ГЛАВА V.
К ВОПРОСУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАРКСИЗМА И ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТУРЦИИ
В статье говорится о происхождении частной собственности о классовой борьбе и социалистической революции. Необходимым этапом развития общественно-политической мысли человеческого общества является «новое течение, во главе которого стал всемирно известный ученый, отец социализма Карл Маркс, по имени которого научный социализм называется марксизмом, и выдающийся ученый, сподвижник Маркса – Ф. Энгельс».Партия Гнчак на страницах своего органа публиковала многочисленные статьи биографического характера о деятелях международного революционного движения. Так, например, в четвертом номере 1894 года сообщается о том, что на 92-м году жизни в итальянском городе Турине скончался видный венгерский революционер Людвиг Кошут. В следующем номере газеты печатается обширный некролог, в котором характеризуется жизнь и деятельность революционера.
Гнчакская партия издала отдельными брошюрами в переводе на армянский язык биографии Д. Гарибальди, С. Перовской, А. Желябова и других.
Руководители партии поддерживали дружеские связи с С. Степняком (Кравчинским), и не случайно, что по поводу его трагической гибели газета поместила обширный некролог, дав ему блестящую характеристику.
Наряду с пропагандой социалистических идей газеты, «Гнчак» уделяла большое внимание деятельности лидеров социалистического движения. В связи с кончиной Ф. Энгельса газета публикует некролог, проникнутый любовью к великому вождю пролетариата. В некрологе дается научная характеристика деятельности Ф. Энгельса, раскрывается значение его совместной с К. Марксом титанической работы по созданию теории научного социализма. «Фридриха Энгельса нет больше с нами. Он скончался 5 августа в Лондоне, в возрасте 75 лет. Это огромная утрата для всего человечества. Эта утрата тяжела в особенности для стран, великим учителем которых он был вместе с К. Марксом. Воистину эти два имени неразрывны, они отцы социализма, оба они были основателями научных принципов в общественной жизни, ставших основой научного-социализма... Содружество двух титанов создало гения – пророка будущих веков».
Представители международного рабочего класса собрались в Лондоне. Они возложили цветы на могилу Энгельса. Вместе с представителями Германии, Австрии, Англии, России, Франции и других стран Аветик и Маро Назарбеки возложили венок на могилу Энгельса с надписью: «От Армении», выразив тем самым признательность армянского народа основателю коммунизма. Спустя неделю после смерти Ф. Энгельса, 13 августа 1895 года на армянском языке вышла брошюра «Фридрих Энгельс».
Газета «Гнчак» продолжала уделять большое внимание революционным движениям в мире, в особенности в Европе. В центре внимания газеты было также участие социалистов в парламентских выборах в Европе и их успехи. В том же номере газеты, к примеру, освещаются выборы во Франции и Бельгии, говорится об успехах социалистов на этих выборах. Статья завершается словами: «Да здравствует социалистическая революция!».
При освещении истории распространения марксизма необходимо вспомнить также издание социалистического журнала «Андес» (Журнал» – на арм. яз.) в Женеве с августа 1900 года. Редактором журнала был бывший гнчакист Ерванд Палян. Обучаясь в конце 90-х годов в Женеве, он познакомился с Г. Плехановым и его социал-демократической группой. Усвоив марксистские идеи, он пришел к выводу, что настало время для создания в армянской действительности социалистической классовой партии, очищенной от мелкобуржуазного социализма гнчакистов. Вышли в свет пять номеров журнала. Основной задачей «Андеса» было создание армянской социалистической партии, распространение теории научного социализма. Согласно программе редактора «Андеса» Е. Паляна, новая социалистическая партия должна быть основана на национальном принципе и называться «Армянской социалистической партией». Она должна была действовать не на территории, представляющей конкретную административную и экономическую единицу, а всюду, где живут армяне, со своим языком и общественно-экономическими условиями – в Персии, на Кавказе, Болгарии, Румынии, Египте, Америке и в Турецкой Армении. Примечательно, что Е. Палян также основным центром деятельности считал Турецкую Армению. Принимая во внимание, что в перечисленных странах, где живут армяне, господствует различный социально-экономический уклад, Е. Палян выдвигает соответственно различные задачи и тактику для деятельности местных организаций партии.
Исходя из предполагаемого широкого масштаба деятельности вновь созданной Армянской социалистической партии, одной из основных задач армянских социалистов и «Андеса» Е. Палян считает «изучение и освещение нашей экономической и общественной жизни от Турецкой Армении до Кавказа и Америки».
Основная задача армянского общества на данный период, согласно «Андесу», создание благоприятных условий для развития капитализма в Турецкой Армении. Соответственно своим задачам армянская социалистическая партия должна была развернуть деятельность по пропаганде социалистических идей и организации рабочих. «Андес» всячески старался приспособить марксизм к армянской действительности, и в особенности к задачам развития буржуазных отношений в Западной Армении.
«Андес» проделал определенную работу по распространению марксизма. В «Андесе» в переводе на армянский язык было опубликовано исследование Ж. Жореса «Социализм и крестьяне» (речь, произнесенная во французском парламенте в 1897 году, на заседаниях 19, 20 июня и 3 июля).
В серии статей «Социализм – теория и тактика» Е. Палян подчеркивает, что в конце 40-х годов два прогрессивных мыслителя – Карл Маркс и Фридрих Энгельс приступили к изучению сущности «Современных общественных явлений, процесса их развития, классовых и социально-политических отношений, заложили основу и развили новые идеи и понятия, известные сейчас под названиями марксизм, научный социализм и социал-демократизм. Интересна была также статья «Вильгельм Либкнехт».
Знакомясь с процессом распространения марксизма в армянской действительности, мы видим, что в последней четверти XIX века в этой области были отмечены большие изменения и достижения. Обучавшиеся в России и заграницей студенты, знакомясь с идеями марксизма, с принципами социалистической идеологии, с социалистическим рабочим движением, принимают активное участие в распространении марксизма в армянской среде. На армянскую молодежь, как мы видели, непосредственно оказывали большое влияние труды К- Маркса и Ф. Энгельса, а также видных деятелей социалистического движения – А. Бебеля, В. Либкнехта, К. Каутского, П. Лафарга, и в частности, Г. Плеханова, которые переводились на армянский и распространялись среди армянского населения. Армянские студенты находились в тесной связи с Г.. Плехановым, влияние которого было большим.
Распространение марксизма в армянской среде началось в условиях подъема освободительной борьбы армянского народа против султанского господства, что не могло не сказаться на этом процессе.
Не все последователи марксизма 90-х годов выступали с пролетарских позиций. Некоторые даже пытались, прикрываясь марксистской идеологией, использовать идеи марксизма в узконациональных целях. Но, несмотря на все это, остается фактом, что с 90-х годов XIX века идеи марксизма стали проникать в армянскую среду и, найдя там благоприятную почву, за короткий период получили широкое распространение.
Чтобы с точки зрения армянских материалов полнее осветить вопрос о распространении марксизма в Турции, необходимо также коснуться деятельности партии Дашнакцутюн.
Дашнакцутюн, как и партия Гнчак, считала своей первоочередной основной задачей «экономическое и политическое» освобождение Турецкой Армении. В опубликованном в 1890 году «манифесте» Дашнакцутюн, обращаясь к армянскому народу, «приглашает его стать под его знамя». Поставив перед собой цель политического и экономического освобождения Турецкой Армении, «Дашнакцутюн вступила в борьбу, которую начал народ против турецкого правительства, дав клятву до последней капли крови бороться за освобождение родины». А в программе, принятой в 1892 году, определенно сказано: «Цель армянской партии Дашнакцутюн – добиться посредством восстания политической и экономической свободы».
В Программе Дашнакцутюн, в отличие от гнчакской, не было выдвинуто требование о независимости Армении в целом, и даже Турецкой Армении. В Программе говорится об этом: «Турецкая Армения должна составить неотделимую часть османского конституционного государства, основанного на широкой автономии». Что касается Русской Армении, то в Программе о ней ничего не говорится. Руководители партии Дашнакцутюн считали, что национальная независимость армян в условиях России – «сущий бред».
Как видим, партия Дашнакцутюн стремилась к армянской автономии в границах турецкого государства. Что касается социалистических вопросов, основатели партии Дашнакцутюн с самого начала выступили против идей социализма, мотивируя тем, что «неестественно выдвигать перед Арменией подобного рода задачи». Они находили, что выдвижение требований социализма отпугнет от партии армянскую буржуазию и капиталистические государства, на которые она намеревалась опираться.
В период создания партии Дашнакцутюн шли переговоры с руководителями партии Гнчак о создании единой партии. И если это объединение не состоялось, то в основном из-за принципиального расхождения в вопросах, касающихся теории социализма. Гнчакская партия находила, что в программе объединенной партии обязательно должен найти место пункт о социализме как конечной цели. Дашнакская же партия выступила против этого. Известны слова основателя и руководителя дашнакской партии К. Микаеляна о том, что для армянского народа вопрос «прибавочной стоимости» – это вопрос «прибавочной крови». «У нас нет пролетариата и буржуазии, у нас есть угнетатели и угнетенные», – писал один из руководителей дашнакской партии Г. Хажак. Причем, под понятием «угнетенные» он имел в виду весь армянский народ, а под понятием «угнетатели» – весь турецкий народ.
В редакционной статье первого номера «Дрошак» партия утверждала, что социализму нет места в Западной Армении. Критикуя партию Гнчак, «Дрошак» пишет, что она «не может быть солидарна с теми, кто пытается осуществить ту общественную организацию, из-за которой можно в настоящее время бороться лишь, в Западной Европе, и поскольку в Турции нет развитой промышленности и крупной индустрии, ставить перед собой такие задачи попросту нереально».
В 1891 году в 14-м номере «Гнчак» опубликовала статью А. Назарбека, который подверг уничтожающей критике подобных теоретиков партии Дашнакцутюн.
Однако последующее развитие событий внесло определенные изменения и в политику партии Дашнакцутюн.
Усиление социалистического рабочего движения и переход «го центра в Россию постепенно изменили политику партии Дашцутюн по отношению к марксизму. В конце XIX и начале XX века социалистическое рабочее движение в России получило большой размах. Естественно, это не могло не отразиться на политике тех партий, которые так или иначе были связаны с русской действительностью. Заметные изменения в политике партии Дашнакцутюн были результатом влияния развернувшегося в России мощного революционного социалистического рабочего движения. Анализ материалов дашнакской печати показывает, что отношение этой партии к теории марксизма с конца XIX – начала XX вв. стало претерпевать изменения.
В 1898 году газета «Дрошак» публикует статью «Победа пролетариата», в которой впервые говорится об успехах рабочего и социалистического движения. Газета пишет, что на последних парламентских выборах во Франции, Бельгии, и в особенности в Германии, пролетариат добился больших успехов. «Социал-демократа – пишет «Дрошак», – несмотря на козни со стороны правительства и реакционеров, несмотря на лютую и беспощадную борьбу, которую ведут против нее все объединившиеся буржуазные партии, победила. И эта победа знаменует мощное поступательное движение социализма».
Интересен тот факт, что улучшение положения трудящихся партия Дашнакцутюн связывает с деятельностью социал-демократии и утверждает, что как в промышленных городах, так и в деревнях будущее за социализмом.
Эта статья свидетельствует о том, что уже в конце XIX века политика партии Дашнакцутюн но отношению к социализму, социалистическому движению начала претерпевать некоторые изменения. Таких статей не много, но тем не менее они начинают появляться. Вторая такого рода статья появляется в печати уже в 1901 году. С третьего номера этого года публикуется серия статей под названием «Девятнадцатый век» (политическое и социальное обозрение), в которых анализируется общественно-политическая жизнь XIX века. Газета восхваляет французскую буржуазную революцию 1789 года и затем останавливается па роли революции в жизни общества. «Идея революции, – пишет газета, – по естественному и нерушимому закону развивается и распространяется среди угнетенных народов. Брожение умов охватывает университеты, армию и низшие народные слои, которые особенно страдают от тирании. Из тьмы и рабства рождается новая, обновленная, мужественная, идейная Европа, и миссия этой молодой Европы – вести народы к социально-политическому освобождению». В серии статей затем подробно излагаются происшедшие в Европе революционные события. Газета, в частности, останавливается на освещении развернувшихся во Франции социалистических движений.
Затем в статье исследуются точки зрения Прудона, Лассаля после чего автор пишет: «И наконец появился Маркс, крупнейший социалистический философ XIX века, который с более мощной силой, чем его два предшественника, нанес смертельный удар по всей системе капиталистического общества». И так было создано «то мощное движение, которое известно цивилизованному миру под именем социализма. Он вырос, развился и исполинскими шагами покорил погрязшие в нищете рабочие массы, проник во все уголки земного шара, где затаился капитал со своими разрушениями и грабежами».
Хотя в статье отсутствует четкость анализа, марксизм не отделяется от предшествующих социалистических учений, тем не менее, газета партии Дашнакцутюн такими публикациями объективно способствовала пропаганде теории марксизма, социалистических идей, пропаганде социалистического движения.
«Дрошак» уделяла большое место и международным социалистическим конгрессам. 1 октября 1891 года в Париже открылся первый конгресс социалистической печати. Редакция газеты «Дрошак» также официально была приглашена на конгресс, на котором вместе с другими вопросами обсуждался армянский вопрос. Конгресс по армянскому вопросу принял следующее решение: «1. Конгресс призывает международную социалистическую печать в широком масштабе обнародовать ужасные погромы организованные султаном Хамидом, с целью истребления армянского народа, предать огласке все чудовищные преступления, которые совершил этот деспот против народов, живущих в его государстве, имея пособником буржуазные правительства. 2. Социалистическая печать постарается добиться вмешательства великих держав, направленного исключительно против султана с целью установления в Турецкой Армении сносного режима для всех граждан Османской империи, невзирая на национальность и различия в религии». На конгрессе выступил делегат от партии Дашнакцутюн.
В дашнакской печати с течением времени все больше места отводится вопросам социалистического, пролетарского движения, пропаганде марксизма. «Дрошак» на своих страницах освещает извернувшееся в России революционное движение. Если как мы видели выше, в начальный период она освещала лишь теоретические вопросы, то вскоре она стала останавливаться также на отдельных фактах революционного движения в России. В четвертом номере «Дрошака» за 1901 год публикуется статья «Первое мая в Тифлисе». В статье отмечается, что «в Тифлисе Первомай отмечается уже 3 – 4 года. Большое количество брошюр социалистического содержания на русском, грузинском и армянском языках, рабочие собрания, лекции, устная пропаганда – вот те средства, которые весьма способствовали пробуждению самосознания рабочих. «В праздновании Первомая в 1900 году приняли участие 400 рабочих разных национальностей.
Описывая празднование Первомая в 1901 году, газета пишет: «В 11 часов число рабочих перешло за тысячу. По условному сигналу над толпой взвилось красное знамя. Раздались возгласы: «Да здравствует республика! Да здравствует свобода! Да здравствует 8-мичасовой труд!» и т. д. На русском, грузинском и армянском языках на знаменах были вышиты призывы из «Манифеста» – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Восьмичасовой рабочий день!».
Газета знакомила читателя с мероприятиями Парижской коммуны в социально-экономической области, рассказывала о том, что первым декретом социалистического строительства была замена постоянной армии всеобщим вооружением французских граждан, особый декретом церковь отделялась от государства, было объявлено бесплатное обучение для народных масс, гильотина была торжественно сожжена на площади, 16 апреля был принят декрет о передаче фабрик, всех отраслей промышленности в руки самих рабочих. «Это было первой зарей будущего человеческого общества, – пишет газета, – которая так неожиданно взошла над развалинами Парижа, мгновенно озарив светом блуждающее в потемках человечества и погасла. Она была преждевременной». С болью и гневом газета пишет о войсках Версаля, потопивших Францию в море крови. Статья заканчивается следующим выводом: «Никогда пролетариат и буржуазия не сталкивались с такой яростью. Никогда между двумя противоборствующими классами не зияла такая глубокая пропасть. «Кровавая суббота» – так называется этот печальный период массового истребления во французской истории. Она записана кровавыми буквами. Может ли пролетариат забыть эти дни? Может ли он без ненависти вспоминать их?.. Каждый год, в годовщину этой кровавой субботы, вы увидите большие легионы рабочих, направляющихся со знаменами и венками к кладбищу «Пер Лашез», чтобы почтить память погибших коммунаров... и поклясться над их могилами в верности идеям революции и солидарности, поднятому коммуной красному знамени».
Обойти вышеизложенный материал – значит обеднить чрезвычайно сложную и разностороннюю историю распространения марксизма. В конце концов, та простая истина, что и непролетарские мелкобуржуазные партии в той или иной мере участвовали в деле распространения социалистических марксистских идей – исторический факт, который необходимо серьезно изучить. Надо отметить, что этот процесс не ограничивается историей конца XIX и, начала XX веков. Этот чрезвычайно интересный, разнохарактерный процесс продолжался и в дальнейшем, сейчас он происходит во многих странах мира.
Вот почему историю распространения марксизма в Турции необходимо изучить разносторонне, не обходя богатый материал, который представляет нам история различных партий. Только таким путем можно создать целостную научную историю распространения марксизма в Турции.
В этом смысле необходимо серьезно исследовать деятельность таких партий, как Гнчак и Дашнакцутюн. Несмотря на то, что гнчакисты и дашнаки подходили к проблеме пропаганды марксизма с разных позиций, тем не менее объективно обе эти партии участвовали в распространении социалистических идей. При этом надо учесть то обстоятельство, что партия Гнчак с самого начала считала себя марксистской и была убеждена в этом. Она и сейчас публично заявляет о своей принадлежности к марксизму. Дашнакская же партия в начальный период своей деятельности отвергала социализм, а впоследствии, под влиянием развития социалистического движения, приняла социалистическую окраску, попыталась использовать социализм в решении «армянского вопроса», впрочем, никогда не претворяя в жизнь марксистские взгляды. Но даже такая причастность к социалистическому движению позволила партии Дашнакцутюн принять участие в конгрессах, организованных международными социалистическими организациями, и выдвигать на них армянский вопрос.
Об участии партии Дашнакцутюн в Парижском конгрессе мы уже говорили. 26 сентября 1901 года редакция «Дрошак», обратившись в Брюссельское международное социалистическое бюро с пространным письмом, напомнила о решении Парижского» конгресса и попросила социалистов-делегатов парламентов обратиться с общим призывом и сделать своим правительствам запрос об их отношении к армянскому вопросу. В ответ на свое письмо редакция газеты 18 октября получает следующее письмо: «Граждане, исполнительное бюро сегодня же публикует призыв к организованному пролетариату в пользу армян. В этом призыве бюро просит социалистов – делегатов европейских парламентов возбудить этот вопрос. Вы получите экземпляры этих призывов. Просим немедленно отправить нам 40 экземпляров брошюры «Армянский вопрос», чтобы мы послали членам нашего бюро,
С братским приветом – В. Серви».
И действительно, 18 октября публикуется призыв социалистического бюро, направленный рабочим организациям всех стран. К сожалению, этот важный документ остался вне поля зрения не только востоковедов, но и специалистов по истории армянского народа.
В документе говорится: «Из Армении до нас доходят трагичные вести. После погромов 1894 – 1896 годов, унесших жизни более 300 тысяч армян, казалось, что турецкое правительство, глубоко ответственное перед всем миром, не попытается вновь совершить преступление. Те события, которые недавно произошли в долине Муша и в Сасунских горах, подтверждают, что это предположение было ошибочным. Если не будет вмешательства, преступная политика Абдул Хамида может иметь более страшные последствия.
Перед лицом преступного бездействия европейских правительств социалистическая демократия не может равнодушно взирать на эти чудовищные деяния, которые совершаются или совершатся в турецких вилайетах Армении».
Затем в документе приводится решение Парижского международного социалистического конгресса о Турецкой Армении и добавляется: «Результат этого решения должен выразиться в том, чтобы пролетарская и международная солидарность использовала все имеющиеся под ее рукой средства...
Необходимо, чтобы вмешательство наших делегатов в парламентах было решающим и чтобы они напомнили своим правительствам об их обязательствах или же выявили их причастность к совершающимся преступлениям, которая выражается в их бездействии».
В своем призыве социалистическое бюро встает на защиту западных армян: «Необходимо, чтобы международный социализм – защитник всех угнетенных, невзирая на вероисповедание, не жалел сил и средств в создании общественного мнения против злодейкой политики Абдул Хамида», – отмечается в тексте.
В документе говорится, что после хамидовских погромов в Армении ничего не изменилось: продолжаются грабежи, насилование девушек и женщин, сжигаются деревни, убивают людей. Погромы продолжаются в Битлисе, Муше и Баязете. Страх и ужас вселился в сердца людей, у которых отняли оружие, всякое средство для защиты. Одновременно социалистическое бюро осуждает все европейские партии, на глазах которых проводится политика истребления армянского народа. В конце документа социалистическое бюро обращалось к трудящимся мира со следующим призывом: «Правительство Абдул Хамида при посредничестве некоторых газет пытается организовать заговор молчания вокруг армянского вопроса.
На ваших делегатов и на газеты возлагается обязанность помешать ему, обличить его преступления и выразить свои симпатии, воодушевив тех, кто страдает и борется за право на жизнь.
Ваши делегаты в международном бюро уверены в том, что вы выполните это поручение».
Призыв социалистического бюро нашел широкий отклик среди международных социалистических партий. Откликнувшись на призыв Брюссельского международного социалистического бюро, руководство французской социалистической партии опубликовало манифест в защиту армянского народа, направленный трудящимся массам Франции.
В манифесте описывалось тяжелое положение, в котором находится армянский народ. Массовые погромы, грабежи, разрушения, насилования, насильственное обращение в магометанскую веру. «Спрашивается, – говорится в манифесте, – как народ терпит это? Почему он не пытается подняться против угнетателей и мощным ударом покончить с ними? Но, как говорится в отчете, представленном конгрессу мира в Глазго, армяне не могут противостоять грабежам и убийствам, ибо они безоружны. У них отнимают даже ножи. Между тем как все турки и курды отлично вооружены».
Французские социалисты находили, что в создавшихся условиях «армяне для курдов и турок – беззащитная дичь, которую они хватают, истязают, рвут на куски. Страдания жертв доставляют им неописуемое удовольствие». Авторы «Манифеста» считали, что европейские государства осведомлены о творящихся в Турецкой Армении неслыханных варварствах и бесчинстве, но они безучастно молчат и этим своим безразличием и молчанием покрывают преступления, совершаемые по приказу султана.
В «Манифесте» излагалось содержание 61-й статьи Берлинского договора и план майских реформ 1895 года. В «Манифесте» говорилось: «Мы требуем сегодня, чтобы они вспомнили о существовании этого договора и действовали согласно ему, мы требуем, чтобы французское правительство осознало свой долг и применило свое право, чтобы оно вышло из состояния равнодушия и сделало тот жест, который может спасти жизни сотен тысяч людей и, может быть спасет целую нацию от истребления».
Французские социалисты, указывая, что чудовищная опасность нависла над армянским народом, резко критиковали капиталистические государства и, в частности, Францию за преступную политику, применяемую в отношении Турецкой Армении, и призывали спасти армянский народ.
В «Манифесте» говорилось: «Согласно решению международного социалистического конгресса 1900 года международное социалистическое бюро обратилось к социалистическим партиям всех стран, с тем чтобы они повлияли на парламенты и правительства своих стран, чтобы эти государства положили конец резне в Армении. Через 15 дней со сцены Делегатского собрания прозвучит протест нашей партии с требованием к нашему правительству выполнить свой долг. Мы не сомневаемся, что и другие парламенты и наши зарубежные друзья выдвинут те же задачи и будут действовать в том же духе. Согласно желанию международного бюро, социалисты других стран посредством печати, собраний должны ознакомить общественное мнение с армянским вопросом.
Необходимо, чтобы вся наша социалистическая партия единодушно заставила прислушаться к своему голосу.
Трудящиеся, социалисты, стремитесь к тому, чтобы слово международного конгресса не расходилось с делом.
Общая комиссия».
Таким образом, как свидетельствуют приведенные документы, международное социалистическое движение выступало в роли защитника освободительной борьбы угнетенных народов, в частности армянского народа, резко критикуя неслыханные преступления турецкой деспотии.
Благодаря армянским политическим партиям армянский вопрос вошел в число первоочередных вопросов международного социалистического движения и с конца XIX – начала XX веков постоянно находился в сфере деятельности этого движения. В истории армянского народа настало время, когда социалистическое движение стало играть роль в его жизни. Это обстоятельство, с одной стороны, было связано с пропагандой социалистических идей национальными мелкобуржуазными партиями, с другой – с ролью, которую играл армянский вопрос в сфере международного социалистического движения. Эти два обстоятельства были взаимосвязаны. Армянские политические партии подняли армянский вопрос до уровня международного социалистического движения, надеясь на его помощь в решении этого вопроса. Почувствовав сочувственное отношение партий и организаций международного социалистического движения, они еще более усилили социалистическую пропаганду. Вполне понятно, что публикация в армянской печати документов, с которыми международные социалистические организации выступали в защиту армянского народа, в свою очередь сыграли большую роль в пропаганде идей социалистического движения и создавали благоприятные условия для распространения марксистских идей.
Так, уже в самом начале 1901 года «Дрошак» писала о социализме: «С первых веков христианства европейская цивилизация не видела столь мощного всемирного движения. Когда вы присутствуете на международных социалистических конгрессах, где даже самые малые народы, недавно вырвавшиеся из турецкого ада, имеют своё достойное место, когда «Марсельеза» или «Интернационал» сотрясают своды огромных залов, в этом священном ликовании вас охватывает какое-то трепетное чувство и перед глазами в тумане будущего предстает человеческий род, о котором с древних времен мечтали пророки человечества».
Почти все видные деятели международного социалистического движения обращались в своей деятельности к армянскому вопросу, беря под защиту армянский народ. К ним относятся Ф. Энгельс, Ж. Жорес, Ж. Гед, К. Каутский, В. Либкнехт, Г. Плеханов, Э. Бернштейн, К. Либкнехт, Р. Люксембург, А. Бебель и др.
Позиция К. Либкнехта и Р. Люксембург в вопросе путей освобождения армянского народа освещена в специальной интересной работе Г. Б. Гарибджаняна. В ней говорится: «Имена Карла Либкнехта и Розы Люксембург дороги армянским трудящимся. Еще в 90-е годы XIX века, когда Либкнехт и Люксембург только вошли в водоворот революционной борьбы и, вооружившись марксизмом, встали под знамя пролетарского интернационализма, они уже были знакомы с национально-освободительной борьбой армянского народа, в частности с его неравной, но героической борьбой против турецкого деспотизма, лично были знакомы с армянскими революционными деятелями». Автор подробно анализирует серию статей Р. Люксембург «Национальная борьба в Турции и социал-демократия», которая публиковалась в Дрездене в октябре 1896 года в «Саксонском рабочем журнале». В ней Р. Люксембург с присущей ей глубиной и принципиальностью анализирует происходящий в Турции процесс национальной борьбы, определяет пути освобождения для народов, находящихся под турецким игом. Выдвинутые и обоснованные ею положения были одобрены международной социал-демократией и легли в основу ее политики. С какой исходной программой выступала Р. Люксембург? Анализируя внутреннюю политику Турции, в особенности национальные отношения, Р. Люксембург показывала чудовищное положение, в котором находились в Турции христианские народы. С большим возмущением она говорила о том, что в печати еще недавно Турция представлялась сказочной страной, где разные народы веками мирно живут бок о бок в стране самой совершенной автономии и где лишь вмешательство западной дипломатии искусственно пытается вызвать недовольство, пытаясь убедить счастливые народы Турции в том, что их, мол, нещадно угнетают, что в то же время эта дипломатия мешает невинному агнцу султану осуществить свои неоднократно одобренные реформы[39]. «Эти утверждения, – пишет Р. Люксембург, – основаны на глубоком незнании условий».
Р. Люксембург критиковала партийную печать, в которой зачастую наблюдается стремление представить события в Турции как результат дипломатических манипуляций, в частности со стороны России, и что описываемые в печати турецкие ужасы – лишь – плод воображения, а армянские восстания – дело рук агентов, купленных на русское золото». Эта ошибочная позиция, писала Р. Люксембург, сразу бросается в глаза, и она принципиально ничем не отличается от буржуазной.
Анализируя социально-экономические, политические и национальные отношения в Турции, автор статьи приходит к выводу, что «Турция не в состоянии возродиться как единое целое» и эволюция вышеупомянутых негативных процессов «привела к естественному стремлению разных народов освободиться от целостности и независимым существованием инстинктивно выискивать более высокие пути социального развития. Таким образом, был вынесен исторический приговор Турции – разложение».
Р. Люксембург, анализируя с позиций марксистской методологии внутреннее и внешнее положение Турции, в качестве благоприятной предпосылки дальнейшего развития социальных и национальных отношений этой страны предсказывала ее разложение, и отделение от нее угнетенных наций, в частности – христиан. «Основа турецкой деспотии расшатывается. Однако нет благоприятных условий для современного развития этого государства. По этой причине она должна погибнуть не кал форма правления, а как государство, вследствие не классовой борьбы, а национальной. Это будет не возрожденная Турция, а несколько новых государств, отчлененных от ее тела», – отвечала она.
Последующее развитие исторических событий показало, что мысли великого революционера – неоспоримая истина. Из-под владычества Турции вышли и создали независимые государства все христианские народы, кроме армян. Р. Люксембург, конечно, в те годы не могла и предположить, что посредством геноцида может быть уничтожен весь народ, что потом можно будет заявить: нет армянского вопроса, поскольку в Турецкой Армении нет ни одного армянина.
В статье Р. Люксембург есть специальная глава об отношении социал-демократии к развернувшейся в Турции освободительной борьбе. Р. Люксембург писала об этой весьма важной проблеме: «Какую позицию должна занять социал-демократия в происходящих в Турции событиях? Социал-демократия принципиально всегда была сторонником освободительных стремлений. Христианские пароды, в данном случае армяне, хотят освободиться из-под ига турецкого господства, и социал-демократия должна безоговорочно принять это. Социал-демократия должна выступить в пользу восставших, а не против них».
Защищая стремление христианских народов освободиться из-под ига Турции, Р. Люксембург обосновывала это практическими интересами социал-демократии, которые сформулированы в следующих трех пунктах:
Первый. Освобождение христианских стран от Турции означает прогресс в международной политической жизни. Турция тормозит общее политическое развитие. Освобождение христианских наций разоблачит буржуазную политику, утверждающую, что она «покровительница христиан», выявит ее истинную суть и неприкрытые разбойничьи интересы. А это будет способствовать делу социал-демократии.
Второй. Отделение христианских стран от Турции представляет собой прогрессивное явление, социальное развитие. Ибо подобное отделение – единственный путь, по которому можно дойти до более высоких социальных реформ. Пока какая-либо страна находится под владычеством Турции, там и речи не может быть о современном капиталистическом развитии. Отделенные от Турции страны будут втянуты в общий водоворот капиталистического развития. Такого очевидного прогресса достигли Греция и Румыния того дня, как они отделились от Турции. Вследствие буржуазного развития в этих странах постепенно будет подготовлена почва для современного рабочего движения и социал-демократия кровно заинтересована в том, чтобы социалистическое движение по возможности охватило все страны.
Как видим, слова Р. Люксембург оказались пророческими, в них проявилась могущественная сила марксистской теории. В самом деле, в освобожденных от турецкой тирании странах указанные Р. Люксембург процессы уже привели к победе социалистического строя, а в других все еще господствуют капиталистические отношения, в условиях которых развились социал-демократия, коммунистическое движение, революционная борьба рабочего класса. Между тем, к сожалению, социал-демократическое, коммунистическое движение в Турции, в условиях дикого насилия и произвола, слабо развито, а коммунистическая партия запрещена, и ее руководство действует за границей.
Третий. Процесс разложения Турции тесно взаимосвязан с вопросом русского господства в Европе. Анализируя экспансионистскую политику русского царизма, Р. Люксембург писала: «Если порабощенные Турцией народы являются союзниками России, то освобожденные из-под турецкого ига народы – ее истинные враги». Р. Люксембург высказывает мнение, что русский царизм? делает все для того, чтобы захватить проливы, не останавливаясь на этом пути ни перед чем. Из необходимости преградить путь российской реакции вытекает – почему мы ратуем за освобождение христиан от Турции, а не за сохранение целостности Турции. «По нашему мнению, – писала она, – в процессе разложения Турции надо найти средство против продвижения русской реакции».
Закончив анализ вышеуказанных вопросов, Р. Люксембург заключала, что интересы социал-демократии полностью совпадают с изложенными принципами. Одновременно с позиций социал-демократии, исходя из необходимости разрешения восточного вопроса, составной частью которого был армянский вопрос, Р. Люксембург приходит к следующим выводам:
1. Процесс разложения Турции надо принять как действительный, не думая о том, что его можно или нужно приостановить.
2. К стремлению христианских народов к самоопределению надо относиться с полной симпатией.
3. Это стремление надо приветствовать в первую очередь как средство, направленное против русского царизма, твердо выступать за их независимость как против России, так и против турок.
Эта статья по своему характеру была программной и стала исходной точкой для международного социалистического движения как в восточном, так и в являющемся его составной частью армянском вопросе. Вопрос об освобождении Турецкой Армении был введен в сферу международного социалистического движения.
Народные массы были весьма заинтересованы в исходе освободительной борьбы, и любой посвященный этому вопросу документ мгновенно распространялся. В этом смысле не являются исключением и важнейшие документы международного социалистического движения.
В 1908 году, после турецкой буржуазной революции, на короткое время создались благоприятные условия для развития социалистического движения в Турции и пропаганды идей марксизма.
Первые социалистические группы были созданы осенью 1908 года. В Македонии социалистическое движение развивалось под влиянием болгарской рабочей социал-демократической партии тесняков. Социал-демократическое движение носило сравнительно активный характер в Салониках. Там действовало несколько социал-демократических групп, которые работали самостоятельно. Одна из них возглавлялась сторонниками тесняков, другая – анархо-либералами (сторонниками широких социалистов). В начале октября 1908 года эти группы объединились в одну организацию, объявив о своем намерении создать единую партию, войти в контакт с Международным социалистическим бюро и бороться за интересы рабочего класса в Османской империи. Эта группа начала издавать своп печатный орган «Работник». Однако вскоре после внутренних политических разногласий и раскола группа была распущена. В конце 1909 года в Салониках действовали вышеупомянутые группы и «Еврейский рабочий клуб». В середине марта социал-демократическая группа анархо-либералов и организация «Еврейский рабочий клуб» слились в единую организацию под названием «Социалистическая федерация». Эта организация носила оппортунистический характер, входила в состав II Интернационала и проводила его политику. «Социалистическая федерация» имела свой печатный еженедельный орган – «Рабочую газету», всего девять номеров которой вышли в период с 14 августа 1909 года до октября того же года. Первые четыре номера выходили на турецком, болгарском, греческом и еврейском языках, а последние пять – на болгарском и еврейском языках. В начале января 1909 года в Ускюбе болгары создали еще одну социал-демократическую группу.
Как видим, вышеуказанные группы не были турецкими и их (создатели не были по национальности турками. А. Д. Новичев пишет- «При изучении истории социалистического движения в Турции особое внимание привлекает вопрос о возникновении социалистических организаций в турецкой национальной среде. К сожалению, в распоряжении историка, интересующегося этим вопросом еще нет достаточных данных, и его можно решить лишь предварительно».
А. Д. Новичев, как и его предшественники, считает, что первая социалистическая организация была создана в сентябре 1910 года в Стамбуле. Она называлась «Османская социалистическая партия» (ОСП). ОСП имела свои печатные органы. Однако они выходили нерегулярно. Еженедельная газета «Иштирак», будучи центральным печатным органом этой партии, несколько раз закрывалась и выходила под разными названиями. Газета выходила с 26 февраля 1910 года до середины июня того же года. Затем ее издание было запрещено правительством. С начала сентября она начала издаваться вновь – на это раз как центральный орган Османской социалистической партии, однако с середины сентября она вновь была закрыта. А. Д. Желтяков пишет: «До конца 1910 года издание органов ОСП прерывалось еще три раза и трижды менялось их название... Таким образом, с сентября по декабрь 1910 года органами ОСП были четыре газеты, но вышли они всего в десяти номерах, не более чем в трех номерах каждая». ОСП подвергалась репрессиям со стороны младотурок. Один из ее руководителей был убит в Стамбуле, другие – сосланы.
А. Д. Новичев следующим образом характеризует создавшееся положение: «Таким образом, не распустив партию, но обезглавив ее, младотурки фактически привели ее к бездействию. Деятельность Османской социалистической партии была кратковременной и не могла оставить серьезных следов. Ее связи с рабочими были все же слабыми. Руководители этой партии не были марксистами, как это видно из их программы, и не могли быть подлинными руководителями турецких рабочих».
А о том, как члены турецкой социалистической партии пропагандировали марксизм, дают представление приводимые Г. Алиевым выдержки из газет ОСП. Он подчеркивает, что «турецкие социалисты искажали суть марксизма, они утверждали, что между марксизмом и догмами мусульманского шариата нет почти никаких разногласий и, следовательно, истинный мусульманин должен быть ортодоксальным социалистом».
Многие из пропагандистов этой партии стремились доказать что сам Мухаммед был сторонником равноправия и свободы. Можно согласиться с Э. Гасановой в том, что «первые турецкие социалисты были очень далеки от марксистских идей и вообще от интересов пролетариата».
В 1910 году Османская социалистическая партия была разгромлена. Несмотря на прогрессивное начало деятельности Османской социалистической партии, исходя из вышеуказанного, нельзя переоценивать ее значение. После разгрома в 1910 году этой партии в Македонии была предпринята попытка создать единую социал-демократическую партию Турции. В Салониках состоялась конференция, в которой приняли участие представители от социалистических организаций Салоник, Битоля, Скопле, Белеса и Стамбула. Участвовал также представитель сербской социал-демократической партии. На конференции в Салониках возникли идейно-тактические и организационные разногласия, которые не позволили тогда создать единую социалистическую партию Турции».
Так на сегодняшний день представлено в туркологической литературе социалистическое движение в Турции.
Невольно напрашивается вопрос: неужели 2,5 миллионное армянское население Турции со своими политическими, партиями и организациями не принимало никакого участия в социалистическом движении? Чем объяснить, что в деталях исследуется социалистическое движение в Македонии, слабое турецкое социалистическое движение в Македонии всячески превозносится, а армянское обходится молчанием и предается забвению? А между тем, участие армян в социалистическом движении Турции было довольно широким.
Еще в 1925 году М. Павлович, говоря о действующих в Турции накануне революции партиях, упоминал также социал-демократическую партию Гнчак и партию Дашнакцутюн.
Из советских туркологов лишь В. Шпилькова писала об участии армян в социалистическом движении: «В Восточной Анатолии возникла социалистическая группа турецких армян, которая осенью 1908 года была принята в ряды II Интернационала. В октябре 1908 года на заседании Международного социалистического бюро II Интернационала присутствовал делегат от социалистической группы турецких армян». К сожалению, из столь малосказанного В. И. Шпильковой не ясно, что это за социалистическая армянская группа, которая действовала в Восточной Анатолии, с какой программой эта группа выступала, что она сделала, какие органы печати имела и т. д.?
Касаясь этих вопросов, А. Д. Новичев пишет об участии армяк в социалистическом движении. «Одним из наиболее примечательных явлений социалистического движения в Турции в рассматриваемый период было существование в палате депутатов Османской империи социалистической группы. В палату депутатов, восстановленную революцией и открывшуюся 2 ноября 1908 года, прошло Несколько депутатов-социалистов. Большинство из Них были армяне (Ваан Папазян, Амбарцумян, Бояджян, Пастырмаджян, Тагаварьян, Артак Панасян). Были социалисты и среди депутатов из Армении».
«Когда младотурецкое правительство начало репрессии против социалистов, арестовав некоторых видных социалистов, в Салониках по этому поводу был организован массовый рабочий митинг. Для участия на митинге из Стамбула в Салоники выехали в качестве делегатов социалисты-депутаты Влахов и Папазян». Если подавляющее большинство депутатов-социалистов в парламенте было представлено армянами, то, следовательно, в Западной Армении и других районах Турции с армянским населением должно было существовать довольно сильное социалистическое движение. Однако А. Д. Новичев довольствуется данными, взятыми из книги Т. Тунайи, не пытаясь выяснить, кто же были социалисты-депутаты, откуда они были избраны, членами какой партии или организации они состояли. Ответы на эти вопросы дают весьма богатые материалы, которые хранятся в архивах и библиотеках Армянской ССР. Так, например, в архиве армянского филиала ИМЛ хранится очень интересный документ, который в определенном смысле проливает новый свет на проблемы социалистического движения в Турции. Согласно этому документу, в конце октября 1908 года из Закавказья в Константинополь прибыл один из активных членов РСДРП (меньшевик) Г. Казикян с целью развернуть в Турции социалистическое движение и создать социалистическую партию. После пятимесячной работы в Стамбуле он в 1909 году (30 марта) обращается с письмом к одному из старейших членов РСДРП Г. Караджяну с просьбой выслать ему материалы для основанной им в Константинополе газеты «Нор осанк» («Новое течение»). Об этом он пишет следующее: «...Мы, группа единомышленников, приступили к изданию еженедельника пока еще на армянском языке, а в случае его успеха – и на турецком». Для социалистической деятельности и поднятия классовой сознательности пролетариата Г, Казикян просит Г. Караджяна: «Сообщи всем без исключения нашим товарищам в России, начиная с Плеханова, чтобы они не обделяли нас своей поддержкой. Высылайте на русском языке и, если можно, и на других языках важные социалистические издания, чтобы мы могли руководствоваться ими». В письме подчеркивается, что газета «Нор осанк» – первый в Турции социал-демократический орган. Когда писалось это письмо, первый номер газеты вышел уже в свет, готовились к выпуску следующие номера. Примечательно и то, что армянскими социал-демократами создается профсоюз типографских работников, который может быть причислен к международным рабочим союзам. Создаются другие организации подобного типа, и число их увеличивается с каждым днем. Из приведенных в письме фактов самый важный тот, который говорит о том, что у истоков создания Османской социалистической партии стояли армянские социал-демократы. Автор письма сообщает об этом следующее: «Мы прилагаем все усилия для создания общетурецкой социалистической партии в самом широком смысле этого слова, а именно – Османской социалистической партии без различия национальностей».
Подобных документов, которые меняют наши представления о развернувшихся в Турции социалистических движениях, довольно много. К сожалению, они не стали еще предметом исследования. Перейдем к краткому изложению истории социалистического движения в Западной Армении и во всей Турции в период после победы младотурецкой революции. Описывая развернувшееся в Турции социалистическое движение, мы должны иметь в виду господствующую в тот период позицию партии Иттихад по отношению к этому вопросу. Один из лидеров партии Дашнакцутюн писал об этой проблеме в 1910 году, что младотурки, скитаясь десятки лет по цивилизованной Европе, «к сожалению, ничему не научились у движения Трудящегося Интернационала и желают на Османской родине воздвигнуть непроходимую стену». И вот в подобных политических условиях после длительного господства старого режима «внезапно, подобно сокрушающим все на своем пути наводнениям, разразились массовые рабочие забастовки. Различного рода служащие – христиане и мусульмане – работники типографий, носильщики, служащие трамвайных парков и железной дороги, рабочие табачной, бумажной и других фабрик, пролетарии рудников объявили забастовки, которые проходили чаще всего стихийно и неорганизованно. Они были настолько неожиданные что произвели огромное впечатление на Европу, а идеологов «Молодой Турции привели в смятение и замешательство». Вместе с забастовками появились друг за другом синдикаты и союзы ремесленников.
«Правительство, – писал М. Варандян, – взяло в свои руки защиту капитала, запретив организацию союзов ремесленников. В ответ на это вандальское решение в Македонии прошли огромные митинги протеста с участием принадлежащих многим нациям группировок».
М Варандян находил, что для Турции – это совершенно новое явление, которое призвано сыграть очень важную роль в деле сближения народов разных национальностей. Это явление автор считал частицей того международного движения, которое называется рабочим или социалистическим. И это движение дает знать о себе в Турции, где промышленность сделала уже большие шаги и где болгаро-македонские социалистические партии вели уже много лет определенную пропаганду.
Партия Дашнакцутюн, выступая с позиций защиты социализма, в то же время боролась против принципов социал-демократии. В этих вопросах более последовательную позицию занимала партия Гнчак. Гнчакская социал-демократическая партия, как отмечалось выше, уже с 1890 года создает в районах Турции с армянским населением свои местные организации и приступает к пропаганде социалистических, марксистских идей.
Что касается гнчакской печати, то она издавалась за границей, перевозилась в Турцию и распространялась среди населения через местные партийные организации. Параллельно с газетами издавались также брошюры, посвященные проблемам марксизма, воззвания и т. д.
Выше мы уже говорили о том, что в годы первой русской революции Дашнакцутюн объявила себя социалистической партией, приняла социалистическую программу и вошла во II Интернационал. Она начинает пропагандировать вопросы теории социализма и международного движения.
Следовательно, мнение туркологов о том, что социалистическая печать в Турции сформировалась в 1908 году, после турецкой буржуазной революции, не соответствует действительности. Социалистическая печать Турции возникла с издания газеты «Гнчак», которая начала выходить с 1887 года в Женеве. А начало социалистического движения в Турции относится к 1890 году, когда партия Гнчак приступила к созданию в Западной Армении своих местных организаций.
Как же обстояло дело после революции 1908 года в Турции?
И гнчакская, и Дашнакская партии имели свои местные организации в Турции еще задолго до революции 1908 года. Однако своей печати в стране не имели. Они издавали ее за границей и перевозили в Турцию. После революции в Турции широко разворачивают свою деятельность четыре армянские партии – Дашнакцутюн, Гнчак, Реорганизованных гнчакистов, Конституционных рамкаваров. Из этих партий, как уже было сказано, две первые выступали под флагом социализма. Армянские партии стали укреплять в стране старые организации и приступили к созданию новых. Одновременно по всей Турции, особенно в Западной Армении, начинают выходить газеты, число которых доходит до 150. Значительная часть этих периодических изданий принадлежит гнчакистам и дашнакам, в которой в той или иной степени, на том или ином уровне пропагандировались марксизм и международное социалистическое движение.
Один из лидеров гнчакской партии С. Сабах-Гюлян писал о проделанной в новых для Турции условиях практической работе своей партии: «Решили незамедлительно приступить к практической работе. Мы сочли необходимым создать в каждой деревне, в каждом городе, где было армянское население, женские и мужские филиалы партии. Каждый район должен был иметь особую исполнительную группу. Все филиалы, исходя из местных условий и своих возможностей, должны были открыть на местах библиотеку, читальные и театральные залы, клубы. Наша затея увенчалась полным успехом. Все деревни, села и города были взяты под наш контроль».
Гнчакские пропагандисты по всем населенным армянами пунктам выступали с докладами, на которых часто присутствовали турки и курды. Доклады читались на армянском языке и тут же переводились на турецкий и курдский языки.
В гнчакской литературе есть упоминание о содержании пропаганды, которая велась на местах. Так, например, читались доклады о роли партии в государственной и национальной жизни, о сущности реакционных, прогрессивных и социалистических партий, их программы, о парламентаризме в различных странах и т. д.
Серия докладов была посвящена турецкой действительности: рождение «Молодой Турции», ее история, турецкая националистическая политика, «Программа Иттихад», история восточного вопроса, история армянских политических партий, история социализма, социалистические партии, социалистическая революционная мораль и буржуазная мораль и многие другие доклады.
Гнчак одновременно стремится наладить контакты и создать антииттихадистские силы в среде турок и курдов. Так, например, известный курдский деятель Бадр-хан был в дружеских связях с гнчакистами. С. Сабах-Гюлян писал, что курды «составили с нашей помощью программу, положив в основу ее наш организационный устав. Им удалось собрать вокруг себя группу стамбульских учащихся, студентов и служащих. Открылся курдский клуб, который со временем разросся и имел довольно много членов. Образовалось центральное правление, которому удалось основать в стране несколько клубов и филиалов. Мушский филиал был создан параллельно с филиалом гнчакистов. Начали издавать газету, на страницах первых номеров которой были помещены редакционные и другие статьи из газеты «Гнчак». Работа продвигалась довольно успешно, и нам удалось довольно быстро дать стамбульскому клубу антииттихадистскую направленность».
Однако Иттихад удалось внести в ряды курдов раскол и разгромить курдские организации. Необходимо обратить особое внимание на один важный факт, изложенный в материале С. Сабах-Гюляна, который ускользнул от внимания как туркологов, так и курдологов, а именно – факт издания газеты на курдском языке. С. Сабах-Гюлян был непосредственным участником событий, руководителем в деле налаживания армяно-курдских отношений. И, кроме того, С. Сабах-Гюлян в указанной нами работе изложил содержание статей из газеты. К сожалению, он не указал название газеты.
Партия Гнчак вела работу не только в среде курдов. Она делала попытки создать и в турецкой среде антиттихадистские настроения. С. Сабах-Гюлян писал, что иттихадисты быстрыми шагами отходили назад, выступая уже как реакционеры. Это послужило причиной того, что в не которых кругах турецкой молодежи возникло демократическое движение. «Мы, – писал автор, – приветствовали эти настроения».
По С. Сабах-Гюляну, большим авторитетом в этих демократических оппозиционных кругах пользовался Манияс-заде Рефик-бей, юрист, судья. Автор рассказывает о том, как после одного 5 – 6 тысячного митинга (половина участников были турки), на котором обсуждались идеологические и политические вопросы, связанные с деятельностью партии, Рефик-бей с группой товарищей подошел к ним, разговорился с гнчакистами, после чего у них установились дружеские отношения. С. Сабах-Гюлян дал высокую оценку Рефик-бею, человеку, обладавшему высокими моральными и духовными качествами, европейски образованному и культурному, лишенному какого бы то ни было чувства фанатизма. Он в годы «зулюма» приходил на помощь многим членам гнчакской партии, всячески защищал и помогал им.
С. Сабах-Гулян писал: «Манияс-заде часто виделся с нами, приглашал к себе домой, детально изучил программу нашей партии. В наших беседах мы не щадили Иттихад. Результатом было то, что Рефик-бей счел нужным во имя спасения Турции основать новую партию с демократической программой и антииттихадистской окраской. Мы оказали ему посильную помощь. В эту партию, кроме турок, входило много албанской и черкеской молодежи».
Гнчакская партия, воодушевленная созданием турецкой демократической партии, на первых парламентских выборах выдвинула от района Стамбула кандидатуру Манияс-заде. Однако в марте 1909 года Манияс-заде скоропостижно скончался. После его смерти руководство демократической партией взял на себя его секретарь – адвокат Беха-бей, который начал издавать на турецком языке газету «Возрождение». Однако Беха-бей, получив высокую должность в правительстве, вскоре отошел от этого движения. В этой партии состоял и Фуад Шюкрю-бей, который несколько раз выступал на районных собраниях гнчакистов со смелыми нападками на иттихадистов. Вскоре он был арестован и сослан на греческие острова, затем ему удалось выехать за границу. Оставшиеся 5 – 6 человек из руководителей партии также были арестованы. Таким образом, в демократической партии остались только албанцы и черкесы. «Отныне наши собрания, – писал С. Сабах-Гюлян, – мы проводили тайно в доме у известного врача Темо, албанца по происхождению. Темо был убежденным демократом, опытным деятелем с большим стажем работы, честным и отважным человеком, не обращавшим внимания на угрозы и запугивания. За короткое время его дом стал местом свидания всех албанцев. Антииттихадистская восставшая Албания набиралась в этом доме сил и мужала для будущей борьбы против Иттихад».
А о том, что стало с этой партией и когда она прекратила свое существование, С. Сабах-Гюлян рассказывает следующее: «Черкесы и албанцы – демократы сохранили свое существование до того времени, пока была организована партия Итиляф. По предложению Дамата Салих-паши, черкеса по происхождению, и по нашему указанию они вошли в состав партии Итиляф и впоследствии сыграли в ней очень большую роль».
Вышеизложенные факты проливают новый свет на историю создания Османской демократической партии (ОДП).
Кроме практической работы, которую довольно интенсивно развернула гнчакская партия, она включалась также и в марксистскую социалистическую пропаганду. В 1909 – 1914 гг. она напечатала ряд периодических изданий. В этот период в Стамбуле выходили периодические издания партии – «Кохак» («Волна»), «Нор осанк» («Новое течение»), «Кайц («Искра»), «Нор ашхар» («Новый мир») и другие. Параллельно с периодикой издавались также брошюры, посвященные проблемам теории социализма, связанным с политикой партии Гнчак. Одновременно пропаганда марксистских идей продолжала занимать центральное место и на страницах, выходящих за рубежом органов гнчакской партии, самыми важными из которых были «Гнчак» и «Еритасард Айастан» («Молодая Армения»). До нас дошли не все брошюры, изданные партией Гнчак в тот период, но и дошедших достаточно, чтобы составить ясное представление о той идеологической борьбе, которую вела партия против противников социализма. С этой точки зрения большой интерес представляет изданная в 1911 году в Константинополе брошюра М. Гелофянца «Партийная борьба», посвященная защите идей марксизма и социалистического движения. В предисловии автор писал, что буржуазные правительства, как показывают политические события XIX века, не могут удовлетворить экономические требования народов, именно поэтому на арене появился научный социализм, и за короткое время набрал такую мощь и силу, что недалек тот день, когда это мощное народное движение, сметет как республику, так и конституционную демократию.
Автор предвидел ужесточение политической борьбы, в которой окончательную победу одержат, без сомнения, демократы, по эта победа предопределяется правильным сознанием народа, тем сознанием, которое ляжет в основу победы научного социализма.
В брошюре исследуются и резко критикуются идейные принципы конституционных рамкаваров. Заметим, что эта партия только начинала разворачивать свою деятельность в Турции. Армянская партия конституционных рамкаваров была создана в Стамбуле в 1908 году.
В брошюре говорится также о необходимости классовой борьбы и уничтожении классов как об одном из основных положений социализма. В этой связи дается критика партии Конституционных рамкаваров, отрицающей классовую борьбу и стремящейся к увековечению существующих классов. Автор по пунктам анализирует программу партии, которая, выступая под названием «народной», не имеет ничего общего с народом и его интересами, более того, она является партией антинародной. Критикуя партию рамкаваров, М. Гелофянц берет под защиту научный социализм.
Перенеся центр своей деятельности из-за границы в Турцию, гнчакская партия развернула широкую деятельность по изданию подобных брошюр.
В истории социалистического движения особое место занимает ежемесячная социал-демократическая газета «Кайц» – орган гнчакского студенческого общества Константинополя, издававшаяся в 1911 – 1914 годах. Она выходила на 32-х печатных страницах.
Цели и задачи студенческого общества гнчакской партии были изложены в его уставе-программе, напечатанной в газете под рубрикой «Цель». В уставе говорится, что:
1) студенческое общество социал-демократической партии Гнчак стремится дать своим членам разностороннее образование, опираясь на научный социализм, и таким образом укрепить связи между студентами, собравшимися под знамя классовой борьбы;
2) распространять в народе свои идеи и принципы, способствуя тем самым прогрессу народного просвещения;
3) создать в различных городах Турции студенческие и школьные общества единомышленников.
Одной из основных задач, которую ставило перед собой общество, была организация лекций по самым различным проблемам научно-общественного и политического развития, издание брошюр, книг и отдельных исследований. Общество ставило перед собой задачу развернуть свою пропаганду на двух языках – армянском и турецком.
Студенческое общество, кроме последовательной пропаганды марксизма, проводило большую и кропотливую работу по подготовке кадров, которые должны были продолжить дело, поставив «го на более прочную основу. С этой точки зрения примечательна редакционная статья газеты, обращенная к студентам – выпускникам: «Пользуясь случаем, газета рада пожелать своим товарищам, восемнадцати студентам-выпускникам этого года, доброго пути. Они вступают в жизнь, в классовую борьбу с новым оружием в руках. Мы уверены, что они не пожалеют сил для мирного труда, по которому так соскучился молодой еще пролетариат Турции. Так давайте же, товарищи, пойдем к рабочим, пойдем туда, где под властью угнетателей царят апатия и неподвижность, мрак невежества и предрассудков. Озарим этот мрак светом социализма. Угнетаемый рабочий класс заждался вас – деятелей, которые проложат ему дорогу. Пусть сама жизнь воодушевляет вас на великие свершения».
Основной задачей газеты в этот период становится возобновление издания статей и исследований по важным проблемам теории марксизма и социалистического движения, популяризация биографий К. Маркса, Ф. Энгельса и других видных деятелей.
Всю эту работу газета вела с национальных и социал-демократических позиций, что представляет новый этап в истории печати и общественно-политической мысли Турции.
Экстренный выпуск газеты выходит с портретом К. Маркса и редакционной статьей «Памяти Маркса» на первой странице. В статье говорится: «Как коммунист он основал новую школу – научный социализм, иными словами марксизм. Утопическому социализму он противопоставил научный социализм». «Как экономист он открыл закон прибавочной стоимости, дал ему научное обоснование. Как философ он разгромил идеалистические концепции, противопоставляя им материалистические. Он доказал, что не идеи управляют жизнью, а экономическая жизнь рождает идеи». Далее «Кайц», обсуждая проблемы, связанные с марксистской теорией, отмечает также, что «К. Маркс первый доказал, что история ничто иное, как классовая борьба».
Очень высокую оценку дает газета практической революционной деятельности К. Маркса: «Как революционер К. Маркс был смелый боец, не признающий отступления. Он принял участие во всех имевших место при его жизни революционных движениях. Он был уверен, что поражение буржуазии и победа пролетариата неизбежны. По К- Марксу, пожар революции охватит здание капитализма и сожжет его дотла. Пролетариат с оружием в руках разрушит это здание».
Газета находит также, что «как организатор К. Маркс был очень энергичный и деловой. Благодаря ему был организован II Интернационал, его стараниями объясняется четкая организация германской социал-демократии».
В статье, озаглавленной «Биографический очерк», детально и разносторонне анализируется как теоретическая, так и практическая деятельность К. Маркса. Подробно излагается роль Ф. Энгельса в деле теоретической разработки марксизма, отмечается, что «Маркс – Энгельс» – отождествленные имена. В статье биография К- Маркса прослеживается шаг за шагом: детство, отрочество, юность, студенческие годы. Затем приводится внушительный список литературы, исследованной К. Марксом, перечисляются работы самого К. Маркса. Далее в статье говорится о работе «Святое семейство», созданной совместно с Ф. Энгельсом. Большое место уделяется «Манифесту коммунистической партии», значение, которого определяется следующим образом: «Эта книга открыла новую страницу в социалистическом движении. Здесь мы впервые прочли, что история всех обществ – это история классовой борьбы. Это единственное верное и научно обоснованное толкование истории. Проходили века, сменялись поколения, но никто так и не смог дать ответа на то, что же такое история. Она ожидала своего часа и таких гениальных мыслителей, как К. Маркс и Ф. Энгельс, которые дали понятию история научное определение. Коммунистический манифест, – продолжает автор статьи, – является путеводной звездой всего сознательного пролетариата».
В статье не оставлена без внимания и редакторская работа К. Маркса и Ф. Энгельса. Упоминаются все редактированные ими газеты, которым дается очень высокая оценка. Перечисляя труды К- Маркса, автор статьи специально останавливается на «Капитале», который явился «венцом творений К. Маркса, знаменем всей его жизни». Затем в статье дается подробный анализ современного состояния международного социалистического движения. Статья завершается словами Ф. Энгельса, сказанными в связи со смертью К. Маркса.
Подобного рода пропаганды и защиты идей марксизма, подобного анализа теоретической и практической деятельности К. Маркса мы не встречаем в Турции не только в те годы, но и намного позже. В том же духе и стиле написаны другие статьи, такие, как «К. Маркс и пролетарская борьба», «Гуманистические взгляды марксизма», «К. Маркс и союзы ремесленников».
В том же номере газеты напечатаны письма К. Маркса о «Восточном вопросе» и отрывок из работы «К критике политической экономии», озаглавленный «Исторический материализм».
Таким образом, честь первого издания трудов К. Маркса, явившегося в истории общественно-политической мысли Турции событием огромного значения, принадлежит газете «Кайц». Этот важный исторический факт имел место в 1913 году.
Однако, это важное событие осталось без внимания со стороны специалистов-туркологов. Странно и то, что этот факт не удостоился внимания и тех специалистов, которые занимаются историей общественно-политической мысли, распространения марксизма в Турции.
Благодаря богатству и уникальности материала, опубликованным впервые работам К. Маркса, защитой положений марксизма с позиций социализма, анализу международного социалистического движения и другим ценным статьям, экстренный номер «Кайц» занимает исключительное место в истории общественно-политической мысли Турции, особенно в истории распространения марксизма.
Но значение «Кайц» не исчерпывается лишь этим номером. Как уже было сказано, газета выходила с 1911 по 1914 годы и Играла значительную роль в распространении марксизма в Турции.
Газета печатала отрывки из работ Ч. Дарвина. Она напечатала на своих страницах также статью М. Горького о молодежи.
Как отмечалось выше, вместе с изданием первоисточников, газета публиковала многочисленные статьи, посвященные разбору, анализу, защите и обоснованию отдельных положений теории Марксизма. Из серии таких статей следует отметить такие, как «История философии», «Народовластие и коммунизм», «Условия Для возникновения научного социализма», «Научный социализм», Исторический материализм», «Философский материализм», «Что такое класс?», «Женский вопрос и социал-демократия», «Взаимосвязи экономики и идеологии», «Парламентаризм и социализм», «Развитие социалистических идей», «Значение марксистской диалектики», «Социализм и аграрный вопрос», «Что такое социализм?» и т. д. Объем многих статей был большим, и они печатались в нескольких номерах. Многие из этих статей впоследствии были изданы отдельными брошюрами.
В газете очень большое внимание уделялось женскому вопросу. Число статей, посвященных этой проблеме, довольно внушительно. В них исследовался женский вопрос как в Турции, так и в различных странах мира. При обсуждении вопросов, связанных с эмансипацией женщин, авторы статей опирались для доказательства своих тезисов на известную работу А. Бебеля.
«Кайц», являясь студенческой газетой, естественно, большое внимание уделяла молодежи, студенческим проблемам. Во многих статьях детально обсуждались молодежные студенческие движения как в Турции, так и во многих странах, особенно в Европе и России. Пропагандируя студенческие революционные движения, газета особо останавливалась на России, показывая, что в развернувшемся там революционном движении плечом к плечу шагали студент и рабочий, желая тем самым воздействовать на молодежное движение в Турции, создать единый фронт трудящихся и молодежи.
Партия Гнчак не довольствовалась пропагандой теории марксизма, а стремилась связать социализм с рабочим движением. Богатством и разнообразием выделяется также раздел газеты, посвященный международному социалистическому движению. Читатель найдет здесь материалы по всем странам, где существовало социалистическое движение, анализ которого, как правило, связывается с самыми жгучими вопросами современности. На страницах газеты обсуждаются вопросы, касающиеся социалистического движения в отдельных странах, союзов ремесленников, партийной и классовой борьбы и т. д.
Редакция газеты часто обращалась к видным деятелям международного социалистического движения с просьбой написать статью специально для «Кайц», и большей частью просьба редакции удовлетворялась.
Как «Кайц», так и все газеты партии Гнчак не упускали ни одного повода для пропаганды марксизма и международного рабочего движения. Печатали на своих страницах портреты видных деятелей движения, давали подробные справки биографического характера.
Партия Гнчак уделяла очень большое внимание распространению марксизма и вопросам социалистического движения в самой Турции. Она посвящала этой проблеме массу статей, в которых подробно и последовательно защищала свои убеждения. В многочисленных статьях она доказывала своим противникам, утверждавшим, что в Турции еще не созрели благоприятные условия для Социалистического движения и марксизма, следующее: в Турции уже есть пролетариат, следовательно, уже созданы условия для социалистического движения и марксизма.
Противники партии Гнчак писали следующее: «Социализм не имеет почвы в Турции. Идея социализма – хорошая идея, но пропаганда этих идей для нас преждевременна, потому что Европа и Турция находятся на разных уровнях экономического развития. Современный экономический строй Европы представляет для социализма подходящую почву, а в Турции – нет. Подождем, пока Турция достигнет уровня цивилизованных европейских государств «при благоприятных условиях приступим к социалистической пропаганде. Ни буржуазии, ни пролетариата в европейском значении этих слов в Турции пока нет и, следовательно, преждевременно говорить о социалистической деятельности».
Партия Гнчак писала в ответ: «Да, современный экономический строй Европы представляет благоприятную почву для социализма. И, все-таки, в Турции также есть для него необходимые условия. Пропаганду социализма в Турции следует вести в той степени, в какой есть для него условия. Те, кто ждет, пока Турция достигнет уровня Европы, должны понимать, что сама жизнь не ждет. Сегодня рабочие должны действовать в силу своих сегодняшних возможностей, завтра же – в силу завтрашних. Ждать – значит совершить самоубийство. Следовательно, напрашивается вывод: «степень социалистической деятельности соизмеряется степенью экономического развития страны».
Затем газета на примерах поясняет свою точку зрения. Она пишет, что «если в Турции есть 5 миллионов, а во Франции – 20 миллионов рабочих, это вовсе не означает, что рабочие в Турции Должны сидеть сложа руки и ждать, пока их число достигнет 20 миллионов. Не секрет, что рабочий класс в Турции эксплуатируется более жестоко, чем рабочий класс во Франции. Турецкий рабочий работает больше и хуже оплачивается.
Правильно и то, что рабочий класс – единственная революционная сила, борющаяся за социализм, но это обстоятельство никогда не мешало нам вести пропаганду и среди крестьян, распространять среди них дух социализма, организовать их на почве социализма в той мере, в какой нам будут способствовать условия. Разве может социалист бояться трудностей?».
Анализируя уроки русской революции, партия Гнчак пишет:
«В процессе русской революции рабочий класс и крестьянство выступали рука об руку, и рабочий класс может одержать победу только благодаря этому союзу. В Турции рабочие и крестьяне должны выступить в союзе. По этой причине социал-демократия должна вести свою социалистическую пропаганду как среди пролетариата, так и среди крестьянства. Она должна подготовить всех трудящихся и вести их к победе социалистической революции».
Такими принципами руководствовалась партия Гнчак в Турции. Пропаганда ею социализма, как устная, так и письменная служила этой цели.
Идеи социализма и вопросы социалистического движения обсуждались и на собраниях органов печати партии Дашнакцутюн, которая имела в Турции большое распространение. Почти во всех крупных городах Турции и районах с армянским населением партия Дашнакцутюн имела свои органы печати. Будучи довольно мощной организацией и заключив союз с Иттихадом, партия Дашнакцутюн после провозглашения конституции заняла в общественно-политической жизни Турции довольно важное место. Она создала свои местные организации по всей стране. Партия Дашнакцутюн, как и партия Гнчак, на страницах своей печати обсуждала вопросы теории и практики социализма.
Однако между пропагандистами этих партий есть коренная разница. Если партия Гнчак пропагандировала положения марксистского учения, то партия Дашнакцутюн проповедовала и распространяла такой социализм, который не имел ничего общего с марксизмом. Время от времени на страницах печати Дашнакцутюн находила место критика тех или иных положений марксизма. Марксизм в печати партии Дашнакцутюн выступает в виде оппортунистических теорий II Интернационала.
И, все-таки, несмотря на это, в условиях отсталой Турции пропаганда социализма, пусть даже в таком виде и на таком уровне имела, несомненно, прогрессивное значение. Во всяком случае, даже эта пропаганда стояла на несравненно более высоком уровне, чем пропагандируемый Османской социалистической партией социализм.
Такова в общих чертах проделанная в Турции армянскими политическими партиями работа в области пропаганды марксизма, теории социализма и социалистического движения.
Исходя из изложенных выше материалов, можно сделать следующие выводы.
- История общественно-политической мысли и распространения марксизма в Турции – это сумма достижений общественно-политической мысли всех народов, входящих в состав Османской империи.
- Знакомство с ролью, которую сыграли армяне в деле распространения марксизма в Турции, меняет утвердившееся в современной туркологической литературе представление об этой проблеме.
- Первой социал-демократической партией, призванной к жизни в многонациональной Турции, была армянская партия Гнчак, основанная в 1887 году.
- Первой социалистической газетой Турции была «Гнчак», которая начала издаваться в Женеве с 1887 года.
- Партия Гнчак, возникнув как социалистическая организация, прошла под влиянием русского и европейского революционного движения эволюцию, встав на национальную социал-демократическую позицию, которая получила свое окончательное оформление в 1905 году.
- Социалистическое движение в Турции начинается с 1890 года, когда сюда приезжают деятели партии Гнчак и начинают основывать свои местные организации. А пропаганда марксизма и социалистических идей начинается с 1887 года, т. е. с основанием газеты «Гнчак».
- «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса впервые был напечатан партией Гнчак в журнале «Гахапар», издававшемся в Афинах в 1894 году. Отдельными брошюра ми были изданы одна глава из работы К. Маркса «Наемный труд и капитал» под заглавием «Что такое наемный труд?» (1893 г.) и работа Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» под заглавием «Научный социализм» (1894 г.).
- Социалистическое движение в Турции получило заметное развитие в годы первой русской буржуазно-демократической революции, когда турки, армяне, курды, арабы и греки поднялись на совместную борьбу против абдулхамидовского режима в Восточной Анатолии и Западной Армении.
- После победы революции 1908 года сложились некоторые благоприятные условия для создания в Турции социалистической печати и укрепления социалистических организаций. В период 1908 – 1914 гг. большой размах получило в Турции издание армянских газет, на страницах которых пропагандировалось учение социализма. Однако исключительное место отводится газетам «Нор Кянк» (1909 г.) и «Кайц». Работы классиков марксизма, более конкретно – письма К. Маркса о Восточном вопросе и отрывок из его работы «К критике политической экономии» впервые увидели свет в Турции в газете «Кайц» в 1913 году.
- Детальное изучение деятельности политических организаций и партий народов, входящих в состав Османской империи, в деле пропаганды теории марксизма и социалистического движения, несомненно, еще более обогатит наши знания по интересующей нас проблеме и значительно изменит наши представления о ней. Только тогда станет возможным создание цельного и глубокого исследования по истории общественно-политической мысли Турции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.