваров. Заметим, что эта партия только начинала разворачивать свою деятельность в Турции. Армянская партия конституционных рамкаваров была создана в Стамбуле в 1908 году.
В брошюре говорится также о необходимости классовой борь­бы и уничтожении классов как об одном из основных положений социализма. В этой связи дается критика партии Конституционных рамкаваров, отрицающей классовую борьбу и стремящейся к увековечению существующих классов. Автор по пунктам анализирует программу партии, которая, выступая под названием «народной», не имеет ничего общего с народом и его интересами, бо­лее того, она является партией антинародной. Критикуя партию рамкаваров, М. Гелофянц берет под защиту научный социализм.
Перенеся центр своей деятельности из-за границы в Турцию, гнчакская партия развернула широкую деятельность по изданию подобных брошюр.
В истории социалистического движения особое место занимает ежемесячная социал-демократическая газета «Кайц» – орган гнчакского студенческого общества Константинополя, издававшаяся в 1911 – 1914 годах. Она выходила на 32-х печатных страницах.
Цели и задачи студенческого общества гнчакской партии были изложены в его уставе-программе, напечатанной в газете под руб­рикой «Цель». В уставе говорится, что:
1) студенческое общество социал-демократической партии Гнчак стремится дать своим чле­нам разностороннее образование, опираясь на научный социализм, и таким образом укрепить связи между студентами, собравшимися под знамя классовой борьбы;
2) распространять в народе свои идеи и принципы, способствуя тем самым прогрессу народного просвещения;
3) создать в различных городах Турции студенчес­кие и школьные общества единомышленников.
Одной из основных задач, которую ставило перед собой об­щество, была организация лекций по самым различным проблемам научно-общественного и политического развития, издание брошюр, книг и отдельных исследований. Общество ставило перед собой задачу развернуть свою пропаганду на двух языках – армянском и турецком.
Студенческое общество, кроме последовательной пропаганды марксизма, проводило большую и кропотливую работу по подго­товке кадров, которые должны были продолжить дело, поставив «го на более прочную основу. С этой точки зрения примечательна редакционная статья газеты, обращенная к студентам – выпускни­кам: «Пользуясь случаем, газета рада пожелать своим товарищам, восемнадцати студентам-выпускникам этого года, доброго пути. Они вступают в жизнь, в классовую борьбу с новым оружием в ру­ках. Мы уверены, что они не пожалеют сил для мирного труда, по которому так соскучился молодой еще пролетариат Турции. Так давайте же, товарищи, пойдем к рабочим, пойдем туда, где под властью угнетателей царят апатия и неподвижность, мрак неве­жества и предрассудков. Озарим этот мрак светом социализма. Угнетаемый рабочий класс заждался вас – деятелей, которые про­ложат ему дорогу. Пусть сама жизнь воодушевляет вас на великие свершения».
Основной задачей газеты в этот период становится возобнов­ление издания статей и исследований по важным проблемам тео­рии марксизма и социалистического движения, популяризация биографий К. Маркса, Ф. Энгельса и других видных деятелей.
Всю эту работу газета вела с национальных и социал-демо­кратических позиций, что представляет новый этап в истории пе­чати и общественно-политической мысли Турции.
Экстренный выпуск газеты выходит с портретом К. Маркса и редакционной статьей «Памяти Маркса» на первой странице. В статье говорится: «Как коммунист он основал новую школу – научный социализм, иными словами марксизм. Утопическому со­циализму он противопоставил научный социализм». «Как эко­номист он открыл закон прибавочной стоимости, дал ему научное обоснование. Как философ он разгромил идеалистические концеп­ции, противопоставляя им материалистические. Он доказал, что не идеи управляют жизнью, а экономическая жизнь рождает идеи». Далее «Кайц», обсуждая проблемы, связанные с марксистской теорией, отмечает также, что «К. Маркс первый доказал, что ис­тория ничто иное, как классовая борьба».
Очень высокую оценку дает газета практической революцион­ной деятельности К. Маркса: «Как революционер К. Маркс был смелый боец, не признающий отступления. Он принял участие во всех имевших место при его жизни революционных движениях. Он был уверен, что поражение буржуазии и победа пролетариата неиз­бежны. По К- Марксу, пожар революции охватит здание капита­лизма и сожжет его дотла. Пролетариат с оружием в руках раз­рушит это здание».
Газета находит также, что «как организатор К. Маркс был очень энергичный и деловой. Благодаря ему был организован II Интернационал, его стараниями объясняется четкая организа­ция германской социал-демократии».
В статье, озаглавленной «Биографический очерк», детально и разносторонне анализируется как теоретическая, так и практичес­кая деятельность К. Маркса. Подробно излагается роль Ф. Эн­гельса в деле теоретической разработки марксизма, отмечается, что «Маркс – Энгельс» – отождествленные имена. В статье био­графия К- Маркса прослеживается шаг за шагом: детство, отро­чество, юность, студенческие годы. Затем приводится внушитель­ный список литературы, исследованной К. Марксом, перечисля­ются работы самого К. Маркса. Далее в статье говорится о рабо­те «Святое семейство», созданной совместно с Ф. Энгельсом. Боль­шое место уделяется «Манифесту коммунистической партии», зна­чение, которого определяется следующим образом: «Эта книга от­крыла новую страницу в социалистическом движении. Здесь мы впервые прочли, что история всех обществ – это история классовой борьбы. Это единственное верное и научно обоснованное толкова­ние истории. Проходили века, сменялись поколения, но никто так и не смог дать ответа на то, что же такое история. Она ожидала своего часа и таких гениальных мыслителей, как К. Маркс и Ф. Энгельс, которые дали понятию история научное определение. Ком­мунистический манифест, – продолжает автор статьи, – является путеводной звездой всего сознательного пролетариата».
В статье не оставлена без внимания и редакторская работа К. Маркса и Ф. Энгельса. Упоминаются все редактированные ими газеты, которым дается очень высокая оценка. Перечисляя труды К- Маркса, автор статьи специально останавливается на «Капита­ле», который явился «венцом творений К. Маркса, знаменем всей его жизни». Затем в статье дается подробный анализ современ­ного состояния международного социалистического движения. Статья завершается словами Ф. Энгельса, сказанными в связи со смертью К. Маркса.
Подобного рода пропаганды и защиты идей марксизма, по­добного анализа теоретической и практической деятельности К. Маркса мы не встречаем в Турции не только в те годы, но и нам­ного позже. В том же духе и стиле написаны другие статьи, такие, как «К. Маркс и пролетарская борьба», «Гуманистические взгля­ды марксизма», «К. Маркс и союзы ремесленников».
В том же номере газеты напечатаны письма К. Маркса о «Восточном вопросе» и отрывок из работы «К критике политичес­кой экономии», озаглавленный «Исторический материализм».
Таким образом, честь первого издания трудов К. Маркса, явившегося в истории общественно-политической мысли Турции событием огромного значения, принадлежит газете «Кайц». Этот важный исторический факт имел место в 1913 году.
Однако, это важное событие осталось без внимания со сторо­ны специалистов-туркологов. Странно и то, что этот факт не удос­тоился внимания и тех специалистов, которые занимаются историей общественно-политической мысли, распространения марксизма в Турции.
Благодаря богатству и уникальности материала, опубликован­ным впервые работам К. Маркса, защитой положений марксизма с позиций социализма, анализу международного социалистическо­го движения и другим ценным статьям, экстренный номер «Кайц» занимает исключительное место в истории общественно-полити­ческой мысли Турции, особенно в истории распространения марк­сизма.
Но значение «Кайц» не исчерпывается лишь этим номером. Как уже было сказано, газета выходила с 1911 по 1914 годы и Играла значительную роль в распространении марксизма в Тур­ции.
Газета печатала отрывки из работ Ч. Дарвина. Она напечата­ла на своих страницах также статью М. Горького о молодежи.
Как отмечалось выше, вместе с изданием первоисточников, га­зета публиковала многочисленные статьи, посвященные разбору, анализу, защите и обоснованию отдельных положений теории Марксизма. Из серии таких статей следует отметить такие, как «История философии», «Народовластие и коммунизм», «Условия Для возникновения научного социализма», «Научный социализм», Исторический материализм», «Философский материализм», «Что такое класс?», «Женский вопрос и социал-демократия», «Взаимо­связи экономики и идеологии», «Парламентаризм и социализм», «Развитие социалистических идей», «Значение марксистской диа­лектики», «Социализм и аграрный вопрос», «Что такое социализм?» и т. д. Объем многих статей был большим, и они печатались в не­скольких номерах. Многие из этих статей впоследствии были изда­ны отдельными брошюрами.
В газете очень большое внимание уделялось женскому вопро­су. Число статей, посвященных этой проблеме, довольно внуши­тельно. В них исследовался женский вопрос как в Турции, так и в различных странах мира. При обсуждении вопросов, связанных с эмансипацией женщин, авторы статей опирались для доказатель­ства своих тезисов на известную работу А. Бебеля.
«Кайц», являясь студенческой газетой, естественно, большое внимание уделяла молодежи, студенческим проблемам. Во мно­гих статьях детально обсуждались молодежные студенческие дви­жения как в Турции, так и во многих странах, особенно в Европе и России. Пропагандируя студенческие революционные движения, газета особо останавливалась на России, показывая, что в развер­нувшемся там революционном движении плечом к плечу шагали студент и рабочий, желая тем самым воздействовать на молодеж­ное движение в Турции, создать единый фронт трудящихся и моло­дежи.
Партия Гнчак не довольствовалась пропагандой теории маркси­зма, а стремилась связать социализм с рабочим движением. Бо­гатством и разнообразием выделяется также раздел газеты, посвя­щенный международному социалистическому движению. Читатель найдет здесь материалы по всем странам, где существовало социа­листическое движение, анализ которого, как правило, связывается с самыми жгучими вопросами современности. На страницах газе­ты обсуждаются вопросы, касающиеся социалистического движе­ния в отдельных странах, союзов ремесленников, партийной и классовой борьбы и т. д.
Редакция газеты часто обращалась к видным деятелям меж­дународного социалистического движения с просьбой написать статью специально для «Кайц», и большей частью просьба редак­ции удовлетворялась.
Как «Кайц», так и все газеты партии Гнчак не упускали ни одного повода для пропаганды марксизма и международного ра­бочего движения. Печатали на своих страницах портреты видных деятелей движения, давали подробные справки биографического характера.
Партия Гнчак уделяла очень большое внимание распростране­нию марксизма и вопросам социалистического движения в самой Турции. Она посвящала этой проблеме массу статей, в которых подробно и последовательно защищала свои убеждения. В многочисленных статьях она доказывала своим противникам, утверж­давшим, что в Турции еще не созрели благоприятные условия для Социалистического движения и марксизма, следующее: в Турции уже есть пролетариат, следовательно, уже созданы условия для социалистического движения и марксизма.
Противники партии Гнчак писали следующее: «Социализм не имеет почвы в Турции. Идея социализма – хорошая идея, но про­паганда этих идей для нас преждевременна, потому что Европа и Турция находятся на разных уровнях экономического развития. Современный экономический строй Европы представляет для со­циализма подходящую почву, а в Турции – нет. Подождем, пока Турция достигнет уровня цивилизованных европейских государств «при благоприятных условиях приступим к социалистической про­паганде. Ни буржуазии, ни пролетариата в европейском значении этих слов в Турции пока нет и, следовательно, преждевременно го­ворить о социалистической деятельности».
Партия Гнчак писала в ответ: «Да, современный экономичес­кий строй Европы представляет благоприятную почву для социа­лизма. И, все-таки, в Турции также есть для него необходимые условия. Пропаганду социализма в Турции следует вести в той сте­пени, в какой есть для него условия. Те, кто ждет, пока Турция достигнет уровня Европы, должны понимать, что сама жизнь не ждет. Сегодня рабочие должны действовать в силу своих сегодняш­них возможностей, завтра же – в силу завтрашних. Ждать – значит совершить самоубийство. Следовательно, напрашивается вывод: «степень социалистической деятельности соизмеряется степенью экономического развития страны».
Затем газета на примерах поясняет свою точку зрения. Она пишет, что «если в Турции есть 5 миллионов, а во Франции – 20 миллионов рабочих, это вовсе не означает, что рабочие в Турции Должны сидеть сложа руки и ждать, пока их число достигнет 20 миллионов. Не секрет, что рабочий класс в Турции эксплуатирует­ся более жестоко, чем рабочий класс во Франции. Турецкий рабо­чий работает больше и хуже оплачивается.
Правильно и то, что рабочий класс – единственная революцион­ная сила, борющаяся за социализм, но это обстоятельство никог­да не мешало нам вести пропаганду и среди крестьян, распрост­ранять среди них дух социализма, организовать их на почве социа­лизма в той мере, в какой нам будут способствовать условия. Разве может социалист бояться трудностей?».
Анализируя уроки русской революции, партия Гнчак пишет:
«В процессе русской революции рабочий класс и крестьянство выс­тупали рука об руку, и рабочий класс может одержать победу только благодаря этому союзу. В Турции рабочие и крестьяне должны выступить в союзе. По этой причине социал-демократия должна вести свою социалистическую пропаганду как среди про­летариата, так и среди крестьянства. Она должна подготовить всех трудящихся и вести их к победе социалистической револю­ции».
Такими принципами руководствовалась партия Гнчак в Тур­ции. Пропаганда ею социализма, как устная, так и письменная служила этой цели.
Идеи социализма и вопросы социалистического движения об­суждались и на собраниях органов печати партии Дашнакцутюн, которая имела в Турции большое распространение. Почти во всех крупных городах Турции и районах с армянским населением пар­тия Дашнакцутюн имела свои органы печати. Будучи довольно мощной организацией и заключив союз с Иттихадом, партия Дашнакцутюн после провозглашения конституции заняла в общественно-политической жизни Турции довольно важное место. Она соз­дала свои местные организации по всей стране. Партия Дашнак­цутюн, как и партия Гнчак, на страницах своей печати обсуждала вопросы теории и практики социализма.
Однако между пропагандистами этих партий есть коренная разница. Если партия Гнчак пропагандировала положения марк­систского учения, то партия Дашнакцутюн проповедовала и распространяла такой социализм, который не имел ничего общего с марксизмом. Время от времени на страницах печати Дашнакцу­тюн находила место критика тех или иных положений марксизма. Марксизм в печати партии Дашнакцутюн выступает в виде оппортунистических теорий II Интернационала.
И, все-таки, несмотря на это, в условиях отсталой Турции про­паганда социализма, пусть даже в таком виде и на таком уровне имела, несомненно, прогрессивное значение. Во всяком случае, да­же эта пропаганда стояла на несравненно более высоком уровне, чем пропагандируемый Османской социалистической партией со­циализм.
Такова в общих чертах проделанная в Турции армянскими по­литическими партиями работа в области пропаганды марксизма, теории социализма и социалистического движения.
Исходя из изложенных выше материалов, можно сделать сле­дующие выводы.
  1. История общественно-политической мысли и распростране­ния марксизма в Турции – это сумма достижений общественно-политической мысли всех народов, входящих в состав Османской империи.
Всестороннее исследование истории общественно-политической мысли и распространения марксизма в Турции возможно лишь в том случае, если в научном обороте окажется исчерпывающий материал, освещающий работу, проделанную в этой области поли­тическими организациями всех народов гетерогенной Османской империи.
  1. Знакомство с ролью, которую сыграли армяне в деле рас­пространения марксизма в Турции, меняет утвердившееся в совре­менной туркологической литературе представление об этой проб­леме.
  2. Первой социал-демократической партией, призванной к жиз­ни в многонациональной Турции, была армянская партия Гнчак, основанная в 1887 году.
  3. Первой социалистической газетой Турции была «Гнчак», ко­торая начала издаваться в Женеве с 1887 года.
  4. Партия Гнчак, возникнув как социалистическая организа­ция, прошла под влиянием русского и европейского революцион­ного движения эволюцию, встав на национальную социал-демократическую позицию, которая получила свое окончательное оформ­ление в 1905 году.
  5. Социалистическое движение в Турции начинается с 1890 го­да, когда сюда приезжают деятели партии Гнчак и начинают ос­новывать свои местные организации. А пропаганда марксизма и социалистических идей начинается с 1887 года, т. е. с основанием газеты «Гнчак».
  6. «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса впервые был напечатан партией Гнчак в журнале «Гахапар», издававшемся в Афинах в 1894 году. Отдельными брошюра­ ми были изданы одна глава из работы К. Маркса «Наемный труд и капитал» под заглавием «Что такое наемный труд?» (1893 г.) и работа Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» под заглавием «Научный социализм» (1894 г.).
  7. Социалистическое движение в Турции получило заметное развитие в годы первой русской буржуазно-демократической рево­люции, когда турки, армяне, курды, арабы и греки поднялись на совместную борьбу против абдулхамидовского режима в Восточ­ной Анатолии и Западной Армении.
  8. После победы революции 1908 года сложились некоторые благоприятные условия для создания в Турции социалистической печати и укрепления социалистических организаций. В период 1908 – 1914 гг. большой размах получило в Турции издание армян­ских газет, на страницах которых пропагандировалось учение со­циализма. Однако исключительное место отводится газетам «Нор Кянк» (1909 г.) и «Кайц». Работы классиков марксизма, более конкретно – письма К. Маркса о Восточном вопросе и отрывок из его работы «К критике политической экономии» впервые увидели свет в Турции в газете «Кайц» в 1913 году.
  9. Детальное изучение деятельности политических организа­ций и партий народов, входящих в состав Османской империи, в деле пропаганды теории марксизма и социалистического движения, несомненно, еще более обогатит наши знания по интересующей нас проблеме и значительно изменит наши представления о ней. Только тогда станет возможным создание цельного и глубокого исследования по истории общественно-политической мысли Турции.
Конец

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.